Министерство юстиции предлагает дополнить 47 статей Уголовного кодекса (УК) РФ возможностью обязательных работ в качестве меры альтернативной лишению свободы или штрафам.
В их числе статьи "воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий", "нарушение правил охраны труда", "воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов", "воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий". Кроме того, этот вид наказания сможет грозить обвиняемым в угрозе убийством, оскорблении судьи или присяжного, клевете в отношении судьи, присяжного, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя, фальсификации доказательств по гражданскому делу, разглашении данных предварительного расследования и сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, похищении, уничтожении или сокрытии официальных документов, штампов или печатей и подделки идентификационных номеров транспортных средств, неправомерном доступе к компьютерной информации, незаконной выдаче паспорта гражданина РФ, заражении венерической болезнью, незаконном получении кредита, заведомо ложном сообщении об акте терроризма, незаконной рубке леса, приобретении и хранении наркотиков без цели сбыта, незаконном усыновлении, грабеже без отягчающих обстоятельств, уничтожении или повреждении имущества по неосторожности, незаконном обороте драгоценных металлов и камней, неоказании помощи больному, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, приведении в негодность объектов жизнеобеспечения, нефте- и газопроводов, жестоком обращении с животными, а также практически за все экологические преступления — от загрязнения атмосферы до браконьерства, и так далее.
Такие изменения позволят избежать «безальтернативного назначения лишения свободы», а также помогут осужденным с тяжелым материальным положением, не всегда способным заплатить штраф, предусмотренный по ряду уголовных статей, отмечается в пояснительной записке.
По данным Минюста, в 2008 году к исправительным работам были осуждены 47519 человек, обязательным работам — 52439 человек.
В то же время ведомство отмечает несовершенство действующей системы наказания: если лицо, виновное в совершении ряда преступлений, на момент вынесения приговора имело основное место работы, то ему не может быть назначено наказание в виде исправительных работ. Отсутствие в санкции сорока семи указанных Минюстом статей такого вида наказания, как обязательные работы, увеличивает вероятность применения к нему наказания в виде лишения свободы.
Так, например, трудоустроенный человек не может быть приговорен к исправительным работам — одному из видов наказания без лишения свободы. Таким образом, лица работающие на момент постановления приговора находятся в худшем положении по сравнению с безработными. «В ряде случаев лицу, имеющему основное место работы, назначается наказание в виде лишения свободы, тогда как к неработающему могут быть применены исправительные работы», — сообщается в пояснительной записке.
Министерство же предлагает приговаривать нарушителей к общественно полезным работам независимо от таких критериев, как социальное благополучие. При этом, обязательные работы, которые предлагается не оплачивать, можно будет выполнять в свободные от основных занятий осужденного часы.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ» не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других нормативных актов РФ, отмечает Минюст.
Как говорится в пояснительной записке к документу, эта инициатива была разработана по поручению президента страны Дмитрия Медведева по итогам VII Всероссийского съезда судей.
История вопроса
Напомним, в начале декабря 2008 года Медведев призвал облегчить меру пресечения за неопасные социальные деяния. На съезде судей президент отметил, что в России огромное количество людей проходят через тюрьму, что серьезно усложняет их дальнейшую социализацию и негативно отражается на общественных установках. Поэтому, считает президент, если речь не идет о человеке, который совершил общественно опасное преступление, следует отказаться от меры в виде лишения свободы. Медведев сообщил, что в целом поддерживает решения, касающиеся декриминализации и применения альтернативных мер наказания.
В начале июня этого года Минюст представил в Общественную палату проект поправок в УК и КоАП, который переведет ряд преступлений из уголовных в разряд административных правонарушений
Поправки в УК предусматривают введение исправительных работ как административное наказание лицам, уже имеющим постоянную работу. Обязательные работы назначаются судьей и заключаются в общественно полезных работах в свободное от работы или учебы время не более четырех часов в день. Исправительные работы отбываются по месту основной работы с удержанием от пяти до двадцати процентов заработка в доход государства. Кроме того, облегчаются условия исправительных работ для осужденных по статьям УК.
Также с инициативой либерализации УК уже давно выступает Верховный суд (ВС). Председатель ВС Вячеслав Лебедев в своих публичных выступлениях неоднократно говорил о том, что некоторые уголовные преступления так называемого «частного обвинения» должны быть декриминализованы. По его словам, такие уголовно наказуемые деяния, как оскорбление или побои, по степени вреда и общественной опасности несоразмерны наказаниям, которые предусмотрены за их совершение.
ВС сам активно работает над гуманизацией Уголовного кодекса по своему направлению. В частности, к осени 2009 года готовится принятие постановление пленума суда с разъяснениями назначения мер наказания за совершенные преступления. Основной упор при этом предполагается сделать на то, чтобы судьи в приговорах назначали осужденным не только лишение свободы, как это бывает чаще всего, но использовали бы и альтернативные виды наказания, предусмотренные УК, — арест, обязательные и исправительные работы.
По данным Лебедева, в 2007 году 42 процента подсудимых были осуждены к условным срокам, 33 процента — к реальным, 12 процентов — к исправительным работам и лишь 4,8 процента — к обязательным работам. Именно последнюю меру наказания Лебедев призывает применять более широко, поскольку, по данным статистики, пребывание за решеткой граждан, осужденных за незначительные преступления, лишь способствует росту рецидивов: 43 процента бывших заключенных вновь совершают правонарушения, в то время как число рецидивистов среди тех, кто отбывал альтернативные виды наказания, составляет лишь 8 процентов.
По данным УФСИН на первое июля 2009 года, в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ содержалось почти 888 тысяч человек, в том числе в 755 исправительных колониях — 735,2 тысяч, 225 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов — 144,5 тысяч человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 7,3 тысяч человек. В учреждениях содержится 69,9 тысяч осужденных женщин, при женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает 820 детей.
Эксперты положительно оценивают предложенные Минюстом меры, поскольку они должны привести к снижению посадок по нетяжким статьям. Но для того чтобы эти меры воплотились в жизнь, нужен специальный закон, регламентирующий общественные работы, заявил «Ведомостям» бывший генпрокурор Юрий Скуратов. Сейчас, по словам Скуратова, они практически не применяются: не определены места проведения работ, сферы, где они действительно необходимы, и т. д.