ПРАВО.ru
Актуальные темы
14 января 2009, 14:40

Права Comedy Club не воспринимают всерьез

Права Comedy Club не воспринимают всерьез
Артур Джанибекян

14 января в Арбитражном суде Московской области пройдет очередное заседание по иску компании «Камеди Клаб Продакшн Лтд» (шоу «Комеди Клаб») к Дмитровскому заводу «ОСТ-Алко» (дело № А41-23319/08) под председательством судьи Ольги Львовны Горожановой. Представители юмористов будут бороться за исключительные права на использование товарного знака.

Производители водки «Comedy Style»  зарегистрировали в Роспатенте название алкогольного напитка в мае 2008 года. Двумя годами раньше (в мае 2006 года) компания «Камеди Клаб Продакшн Лтд» стала обладателем исключительных прав на товарный знак «Comedy Club Moscow Style». При этом на слова «Moscow» и «Style» защита интеллектуальной собственности не распространяется. В качестве ответчиков по иску задействовано сразу три крупные компании: ООО «Дмитровский завод алкогольной продукции „Ост-Алко"» (ДЗАП «ОСТ-Алко»), ООО «Ашан» и компания «Эсполон» — заказчик продукции. Цена вопроса - 5,5 миллионов рублей. Напомним,  что компания «Камеди Клаб Продакшн Лтд» подала иск в ноябре прошлого года. 

Тогда генеральный продюсер организации Артур Джанибекян заявил,  что изображение на продукции ДЗАП «ОСТ-Алко» полностью скопировано с логотипа «Comedy».  Он также добавил, что его компания уже пользуется товарным знаком, однако размещает его в других категориях, среди них: пляжные принадлежности и слабоалкогольные коктейли. По словам продюсера, его возмутил сам факт использования логотипа юмористической программы для рекламы водки, он считает, что размещение знака на подобном товаре «не совсем соответствует позиционированию бренда».  

Представители водочного завода отрицают свою причастность к конфликту, об этом заявил юрист компании Артем Ибрагимов. По его мнению,  ДЗАП «ОСТ-Алко» занималось исключительно услугами разлива продукции.  Ситуация кажется сложной еще и потому, что компания «Эсполон», также выступающая в качестве ответчика по иску «Камеди Клаб Продакшн Лтд», к началу судебного разбирательства инициировала регистрацию «нескольких изобразительных знаков», имеющих непосредственное отношение к торговой марке «Comedy Style», об этом сообщил юрист компании Андрей Мартынов.

Напомним, что «Камеди Клаб» является одной из десяти самых популярных юмористических программ на российском рынке телерадиовещания. Кроме того, журнал Forbes поставил компанию «Камеди Клаб Продакшн Лтд» на второе место в своем ежегодном рейтинге «50 звезд», поскольку годовой  оборот юмористов в 2007 году составил 25 миллионов долларов.

По мнению аналитиков, ситуация не является прецедентом. Производителю выгодно размещать на своей продукции логотип, сходный с раскрученным брендом. Подобная имитация позволяет снизить затраты на разработку нового товарного знака и его продвижение. Как правило, доверие потребителя в таких случаях является абсолютным.

Ситуацию прокомментировали юристы компании «Городисский и партнеры —  Юридическая фирма патентных поверенных»:

«Имитация известных брендов  является довольно распространенным явлением, и появление таких подделок  свидетельствует о завоевании  конкретным товарным знаком  определенного рыночного положения и доверия потребителей. Причина регистрации обозначений-двойников объясняется  несовершенством российского законодательства, в котором принято  устанавливать степень „отдельных отличий" товарного знака, основываясь на  субъективном мнении экспертов Роспатента.

Нa наш взгляд, при возникновении споров о тождестве товарных знаков до степени смешения, следует применять подход, существующий в зарубежных законодательствах.  Там, при оценке сходства товарных знаков, анализ осуществляется не только с позиции мнения экспертов, но и посредством опроса потребителей, которые официально выступают в качестве равноправной стороны правоотношений в области товарных знаков».