Арбитраж — это преимущественно международное направление разрешения споров для российских юридических фирм. Все опрошенные фирмы участвовали хотя бы в одном международном споре с 2019 по 2024 год. При этом 22% юркомпаний занимаются только международными разбирательствами, отметила старший юрист практики международного арбитража и трансграничных споров Полина Тулина.
Если говорить о самых популярных площадках, где опрошенные юристы представляли клиентов с 2019 по 2024 год, то по частоте упоминания среди российских институтов лидирует Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате, а среди иностранных — Лондонский международный третейский суд (LCIA). Правда, в последние три года лондонский арбитраж теряет былую популярность из-за санкционных ограничений и геополитической ситуации. Поэтому сейчас юристы согласовывают передачу споров в арбитражные институты из Азии, включая Гонконгский арбитражный центр (HKIAC) и Сингапурский международный арбитражный центр (SIAC). Это подтверждает и официальная статистика. Так, количество споров с участием лиц из РФ в Сингапурском арбитраже выросло: в 2023 году их было всего 11, а в 2024-м — уже 25. Правда, почти во всех делах отечественные компании выступают ответчиками. SIAC привлекает российских предпринимателей отсутствием проблем с платежами и тщательностью подбора арбитров.
Заместитель советника SIAC Маргарита Дробышевская рассказала, что при назначении арбитров их институт учитывает широкий спектр факторов, включая специализацию, квалификацию и опыт кандидата, характер, сложность и размер заявленных требований, но не ограничивается этим.
Юрфирмы при выборе арбитров опираются на собственное представление о юррынке и рекомендации коллег, отметила Тулина. На втором месте — список арбитражного института, администрирующего спор. На третьем — список другого института с более удобной (user-friendly) базой, а еще юридические рейтинги.
Отвечая на вопрос аудитории о значении национальности, Дробышевская пояснила, что SIAC стремится назначать нейтральных единоличных и председательствующих арбитров, национальность которых не совпадает с национальностью сторон. В делах с участием российских сторон приоритет отдается кандидатам, которых стороны будут воспринимать как беспристрастные в нынешней геополитической ситуации.
Вообще, в текущих условиях стороны хотят больше контролировать процесс назначения арбитров, поэтому чаще согласовывают списочные процедуры назначения председателя или единоличного арбитра. Это еще один тренд, который стал понятен благодаря исследованию RWA. Примечательно, что 17% опрошенных юрфирм согласовывали кандидатуру потенциального арбитра в арбитражной оговорке, обратила внимание старший юрист практики разрешения международных споров АБ Анна Авдулова.
- Специализация на предмете спора.
- Позиция по правовым вопросам, поднимаемым в споре.
- Репутация в арбитражном сообществе.
- Опыт в качестве арбитра.
- Рекомендации коллег.
С 2019 по 2024 год стало на 17% больше юрфирм, назначавших женщин в качестве арбитров, следует из слов респондентов. Этот показатель составляет уже 87%. Авдулова отметила, что 39% юрфирм из исследования учитывают пол при выборе и назначении арбитров, а 22% даже считают, что у женщин-арбитров есть преимущества.
74% опрошенных фирм считают, что молодые арбитры в чем-то могут быть лучше. Представители Российского арбитражного центра, присутствовавшие в зале, отметили, что готовы назначать молодых арбитров в споре с небольшой суммой исковых требований, если такие специалисты имеют хотя бы десятилетний опыт работы в юридической профессии.
Отдельно Авдулова подчеркнула, что количество российских арбитров, назначенных в международных спорах, выросло за последние три года. Правда, их стараются назначать преимущественно в спорах с российским элементом: участие российской стороны, администрирование российским арбитражным институтом, место арбитража в России и подобное. Назначений арбитров из Европы ожидаемо стало меньше, а из Латинской Америки, Азии и с Ближнего Востока — существенно выросло, резюмировала Авдулова.