Как модифицировались бизнес-процессы коллегии за последние годы? Какие новые компетенции потребовались вашей команде?
За последние три года ситуация на рынке юридических услуг заметно изменилась под влиянием геополитических факторов. Это привело к формированию нового сегмента спроса, где клиенты ожидают неординарных и прогрессивных решений. Круг задач и клиентура коллегии вышли за пределы России и Израиля, охватив множество других стран.
Расширение географии и спектра вопросов потребовало предоставления поддержки не только в Израиле, но и в различных юрисдикциях. Для одних клиентов актуальны операции с активами в России и помощь в адаптации за рубежом, для других — новые возможности, связанные с уходом иностранных компаний с российского рынка и редомициляцией активов. В этих условиях привычные подходы потребовали пересмотра.
Перед руководством коллегии Эли (Илья) Гервиц встал вопрос о необходимости расширить команду за счет экспертов в области российского права, трансграничных сделок, санкционного регулирования и международного налогового консультирования. Изначально такие услуги не были в приоритете: коллегия фокусировалась на израильском праве, но рост объема подобных запросов сделал это направление востребованным.
Ожидалось, что клиенты самостоятельно найдут решения для своих задач. Но практика показала, что участие коллегии в качестве связующего звена между Россией и Европой не только не замедляет, но часто ускоряет реализацию проектов благодаря наработанным контактам и высокой компетентности.
В условиях работы с разными странами и правовыми системами возникла потребность в координационном центре для управления процессами и централизации информации. Так зародилась идея проекта Your first out-Russian law firm — глобального юридического консультанта с единым координационным центром в Израиле.
Вы присоединились в 2023 году, что изменилось в коллегии с тех пор?
С момента моего прихода в коллегию в 2023 году команду усилили консультантами с экспертными знаниями в новых для компании юридических практиках. Это позволило расширить спектр оказываемой поддержки, привлечь новых клиентов и укрепить деловые связи.
В течение двух лет совместной работы удалось реализовать важные организационные инициативы, результатом которых стало создание новых департаментов, в том числе Департамента международного права. Юридические услуги сформировали с опорой на реальные запросы клиентов, поэтому они оказались востребованными и актуальными.
Сегодня структура Департамента международного права представлена двумя главными секторами:
- российского права (корпоративное право и M&A, банкротство, коммерческое право, недвижимость и строительство, недропользование, антимонопольное регулирование, разрешение споров, налоговое право, семейное и наследственное право);
- международного права (санкционное право и комплаенс, интеллектуальная собственность, корпоративное право и M&A, контрактное право).
Кроме того, коллегия расширила партнерскую сеть за счет присоединения иностранных юридических фирм и ведущих компаний, работающих над государственными программами гражданства. А в январе запустила проект Your first out-Russian law firm.
С какими запросами чаще всего обращаются к вам клиенты из России? Как изменилась структура этих запросов за последний год?
По сложившейся традиции наиболее часто поступают запросы, связанные с получением израильского гражданства, оформлением международных проездных документов (даркона или лессе-пассе), открытием банковских счетов и урегулированием армейского статуса.
После 2022 года значительно выросло количество кейсов, касающихся перевода капиталов из России в Израиль и сделок с израильской недвижимостью, в результате чего эти услуги приобрели статус приоритетных для коллегии.
В Департаменте международного права отмечается спрос на разблокировку инвестиционных активов, проведение мультиюрисдикционных сделок M&A. Параллельно увеличилось число обращений по внесению изменений в базы данных LSEG (World-Check) и Dow Jones Risk & Compliance, снятию статуса публично значимых лиц (PEP), а также подготовке юридических заключений и расширенных отчетов по проверке благонадежности (EDD) для комплаенс-отделов банков и других организаций. В большинстве подобных дел был достигнут положительный результат.
Юрист нового поколения — это стратегический консультант, применяющий экспертные правовые знания, навыки LegalTech и креативный подход для разработки и реализации инновационных решений в условиях динамично меняющейся среды.
Недавно мы завершили комплексное сопровождение сделки M&A, представляя интересы частного клиента — продавца активов российского предприятия. Все этапы сделки — от переговоров о заключении договора и подготовки документов до закрытия — велись дистанционно. Сумма сделки превысила 2 млрд руб. Это неплохой результат для департамента, который полноценно функционирует всего полгода.
Какие юридические услуги сейчас наиболее востребованы у русскоязычных израильтян — клиентов в Израиле?
В сфере израильского права у русскоязычных клиентов коллегии наиболее востребованными услугами стали оформление сделок с имуществом, ведение наследственных дел и нотариальные услуги. Мы обеспечиваем комплексную правовую поддержку по этим направлениям: представительство интересов клиентов в государственных органах и судах, взаимодействие с банковскими структурами, консультации по соответствующим аспектам нормативного регулирования.
Значительная часть русскоязычных израильтян сохраняет гражданство России и поддерживает семейные либо имущественные связи с РФ. Это обуславливает постоянную потребность в квалифицированной юридической помощи при совершении сделок с активами в стране исхода, участии в корпоративных процедурах, оптимизации налогообложения и при оформлении документов для признания их юридической силы в обеих юрисдикциях.
Есть ли потребность в сотрудничестве с российскими юридическими фирмами для решения проблем ваших клиентов? Если да, то как происходит такое взаимодействие?
Безусловно, привлекать российские юридические компании необходимо. Несмотря на наши достижения и амбиции, по численности адвокатов и охвату экспертных знаний мы придерживаемся формата юридического бутика. Понятно, что собственными силами удовлетворить весь спектр запросов клиентов невозможно без выстраивания устойчивых партнерских связей.
К выбору юридических компаний-партнеров мы относимся с особой тщательностью, работая исключительно с ведущими игроками рынка. Среди традиционных (рульфов) и новых российских юридических фирм (ньюльфов) значительное число представителей демонстрирует уровень сервиса, профессионализма и оперативности, который не только соответствует, но порой превосходит зарубежные стандарты.
Стратегическое партнерство реализуется, в частности, в сфере разблокировки активов и контрсанкционного регулирования. С российскими юрфирмами коллегия сотрудничает по реферальным договорам и другим соглашениям, что помогает комплексно защищать интересы клиентов в России и за рубежом.
Какие направления ваша юрфирма планирует развивать в ближайшее время?
В рамках Департамента международного права наши приоритеты следующие.
Сектор международного права демонстрирует устойчивый рост: около 15% наших клиентов — резиденты Европы и ОАЭ, не связанные с Израилем. В связи с этим мы наращиваем компетенции в области интеллектуальной собственности, уделяя особое внимание правовым аспектам IT-проектов, и расширяем практику корпоративного права и сделок M&A. Центральный элемент нашей деятельности — интеграция юридических знаний с инструментами стратегического консалтинга, что позволяет разрабатывать решения для эффективного ведения бизнеса на международных рынках.
В секторе российского права реализуется концепция full cycle consulting services, ориентированная на всестороннее сопровождение и организацию деятельности иностранных частных лиц и компаний — преимущественно из Китая, ОАЭ и других государств — в проектах, затрагивающих российский рынок с учетом особенностей национального законодательства.
Таким образом, акцент будет сделан на адаптации практик к запросам глобальной аудитории.