Сюжеты
20 апреля 2016, 17:56

Устаревшие нравы: как новые технологии делают право доступнее и лишают юрбизнес сверхприбылей

Устаревшие нравы: как новые технологии делают право доступнее и лишают юрбизнес сверхприбылей
Фото с сайта thetimeblawg.com

Далеко не все компании могут позволить себе платить крупные суммы юристам: разрыв между бюджетом обычной фирмы и стандартным адвокатским гонораром все больше увеличивается, пишет Financial Times. Эксперты ждут, что вскоре адвокатские услуги подвергнутся "уберизации": их можно будет получить быстрее и дешевле через интернет – как такси, заказанное через приложение Uber. Что может повлечь серьезные риски потери прибылей для устоявшегося юридического консалтинга.

Музыкальные компании, турагентства, отели, газеты, водители такси – все они пострадали от интернета, мобильных приложений и свободного доступа к информации, за которую раньше приходилось платить. Доходы в этих сферах резко упали, а в устаревших отраслях отчаянно ищут новые бизнес-модели.

Однако же одна из отраслей продолжает жить так, будто бы никакого технологического прорыва никогда и не было: право. Юридическая практика «не слишком поменялась со времен Чарльза Диккенса», говорят авторы книги "Будущее профессий. Как технология изменит работу экспертов" (The Future of the Professions), Ричард и Дэниэл Сасскинды.

По мнению авторов, юристы оказывают услуги и дают консультации, которые очень дорого стоят и очень зависят от клиента. Партнеры в юридических конторах зарабатывают больше всего и восседают на вершине "пирамиды", начисляя себе гигантские гонорары, в то время как команды младших юристов делают всю нудную и тяжелую работу, выискивая прецеденты и составляя контракты. Но что, если нас ждут перемены в ближайшее время?

Если спросить юристов, большинство из них лишь посмеются над идеей, что их работу в принципе может делать какая-то программа или приложение. Но многие из тех, кто покинул профессию, и даже некоторые из тех, кто по-прежнему в ней, разрабатывают инструменты, которые, по их мнению, могут перевернуть традиционную юридическую практику с ног на голову. И у них есть очень серьезный аргумент: на сегодняшний день мало кто вообще может позволить себе юриста.

Розмари Мартин, юрисконсульт группы Vodafone: Цены на юридические услуги сейчас фактически запретительные. Многие мелкие компании идут на риск. Они ищут правовой помощи в интернете. У юриста от такого волосы встают дыбом.

И это касается не только американских компаний: "Большинство не может позволить себе наше правосудие", – заявил в 2015 году в отчете парламенту Великобритании главный судья Высокого суда Англии и Уэльса лорд Томас.

1000 фунтов в час
 

Крупнейшие юридические фирмы в США и Великобритании, где конкуренция на рынке юруслуг выше всего, в последнее время резко подняли цены на свои услуги. По данным аналитического отчета Centre for Policy Studies, в середине 1980-х годов партнеры в лучших лондонских конторах брали 150–175 фунтов за час консультации. К 2015 году час времени такого юриста оценивался в 775–850 фунтов. В 2016-м, как предполагается, цена превысит отметку в 1000 фунтов.

В 2014 году в США 74 юридические фирмы заявили о доходе на партнера более чем в 1 миллион долларов. Wachtell, Lipton, Rosen & Katz заработала больше всего: в пересчете на одного партнера прибыль компании составила 5,5 миллиона долларов.

Для многих этот разрыв между заработками лучших юристов и тем, что может позволить себе заплатить компания за услуги, видится большой проблемой. Иные же считают, что эта ситуация открывает новые возможности. Адвокатская отрасль, говорят критики, прямо просится, чтобы ее уничтожили.

Водители лондонских кэбов такие же фантастические умельцы, как и адвокаты. Многие годы они колесили по улицам города, запоминая мельчайшие детали карты и самые быстрые пути. Но их привычная работа, с ее высочайшим качеством и такими же ценами, внезапно пошла под откос после того, как появился Uber – простая система вызова такси через приложение. И улицы заполонили таксисты, которые не знают города, но ездят по спутниковому навигатору и берут долю того, что просят официальные таксисты. Похожая судьба может ожидать и юристов.

Тотальная "Уберизация": протесты таксистов Лондона не помогли против технологии Uber. Сейчас этим приложением пользуется все больше людей в ущерб "классическому" рынку услуг такси. Фото: Daily Telegraph

"Куда уходят все эти деньги?"
 

Дэн Йенсен управляет компанией NextLaw Labs, которая занимается юридическими технологиями при поддержке международной юридической фирмы Dentons. Йенсен не имеет никакого отношения к праву, он занимался менеджментом и технологическими стартапами. Он шутит, что Сасскинды проявили излишнюю доброту. Правовая практика, по его словам, не менялась со времен Великой хартии вольностей. И поэтому он сейчас видит «потрясающую возможность для обновления, если не сказать более жестко».

NextLaw Labs поддерживает стартапы по разработке юридических технологий. Первой инвестицией стала система Ross Intelligence, запущенная чуть более года назад в калифорнийском раю для стартаперов – Пало-Альто. В технологии используется "искусственный интеллект" от IBM. Предполагается, что Ross Intelligence будет проводить большую часть анализа, которые сейчас приходится делать младшим юристам в конторе. Создатели стартапа решили сфокусироваться сначала на законодательстве о банкротстве в США, поскольку эта сфера правовой практики, по их мнению, никак не зависит от кризиса. "Банкротство всегда рядом", – говорит один из авторов проекта, Эндрю Арруда.

Как работает эта система? Например, вы мелкая фирма, один из ваших клиентов прогорел. Вы подозреваете, что можете выяснить, какую сумму вам должны, если найдете прецедент. Пока юрист будет прочесывать все дела по ключевым словам, система Ross может прицельно отсмотреть тысячи документов. Пока что эта система находится на стадии разработки, как и большинство продуктов, которые, по версии их авторов, должны полностью изменить лицо юридического бизнеса.

"Игра еще только началась", – говорит Марк Харрис, глава компании Axiom, которая считает себя лидером в индустрии юридических технологий. Среди клиентов Axiom половина компаний из списка Fortune 100 и половина из FTSE 100.

Харрис – юрист, как и большинство его коллег из Axiom, где сейчас работает 1500 человек. В 1990-х он работал на Davis Polk & Wardwell, одну из ведущих фирм в США. Он осознал, что что-то не так, когда партнер в фирме попросил его подготовить счет для клиента. Когда Харрис подсчитал все часы, то понял, что клиенту придется заплатить годовую зарплату за месяц работы юристов. "Меня начали терзать навязчивые мысли – куда уходят все эти деньги?" Кроме карманов партнеров фирмы, как понял Харрис, деньги шли на живописные полотна, которые висели на стенах офиса.

Этот расклад не радует отнюдь не только клиентов. Младшие юристы страдают не меньше: "Они чувствуют, что их используют в хвост и в гриву, им недоплачивают и их недооценивают".

Axiom Харрис и его друг основали в 2000 году, чтобы предлагать компаниям юридические услуги по более низкой цене – в основном за счет экономии на офисе: юристы компании работают из дома или прямо в конторе клиента. С годами в Axiom все больше используют юридические технологии.

Естественный отбор
 

Харрис предпочитает использовать для объяснений новых правовых возможностей не Uber, а авиастроение: братья Райт делали летающие машины вручную. Но сейчас их производят крупные индустриальные производители. Однако правовая практика все еще на стадии "кустарной работы", считает он.

Марк Харрис, генеральный директор компании Axiom: Юристы консультируют каждого клиента индивидуально. Цену на эти услуги можно уменьшить, если "индустриализировать" этот подход, то есть большую часть процесса. Мы берем все юридические документы клиента и структурируем информацию. В основе технологии лежит информационная модель, которая связывает данные внутри и между соглашениями. Мы при этом можем отсматривать даты возобновления и возможности перекрестных продаж.

Если у предприятия есть свой юридический департамент, то его работу тоже можно сделать более эффективной – а значит, сэкономить на сторонних консультантах.

Компания Riverview Law базируется на северо-востоке Англии и только что запустила "виртуального ассистента" для юристов. Корпоративные юристы смогут использовать такого ассистента, чтобы сразу идентифицировать, в каком юридическом подразделении возникла проблема, просчитать риски любого дела, посмотреть, кто и как долго работает с определенным правовым документом.

По словам CEO Riverview Law Карла Чэпмена, он был поражен, как мало инструментов для работы с информацией есть у юристов, работающих в подобных департаментах. Особенно с учетом того, как дорого стоит эта работа и как долго ее выполнять. "У продавцов и в любом другом бизнесе есть реальные данные, на базе которых можно принимать решения. Крайне неожиданно, что в этой сфере информации просто нет".

Многие из технологических новинок для юристов кажутся примитивными, если сравнивать с достижениями в других отраслях. Но есть те, кто верит, что после того, как ежедневную рутину компьютеризуют, прогресс дойдет и до сложной работы, которую якобы могут делать только сами юристы.

Так настал ли "момент Uberизации" для юристов? "Люди говорят об этом с тех пор, как я начал практику. Поверю, когда увижу", – заявил один из нью-йоркских адвокатов.

Действительно, тем, кто сидит на вершине самых успешных юридических контор, совершенно незачем что-то менять. Система превосходно им служит. "Большинство из этих людей двадцать лет работали, чтобы добраться до вершины, и теперь они пожинают плоды", – говорит Харрис. Партнеры распределяют прибыли между собой и вкладываться в новые технологии им нет никакой нужды. С их точки зрения, говорит глава маркетинга одной из юридических фирм США, "под ногами не горит".

Есть и другие силы, которые работают на благо традиций. Уровень госрегулирования значительно вырос после финансового кризиса 2008 года. И компании безумно боятся сделать что-нибудь не так. Именно страх заставит их продолжать тратить деньги на юридические услуги, особенно при выходе на новый рынок.

Инхаусы "режут косты"
 

Но корпоративные клиенты требуют перемен. Чэпмен считает, что растущие цены на услуги юристов превратили систему в бессмысленную. "Клиенты начинают бунтовать", – говорит он.

По его словам, многие юридические департаменты уже начали "резать косты". Розмари Мартин из Vodafone, в свою очередь, указывает на то, что ее компания уже ведет переговоры о фиксированной оплате юридических услуг вместо почасовой. Кроме того, компания сократила количество обслуживающих ее нужды фирм с 70 до 10. Мартин считает, что юридические технологии могут помочь таким департаментам сократить траты еще больше. "Я правда очень в это верю", – отмечает она.

В книге "Будущее профессий" авторы цитируют политического теоретика первой половины XX века Гарольда Ласки. Он говорил, что эксперт наслаждается своим статусом, который "не сильно отличается от статуса жреца". Он использует некое "тайное знание, которое недоступно непосвященному".

Долгое время юристы выступали в роли таких экспертов, и многие из них продолжат это делать. Нужда в именитых юристах никуда не исчезнет. Но тем, кто не может позволить себе платить за эти услуги, технологии могут дать надежду. Широкое использование юридических технологий может сделать право не только дешевле, но и немного менее таинственным. Цель, по словам Розмари Мартин, должна быть в том, чтобы компании и частные лица могли чаще разбираться с юридическими вопросами сами. Чтобы эта работа не казалась такой особенной.