52491518Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса

О летчике №1 Советского Союза написаны книги, обнародованы многочисленные документы. В том числе извлеченные исследователями из самых секретных архивов. Между тем, в его биографии еще немало белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи…

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Сразу после гибели Чкалова начались аресты

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.Л.Томашевич, директор завода № 156 М.А.Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С.И.Беляйкин, начальник Летно-испытательной станции (ЛИС) полковник В.М.Порай и др.

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же – переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно". В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

В одном комиссии были единодушны – самолет был недоработан

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу – самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156". По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В.В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов".

Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н.Поликарпова и В.Чкалова:

"Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М.А., Беляйкин С.И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П.Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить".

А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА": "…Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб".

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Были ли беспристрастны эксперты?

При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М.Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А.Тер-Маркаряном и директором завода №320 М.Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.Беляйкина.

Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь ГВП капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу №967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии.

В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В.Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.12. 38 г. тихо в согласии с Чкаловым Поликарпов, Усачев, Беляйкин и представители НКВД хотели сделать полет, совершенно не оформив его…", а когда по объективным причинам он не состоялся, "Усачев стал всех уверять, что хотели сделать рулежку и требовал задним числом все оформить…". В другом письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156 В.Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…"

А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" – являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами".

Дети Чкалова считают, что их отца убили

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова. 

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

– Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря – сразу же после катастрофы.

А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич:

– Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен".

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

– Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…

О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И.Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И.Варенова, дети ссылаются на мать – О.Э. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.Порай и начальник Главка НКАП В.Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П.Судоплатова, – двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В.Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М.Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром".

Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

"Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию"

Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать".

Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД "компромата" на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В.Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".

Судьба осужденных

М.Усачев и С.Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В.Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.Беляйкина и В.Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М.Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет "государственные жернова системы", созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика №1 Советского Союза. 

Приложение: Архивные документы

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

 (КОБУЛОВ) 

"26" апреля 1939 года 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по групповому делу № 21630). 

По обвинению:

  • 1. УСАЧЕВА Михаила Александровича,
  • 2. ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича,
  • 3. ПОРАЙ Виктора Михайловича,
  • 4. БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича

– в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7,9,10,11 УК РСФСР. 

15-го декабря 1938 года, во время испытания самолета И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович ЧКАЛОВ.

 Предварительной проверкой на месте катастрофы было установлено, что самолет И-180 был допущен к полету с серьезными дефектами и недоделками, несмотря на запрещение правительства от 12/ХП-1938 года.

 На основании этих данных были арестованы и привлечены к уголовной ответственности: директор завода № 156 УСАЧЕВ М.А., заместитель главного конструктора завода ТОМАШЕВИЧ Д.Л., начальник летной испытательной станции ПОРАЙ В.М. и начальник 1-го главного управления НКОП – БЕЛЯЙКИН С.И.

 Следствием установлено, что УСАЧЕВ и ТОМАШЕВИЧ являлись выходцами из социально-чуждой среды. ПОРАЙ по имеющимся материалам – антисоветски настроен.

 Обвиняемые признались, что будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и, не смотря на это, допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством. (т.Ш-142-143, т.1-174, т.П л.д.114-115) т.1У л.д. 254,255, 257, 159, т. 5 л.д. 72, 68, 99, 161, 162-165).

 Следуя установившейся преступной практике УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН зная о том, что испытание самолета И-180 будет производить Герой Советского Союза В.П. ЧКАЛОВ, не только не приняли мер к обеспечению высокого качества работ по постройке самолета И-180, но допустили явное недоброкачественное изготовление ряда важнейших агрегатов этого самолета.

 (т.1, л.д. 175, 176, 177), (т.У1 л.д. 27,28, 29, 76 )

 Это конкретно заключалось в том, что при постройке самолета И-180 на заводе № 156 была допущена штурмовщина, преступная спешка и гонка, отразившиеся на качестве самолета.

 Установлено, что в процессе работы по постройке самолета И-180 было внесено большое количество изменений в чертежах, которые в своем большинстве исправлены по изготовленным производством деталям, тогда как детали должны были изготовляться по чертежам.

 (т.1, л.д.42, 43, 48, 65, 66, 68, 69, 70,).

 Несмотря на то, что преступная спешка, а также изменения чертежей в ходе работ вели к явному ухудшению качества самолета, УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН сознательно готовили выпуск самолета И-180 в полет с явными серьезными недоделками и конструкторской недоработкой отдельных агрегатов самолета.

 Самолет И-180 будучи не подготовлен к летным испытаниям из-за наличия указанных дефектов и конструктивных недоработок был все же в ночь с 7 на 8 декабря 1938 года, по прямому указанию УСАЧЕВА и ТОМАШЕВИЧА переброшен с завода 156 на летно-испытательную станцию.

 На летно-испытательной станции наспех продолжались работы по устранению конструктивных и технических недоделок, что также отразилось на качестве самолета.

 Так, 12 декабря 1938 года в день намечавшегося первого полета самолета И-180, отложенного в связи с запрещением правительства проводить полет, УСАЧЕВ и БЕЛЯКИН произвели наземную рулежку самолета И-180 во время которой произошла поломка тяги нормального газа. Эта поломка в полете, по признанию обвиняемых вызвала бы неизбежную аварию и катастрофу самолета.

 Несмотря на наличие существенных конструктивных недоделок, и происшедшей 12 декабря 1938 года поломки тяги нормального газа УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН заведомо зная, что эти недоделки в самолете И-180 во время полета неизбежно вызвали бы аварию самолета, вопреки распоряжения правительства допустили самолет И-180 к полету. (Т. П, л.д. 171, 172, т. Ш, л.д. 48, 49, 61, 62, 63, 248, 249, т. У1, л.д. 163-165).

 Следствием установлена следующая преступная деятельность каждого из обвиняемых:

 УСАЧЕВ являясь директором завода № 156 перебрасывал опытные самолеты с не устраненными дефектами на летно-испытательную станцию, в результате чего задерживались гос. испытания машин и имели место аварии. (Т.1, л.д. 3, 122-123-124-125-126-127, т. Ш, л.д. 142, т.У1, л.д. 21-22, 58).

 Нарушил решение правительства от 12/ХП-1938 года, допустив самолет И-180 к испытательному полету 15/ХП-1938 года с наличием серьезных дефектов, вызвавших катастрофу самолета и гибель ЧКАЛОВА В.П. (том 1, л.д. 42-43, 72, 76, т.У1, л.д. 163).

 ТОМАШЕВИЧ, являясь заместителем главного конструктора завода № 156, проводил подрывную работу в самолетостроении, систематически выпуская на испытания конструктивно недоработанные машины, что приводило к авариям.

 Предусмотренная конструкцией самолета И-180 система регулировки охлаждения мотора не была выполнена. Заведомо зная, что это может вызвать остановку мотора в воздухе, ТОМАШЕВИЧ дал необоснованное заключение о том, что самолет может быть допущен к полету. (т.1, л.д. 136, 177-178, т. П, л.д. 167, 168, 169, 174, т.У1, л.д. 163, 164).

 ПОРАЙ, являясь начальником летно-испытательной станции, принимал от завода № 156 самолеты с дефектами и конструктивными недоделками и допускал такие машины к испытательным полетам.

 Этим самым в своей практической повседневной работе ПОРАЙ создавал условия для вредительских актов, аварий и катастроф. (т.1У, л.д. 6, 7, 8, 9, 97, 98, 99, 105, 106, 230, 231, том У1, л.д. 163, 164).

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов в самолете И-180, исключавших возможность полета и несмотря за запрещение правительства, допустил 15/ХП-1938 года к полету самолет И-180, который потерпел катастрофу. (том 1У л.д. 61-63, 103, 188, 189, 218, 219, 221, 236, 237, 246, 147, 252, том У1, л.д. 163).

 БЕЛЯЙКИН, являясь начальником Главка НКОП и зная, что завод № 156 систематически выпускал недоделанные самолеты на летно-испытательную станцию, что влекло за собой аварии и катастрофы машин, покрывал преступную работу УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, обвиняя Отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты.

 Получив правительственное распоряжение о запрещении полета самолета И-180, предложил Нач.ОТК ЯКОВЛЕВУ пропустить самолет с дефектами в опытный полет.

 Зная о дефектном состоянии машины БЕЛЯЙКИН самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету и не явился в день полета 15/ХП-1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15/ХП-1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром. (том Ш, л.д. 142, 144, 258, 259, 260, 262, 264, 266, 267, том 1, л.д. 67, 70, том 1У, л.д. 62, том У1, л.д. 47,48, 50, 68, 69, 98, 99. 163, 164, 165). 

На основании изложенного обвиняются:

1.УСАЧЕВ Михаил Александрович, 1909 года рождения, урож. мест. Норк, Ярославской области, сын торговце бывш. Член ВКП /б/, до ареста директор завода № 156, с его слов не судим, -

 в том, что систематически допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и катастрофам при заводских испытаниях.

 2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180.

 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета, ввиду его неготовности – разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58, 7 п. 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованных ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, БЕЛЯЙКИНА и свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, НИКОЛАЕВЫМ, КОБЗЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, КАЛАВЕРЖИНЫМ и актами технической и правительственной комиссии.

 2. ТОМАШЕВИЧ Дмитрий Людвигович, 1899 года рождения, урож. мест. Ракитино, Киевской области, из дворян, по национальности литовец, гр-н СССР, беспартийный, до ареста – Зам. Главного конструктора завода № 156, не судим, —

 в том, что преступно руководил строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки самолетов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Эти обстоятельства вели к авариям при испытании машин ("Иваново" и И-180").

 Проектирование и постройка машины И-180 производилась по указанию ТОМАШЕВИЧА с рядом технических производственных отступлений, в результате которых детали подготовлялись по месту на самолете, а чертежи исправлялись по деталям.

 Заведомо зная о конструктивных недоделках самолета И-180, его неготовности к первому полету и запрещении правительства об испытаниях самолета дал явно необоснованное заключение о готовности самолета к летным испытаниям, в результате чего 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу, повлекшую за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА, —

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 – 7, 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованного УСАЧЕВА, ПОРАЙ, свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, КУРАКИНЫМ и материалами правительственной комиссии.

 3. ПОРАЙ Виктор Михайлович, 1892 года рождения, урож. мест. Горбачево БССР, из крестьян, по национальности белорус, гр-н СССР, быв. Член ВКП/б/, до ареста Нач. летно-испытательной станции завода № 156, не судим, -

 в том, что будучи Нач. летно-испытательной станции завода № 156 создавал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и катастрофам машин.

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет, в результате которого 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу и повлек за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА.

 Кроме того, изобличается заговорщиком ДАНИЛОВЫМ (арестован) и очной ставкой с ним, как участник военно-заговорщической организации и во вредительской работе,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7. 9, 10 и 11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал в причастности к гибели Героя Советского Союза В.П.ЧКАЛОВА, отрицая свое участие в антисоветской заговорщической организации. Изобличается показаниями ДАНИЛОВА, УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, свидетелями КРИЧЕВЦЕВЫМ, ОВЧИННИКОВЫМ, КОЗЛОВЫМ, ЧЕРНИЦКИМ, АЛЕКСЕЕВЫМ, ЛАЗАРЕВЫМ, БРОВКО, а также актов правительственной комиссии.

 4. БЕЛЯЙКИН Семен Ильич, 1896 года рождения, уроженец г. Каховка, Николаевской области, бывш. член ВКП/б/ до ареста Нач. 1-го Главка НКОП.

 В 1919 г. арестовывался румынской разведкой, в течение года после его освобождения из тюрьмы находился на территории белых. В том же 1919 году обманным путем пробрался в ряды ВКП/б/, -

 В том, что являлся скрытым троцкистом с 1928 г. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов и недоделок на самолете И-180 и имея прямое запрещение правительства производить испытание самолета И-180 БЕЛЯКИН не только не обеспечил непосредственное руководство по устранению дефектов и недоделок, но самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету.

 С целью сокрытия своей и других обвиняемых преступной деятельности, не явился в день полета самолета И-180 – 15/ХП-1938 года на аэродром, чем содействовал катастрофе, в результате которой погиб Герой Советского Союза В.П.ЧКАЛОВ, -

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 9-11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал.

 Изобличается показаниями арестованных ПОРАЙ, УСАЧЕВА и свидетелями ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, ПОЛИКАРПОВЫМ и актом правительственной комиссии.

 На основании ст.207 УПК групповое дело по обвинению УСАЧЕВА Михаила Александровича, ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича, ПОРАЙ Виктора Михайловича и БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58-7, 9, 10, 11, УК РСФСР подлежит направлению в Прокуратуру Союза по подсудности. 

 Верно: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ. ЛЕЙТЕНТ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

 ПОМ.НАЧ.СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ:

 (МИХАЙЛОВ) 

 СПРАВКА: Все означенные арестованные содержатся во внутренней тюрьме. 

 СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ.ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

Заключение экспертной комиссии. 

О причинах катастрофы самолета И-180, при которой погиб Герой Советского Союза В.П. Чкалов. 

 8 июня 1955 года. Город Москва.

Экспертная комиссия в составе: председателя комиссии генерал-полковника авиации Громова М.М., членов комиссии Тер-Маркаряна и Кононенко М.Л., созданная по поста­новлению Главной военной прокуратуры по делу Усачева, Беляйкина и Порай, ознакомившись с постановлением о назначении экспертизы и материалами следственного дела в отношении катастрофы самолета И-180,

установила:

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

1. Причина катастрофы самолета И-180, испытываемого 15 декабря 1938 года В.П. Чкаловым.

2. Кто является ответственным за вылет опытного самолета И-180

Комиссия, ознакомившись с имеющейся в деле копией акта комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 и технической документацией о подготовке самолета И-180 к вылету и документами, касающимися непосредственно произошедшей катастрофы, констатирует:

15 декабря 1938 г. в 12 ч. 58 мин. при испытании Героем Советского Союза В.П. Чкаловым самолета И-180 произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб Чкалов.

Обстоятельства катастрофы: 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов с разрешения главного конструктора Н.Н. Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по кругу Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м. от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета.

Комиссией установлено, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно.

Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения.

Необходимо учесть, что В.П. Чкалов был предупрежден о возможности переохлаждения мотора в воздухе.

Тщательно проанализировав все обстоятельства подготовки самолета И-180 к вылету и обстоятельства его катастрофы, комиссия приходит к выводу, что ответственным за первый вылет самолета И-180 является главный конструктор Поликарпов Н.Н., который, по положению, утверждает полетный лист, т.е. право на первый вылет. Полетный лист является главным документом, свидетельствующим о полной подготовленности самолета и экипажа.

Ответственными за вылет самолета И-180 являются главный конструктор Поликарпов Н.Н. и летчик-испытатель Чкалов В.П.

Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора.

Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.

Усачев М.А., Беляйкин СИ. и Парай В.И. не смогли бы запретить вылет В.П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить. 

Председатель комиссии

Генерал-полковник авиации М. Громов

Члены комиссии Тер-Маркарян (9.11.55)

Кононенко (9.11.55)

Надзорное производство ГВП №47860-38

Тема: Исторический процесс
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
IX съезд судей: прямая трансляция выступлений президента и глав Верховного суда и КС
Сегодня в колонном зале Дома союзов проходит первый день IX Всероссийского съезда судей. В его работе примут участие 780 делегатов - представителей судов всех уровней арбитражной системы и СОЮ, а также мировые судьи и судьи военных судов. "Право.ru" ведет прямую трансляцию выступлений Владимира Путина и председателя ВС Вячеслава Лебедева.
Итоги IX Съезда судей: просьбы о дополнительном финансировании и отмена конфликта интересов
Сегодня в Москве завершился IX Всероссийский съезд судей, в работе которого приняли участие 780 делегатов – представителей судов всех уровней арбитражной системы и СОЮ, а также мировые судьи и судьи военных судов. На Съезде были приняты решения об оптимизации судейской нагрузки, а также о материальном обеспечении судей и толковании конфликта интересов.
Госдума приняла закон о компенсации за задержку исполнения государством судебного акта
ГД приняла закон о присуждении компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта, которым государству предписано выполнить требования имущественного или неимущественного характера. Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
"Волосы дыбом встают": Путин зачитал СПЧ несуразное постановление суда
"В постановлении написано: такой-то, фамилия, и дальше – "совершил (преступление) путем написания заявления в Липецкую облпрокуратуру", – зачитал он документ на заседании СПЧ.
Судья АС МО получила отвод по подозрению в лояльности адвокатам "Пепеляев групп"
Судья АСМО Вера Черпухина была отведена от рассмотрения налогового спора, представителями истца в котором выступают сотрудники "Пепеляев Групп", сообщил "Право.ru" источник в суде. Ранее Черпухина, которой грозит лишение мантии, обратилась за помощью к руководителю юркомпании Сергею Пепеляеву. ИФНС заподозрила ее в предвзятости и потребовала отвода.
Судьи намерены исключить из Кодекса судейской этики положения о конфликте интересов
Председатель комиссии Совета судей РФ по этике Ирина Решетникова предложила исключить из Кодекса судейской этики положения, запрещающие судьям рассматривать дела с участием организаций, где работают близкие родственники. Об этом она заявила на проходящем в Москве IX Всероссийском съезде судей.
Президент упразднил восемь судов из-за низкой нагрузки
Владимир Путин подписал законы о ликвидации восьми районных судов в Воронежской и Ивановской областях. Соответствующие документы размещены на официальном портале правовой информации.
Председатель Совета судей РФ рассказал об оптимизации судейской нагрузки
Председатель Совета судей РФ Дмитрий Краснов, выступая на IX Всероссийском съезде судей в Москве, заявил о необходимости изменения Кодекса судейской этики, а также рассказал об основных проблемах судейского сообщества.
Лебедев рассказал об актуальных вопросах судебной системы страны
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, выступая на IX Всероссийском съезде судей, отметил, что за последние 5 лет примерно четверть подсудимых была освобождена судом от уголовной ответственности. Глава ВС призвал и дальше гуманизировать уголовное законодательство.
Владимир Путин обратил внимание на загруженность российских судов
Владимир Путин выступил на IX Всероссийском съезде судей. Президент отметил важность Съезда для судебной системы страны, а также остановился на самых острых проблемах судейского сообщества.
Делегаты IX­ Все­­­­россий­­ского Съез­да­ с­у­д­ей предлагают учредить день работников правосудия
С предложением учредить единый день работников правосудия выступила председатель 18-го Арбитражного апелляционного суда Галина Федина, выступая на IX­ Все­­­­россий­­ском Съез­де­ с­у­д­ей­ в Москве.
Фигурантом дела, которое возмутило Путина, оказался липецкий бизнесмен
У предпринимателя возник конфликт с соседом – зампредом Липецкого облсуда Александром Бесединым и гражданином Великобритании, который преподавал его детям английский.
Съезд судей обновил состав ВККС
Делегаты от соответствующих судов путем тайного голосования выбрали 18 судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей.
Путин сменил главу московской полиции из-за скандала с Труновым и Маруани
Путин подписал указ о назначении нового замглавы московского ГУВД – начальника полиции Москвы. Им стал генерал Вячеслав Козлов, экс-глава управления охраны общественного порядка.
Председатель ВККС: нужно менять положения Кодекса судейской этики о конфликте интересов
Сегодня в колонном зале Дома союзов проходит первый день IX Всероссийского съезда судей. На нем выступил судья Верховного суда Николай Тимошин, который последние 4 года возглавляет Высшую квалификационную коллегию судей.
"Пономарев против IКЕА": онлайн-трансляция заседания
Право.ru ведет текстовую онлайн-трансляцию из Краснинского районного суда Смоленской области, где рассматривается спор между предпринимателем Пономаревым и ИКЕА. Бизнесмен пытается взыскать с российского представительства шведской фирмы 9,3 млрд руб. по некоему допсоглашению семилетней давности, которое ответчик, по его словам, не заключал.
Новгородские следователи требуют привлечь к ответственности своего руководителя
Cотрудники СУ СКР по Новгородской области обратились в центральный аппарат ведомства и к кремлевской администрации с просьбой дать оценку действиям своего руководителя Екатерине Гилиной: следователи утверждают, что она открывает и закрывает уголовные дела по коррупционному сговору и фальсифицирует доказательства.
Верховный суд предложил законопроект в защиту мировых судей
Верховный суд предлагает разрешить мировым судьям самим нанимать и увольнять сотрудников аппарата, а также запретить региональным органам власти бесконтрольно сокращать их финансирование. По словам председателя ВС Вячеслава Лебедева, соответствующий законопроект внесен в Госдуму еще 15 ноября.
Путин примет участие в IX Всероссийском съезде судей в Москве
Владимир Путин примет  участие в работе IX Всероссийского съезда судей, который начнется 6 декабря, а также встретится с судьями Конституционного суда, сообщается на сайте Кремля.
Новым председателем Совета судей РФ стал Виктор Момотов
Сегодня, на заключительном заседании IX Всероссийского Съезда судей были подведены итоги выборов органов судейского сообщества. Так, новым председателем Совета судей РФ стал судья и секретарь пленума Верховного суда Виктор Момотов.
Госдуме предлагают расширить аппарат мировых судей
В Госдуму внесен законопроект, вносящий поправки в закон о мировых судьях и судах общей юрисдикции, соответствующий документ опубликован на сайте нижней палаты парламента.
Совет судей сменил главу дисциплинарной комиссии, а также комиссии по этике
Сегодня на заключительном заседании IX Всероссийского Съезда судей были подведены итоги выборов органов судейского сообщества. Так, новым председателем Совета судей РФ стал судья и секретарь пленума Верховного суда Виктор Момотов, а также был сформирован Президиум Совета судей.
Глава Суддепа: количество угроз в адрес судей возросло в разы
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев, выступая на IX Всероссийском съезде судей, который сейчас проходит в Москве, рассказал об угрозах в адрес судей, а также о проверках финансово-хозяйственной деятельности судов.
Съезд судей попросит правительство и ГД заняться вопросами жилья для судей и поднять им зарплаты
IX Всероссийский съезд судей, который проходил в Москве с 6 по 8 декабря, обнародовал резолютивную часть итогового документа. Съезд попросит правительство о дополнительном финансировании, а также поручит Совету судей и Суддепу разработать нормативы судейской нагрузки.
Минюст подготовил законопроект об увольнении судей КС и чиновников
Минюст представил проект поправок к конституционным законам «О правительстве», «Об уполномоченном по правам человека» и «О Конституционном суде».
Конституционный суд разрешил платить страховые взносы с чистой прибыли
КС рассказал, какую сумму следует брать в расчет при определении размера страховых взносов для ИП: все полученные им доходы или чистую прибыль. За соответствующими разъяснениями обратился Кировский областной суд.
За работу в праздники россиянам будут платить больше
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, который предусматривает включение в Трудовой кодекс некоторых положений правовых актов СССР и РСФСР.
Председателя ТСЖ оштрафовали за игнорирование адвокатского запроса
Адвокат направила в ТСЖ запрос о предоставлении ей выписки из домовой книги, однако по истечении месяца ответа так и не получила.
Судебный квартал Верховного суда в Санкт-Петербурге построят до начала 2021 года
Управление делами президента опубликовало госконтракт на возведение судебного квартал в Санкт-Петербурге. Масштабная стройка должна быть завершена к концу 2020 года.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (7.12)
На Всероссийском съезде судей президент Путин указал на "перегрузку судов" и предложил чаще использовать упрощенный порядок рассмотрения дел. Председатель ВС Вячеслав Лебедев призвал к гуманизации правосудия. А глава КС Валерий Зорькин раскритиковал идею слияния высших судов и предложил не платить по решениям ЕСПЧ, если не исчерпаны российские средства судебной защиты.
Законопроект о трансляции в интернете уголовных процессов прошел первое чтение
Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект о порядке трансляции в интернете судебных заседаний по уголовным делам.
Госдума отменит нормы, дающие право на бессрочное возбуждение исполнительного производства
На вечернем пленарном заседании Госдумы 7 ноября депутаты единогласно приняли в первом чтении пакет поправок, касающихся продолжительности срока предъявления исполнительных документов, если это происходит не в первый раз.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (6.12)
Независимые эксперты пригрозили РФ конституционным кризисом в случае признания КС неисполнимым решения о выплате €1,9 млрд экс-акционерам ЮКОСа. - 86 бывших депутатов Госдумы продолжают занимать госквартиры в нарушение закона. Новички квартируются в элитных московских отелях. Выселять ветеранов нижней палаты, возможно, придется через суд.
Лебедев: уголовным проступком могут назвать предпринимательскую деятельность без лицензии
Одним из составов преступлений, которое могут признать уголовным проступком, может стать осуществление предпринимательской деятельности без лицензии. Об этом рассказал глава ВС Вячеслав Лебедев во время IX Всероссийского съезда судей, который проходит в Москве 6-8 декабря.
Старший следователь по особо важным делам СКР арестован за взятку в $50 000
По версии следствия, Александр Сорокин получил $50 000 от адвоката за выполнение "ряда процессуальных действий по уголовному делу, находящемуся у него в производстве".
Самые заметные события уходящей недели (28.11–02.12)
В топ ключевых новостей за эту неделю попали сообщения о выступлении президента Владимира Путина с ежегодным Посланием Федеральному собранию, поправках в Налоговый кодекс, задержании музыканта Дидье Маруани и юриста Игоря Трунова по заявлению Киркорова, назначении замминистра финансов Максима Орешкина на пост главы МЭР, принятие закона, не дающего "кошмарить" бизнес.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (8.12)
Всероссийский съезд судей уберет из профессионального этического кодекса описание конфликта интересов. Теперь судейской карьере не будут угрожать родственники, которые работают на одного из участников процесса. - Правительство намерено тестировать российских студентов на экстремистские наклонности. Проверять абитуриентов и первокурсников начнут с Москвы.
Лебедева просят проверить жалобу адвоката на нарушения в ходе судебного процесса
Верховный суд опубликовал новое внепроцессуальное обращение, адресованное его председателю Вячеславу Лебедеву.
Руководителям арбитражей могут разрешить занимать должности бессрочно
Сегодня в Москве завершился IX Всероссийский съезд судей, на котором был принят ряд важных для судебной системы решений.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (5.11)
Судебный квартал ВС в Петербурге будет сдан в 2020 году, стоимость стройки снизилась до 36,65 млрд руб., контракт получило ФГУП "Строительное объединение". Райсуд в Смоленской области арестовал 9,3 млрд руб. на счетах IKEA. Со шведами продолжает судиться бизнесмен Константин Пономарев, который обошел запрет ВАС на дальнейшие тяжбы при помощи "скрытого поручителя".
Зорькин считает, что нельзя объединять КС с высшими судами
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая в Доме Союзов в Москве, где проходит IX Всероссийский Съезд судей, рассказал об основных актуальных проблемах, связанных с деятельностью КС в судебной системе.
Николай Тимошин сохранил пост главы ВККС, как и его заместители
Сегодня на IX Всероссийском Съезде судей были подведены итоги выборов органов судейского сообщества. В частности, был определен состав Высшей квалификационной комиссии.
Медведев и советник Путина получили награды в рамках вручения премии "Юрист года"
Восьмая церемония награждения высшей юридической премией "Юрист года" прошла 3 декабря, в День юриста.
Госдума одобрила увеличение числа помощников депутатов
Госдума приняла закон об увеличении количества помощников депутатов Госдумы и членов Совета Федерации с пяти до семи человек.
Госдума настаивает на условно-досрочном возврате прав водителям-нарушителям
Думский комитет по государственному строительству и конституционному законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект об условно-досрочном возвращении водительского удостоверения.
Путин потребовал от ФСИН неукоснительного соблюдения прав заключенных
По его словам, также необходимо повышать надежность охраны СИЗО и исправительных учреждений за счет внедрения в них современных технологий.
Экс-соведущий программы "Суд идет" стал фигурантом дела о мошенничестве
Следственныйотдел по Басманному району столицы предъявил обвинения в мошенничестве Владимиру Резнику (Орешникову) - экс-соведущему программы "Суд идет" на канале "Россия". За такого рода преступление его будут судить уже во второй раз.
АСГМ включил 300 млн руб. покойного патриарха Алексия II в требования кредиторов Внешпромбанка
В 1976 году патриарх составил завещание, которое после его смерти в 2008 году состояло из двух долларовых счетов, а также счетов в евро и рублях.
Главгосэкспертиза одобрила постройку судебного квартала Верховного суда в Санкт-Петербурге
Главгосэкспертиза выдала Управлению делами президента (УДП) положительное заключение по проекту строительства судебного квартала для переезда в Санкт-Петербург Верховного суда.
Суд признал банкротом одну из крупнейших микрофинансовых организаций
Финансовые затруднения у "Народной казны" начались два года назад, когда пошли трудности из-за погашений задолженности заемщиками.
Ректора Курганского университета будут судить за растрату денег вуза на услуги адвоката
Надзорное ведомство уточняет, что за счет вуза Михаил Ерихов незаконно оплачивал аренду жилья в Кургане, личную охрану, а также услуги адвоката.
Гособвинение просит 12 лет для оперативника угрозыска за убийство в служебном кабинете
Следствие полагает, что 11 ноября 2015 года оперативник 26-го петербургского отдела полиции Андрей Артемьев, будучи в нетрезвом состоянии, выстрелил в голову своего знакомого из пистолета Макарова.
Суд снял арест с российских счетов IKEA
В Краснинском районном суде Смоленской области продолжается спор между российским представительством IКЕА и бизнесменом Константином Пономаревым. Предприниматель утверждает, что компания задолжала ему за аренду оборудования более 9 млрд руб. На прошлой неделе суд арестовал счета на указанную сумму, однако сегодня снял эти обеспечительные меры.
Опубликован рейтинг эффективности российских губернаторов
В списке лидируют Тюменская область, Татарстан, Белгородская область, Чечня и Ямало-Ненецкий автономный округ. Замыкают его Адыгея, Курганская область, Дагестан, Карелия и Бурятия.
Экс-следователь подал иск к ФСБ из-за командировки в Грузию во время войны
Экс-глава отдела международно-правового сотрудничества СКР, добивается разъяснений, на основании какого приказа и в составе какого подразделения он пересекал российско-грузинскую границу.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о фонде обманутых дольщиков
В Госдуму внесен правительственный законопроект о создании компенсационного фонда для защиты участников долевого строительства от действий недобросовестных застройщиков.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (9.12)
Судебной системе требуется 50 млрд руб. на решение актуальных проблем, подсчитал Всероссийский съезд судей. Поскольку лишних денег в бюджете нет, их изыщут за счет оптимизации судебных процедур и упрощения судопроизводства. - ФНС навела панику на рынке: налоговики заявили, что пока не будут ставить банки с высоким риском краха на специализированный учет.
Депутаты разрешили прокурорам подавать иски в защиту муниципалитетов
Госдума приняла третьем чтении поправки в УПК, расширяющие полномочия прокурора по предъявлению гражданского иска в рамках уголовного судопроизводства, следует из материалов нижней палаты парламента.
"Особый статус": с начала года СКР отдал под суд троих судей и 42 адвокатов
За девять месяцев 2016 года в суд передали уголовные дела в отношении 427 лиц, которые обладают особым правовым статусом.
Децл отсудил у Басты компенсацию за оскорбление в Twitter
Летом между рэперами произошла дискуссия после того, как Децл пожаловался на громкую музыку в московском клубе "Газгольдер", входящем в продюсерский центр Басты.