50353527Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса

О летчике №1 Советского Союза написаны книги, обнародованы многочисленные документы. В том числе извлеченные исследователями из самых секретных архивов. Между тем, в его биографии еще немало белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи…

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Сразу после гибели Чкалова начались аресты

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.Л.Томашевич, директор завода № 156 М.А.Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С.И.Беляйкин, начальник Летно-испытательной станции (ЛИС) полковник В.М.Порай и др.

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же – переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно". В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

В одном комиссии были единодушны – самолет был недоработан

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу – самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156". По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В.В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов".

Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н.Поликарпова и В.Чкалова:

"Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М.А., Беляйкин С.И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П.Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить".

А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА": "…Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб".

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Были ли беспристрастны эксперты?

При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М.Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А.Тер-Маркаряном и директором завода №320 М.Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.Беляйкина.

Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь ГВП капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу №967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии.

В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В.Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.12. 38 г. тихо в согласии с Чкаловым Поликарпов, Усачев, Беляйкин и представители НКВД хотели сделать полет, совершенно не оформив его…", а когда по объективным причинам он не состоялся, "Усачев стал всех уверять, что хотели сделать рулежку и требовал задним числом все оформить…". В другом письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156 В.Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…"

А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" – являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами".

Дети Чкалова считают, что их отца убили

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова. 

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

– Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря – сразу же после катастрофы.

А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич:

– Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен".

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

– Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…

О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И.Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И.Варенова, дети ссылаются на мать – О.Э. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.Порай и начальник Главка НКАП В.Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П.Судоплатова, – двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В.Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М.Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром".

Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

"Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию"

Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать".

Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД "компромата" на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В.Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".

Судьба осужденных

М.Усачев и С.Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В.Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.Беляйкина и В.Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М.Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет "государственные жернова системы", созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика №1 Советского Союза. 

Приложение: Архивные документы

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

 (КОБУЛОВ) 

"26" апреля 1939 года 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по групповому делу № 21630). 

По обвинению:

  • 1. УСАЧЕВА Михаила Александровича,
  • 2. ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича,
  • 3. ПОРАЙ Виктора Михайловича,
  • 4. БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича

– в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7,9,10,11 УК РСФСР. 

15-го декабря 1938 года, во время испытания самолета И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович ЧКАЛОВ.

 Предварительной проверкой на месте катастрофы было установлено, что самолет И-180 был допущен к полету с серьезными дефектами и недоделками, несмотря на запрещение правительства от 12/ХП-1938 года.

 На основании этих данных были арестованы и привлечены к уголовной ответственности: директор завода № 156 УСАЧЕВ М.А., заместитель главного конструктора завода ТОМАШЕВИЧ Д.Л., начальник летной испытательной станции ПОРАЙ В.М. и начальник 1-го главного управления НКОП – БЕЛЯЙКИН С.И.

 Следствием установлено, что УСАЧЕВ и ТОМАШЕВИЧ являлись выходцами из социально-чуждой среды. ПОРАЙ по имеющимся материалам – антисоветски настроен.

 Обвиняемые признались, что будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и, не смотря на это, допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством. (т.Ш-142-143, т.1-174, т.П л.д.114-115) т.1У л.д. 254,255, 257, 159, т. 5 л.д. 72, 68, 99, 161, 162-165).

 Следуя установившейся преступной практике УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН зная о том, что испытание самолета И-180 будет производить Герой Советского Союза В.П. ЧКАЛОВ, не только не приняли мер к обеспечению высокого качества работ по постройке самолета И-180, но допустили явное недоброкачественное изготовление ряда важнейших агрегатов этого самолета.

 (т.1, л.д. 175, 176, 177), (т.У1 л.д. 27,28, 29, 76 )

 Это конкретно заключалось в том, что при постройке самолета И-180 на заводе № 156 была допущена штурмовщина, преступная спешка и гонка, отразившиеся на качестве самолета.

 Установлено, что в процессе работы по постройке самолета И-180 было внесено большое количество изменений в чертежах, которые в своем большинстве исправлены по изготовленным производством деталям, тогда как детали должны были изготовляться по чертежам.

 (т.1, л.д.42, 43, 48, 65, 66, 68, 69, 70,).

 Несмотря на то, что преступная спешка, а также изменения чертежей в ходе работ вели к явному ухудшению качества самолета, УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН сознательно готовили выпуск самолета И-180 в полет с явными серьезными недоделками и конструкторской недоработкой отдельных агрегатов самолета.

 Самолет И-180 будучи не подготовлен к летным испытаниям из-за наличия указанных дефектов и конструктивных недоработок был все же в ночь с 7 на 8 декабря 1938 года, по прямому указанию УСАЧЕВА и ТОМАШЕВИЧА переброшен с завода 156 на летно-испытательную станцию.

 На летно-испытательной станции наспех продолжались работы по устранению конструктивных и технических недоделок, что также отразилось на качестве самолета.

 Так, 12 декабря 1938 года в день намечавшегося первого полета самолета И-180, отложенного в связи с запрещением правительства проводить полет, УСАЧЕВ и БЕЛЯКИН произвели наземную рулежку самолета И-180 во время которой произошла поломка тяги нормального газа. Эта поломка в полете, по признанию обвиняемых вызвала бы неизбежную аварию и катастрофу самолета.

 Несмотря на наличие существенных конструктивных недоделок, и происшедшей 12 декабря 1938 года поломки тяги нормального газа УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН заведомо зная, что эти недоделки в самолете И-180 во время полета неизбежно вызвали бы аварию самолета, вопреки распоряжения правительства допустили самолет И-180 к полету. (Т. П, л.д. 171, 172, т. Ш, л.д. 48, 49, 61, 62, 63, 248, 249, т. У1, л.д. 163-165).

 Следствием установлена следующая преступная деятельность каждого из обвиняемых:

 УСАЧЕВ являясь директором завода № 156 перебрасывал опытные самолеты с не устраненными дефектами на летно-испытательную станцию, в результате чего задерживались гос. испытания машин и имели место аварии. (Т.1, л.д. 3, 122-123-124-125-126-127, т. Ш, л.д. 142, т.У1, л.д. 21-22, 58).

 Нарушил решение правительства от 12/ХП-1938 года, допустив самолет И-180 к испытательному полету 15/ХП-1938 года с наличием серьезных дефектов, вызвавших катастрофу самолета и гибель ЧКАЛОВА В.П. (том 1, л.д. 42-43, 72, 76, т.У1, л.д. 163).

 ТОМАШЕВИЧ, являясь заместителем главного конструктора завода № 156, проводил подрывную работу в самолетостроении, систематически выпуская на испытания конструктивно недоработанные машины, что приводило к авариям.

 Предусмотренная конструкцией самолета И-180 система регулировки охлаждения мотора не была выполнена. Заведомо зная, что это может вызвать остановку мотора в воздухе, ТОМАШЕВИЧ дал необоснованное заключение о том, что самолет может быть допущен к полету. (т.1, л.д. 136, 177-178, т. П, л.д. 167, 168, 169, 174, т.У1, л.д. 163, 164).

 ПОРАЙ, являясь начальником летно-испытательной станции, принимал от завода № 156 самолеты с дефектами и конструктивными недоделками и допускал такие машины к испытательным полетам.

 Этим самым в своей практической повседневной работе ПОРАЙ создавал условия для вредительских актов, аварий и катастроф. (т.1У, л.д. 6, 7, 8, 9, 97, 98, 99, 105, 106, 230, 231, том У1, л.д. 163, 164).

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов в самолете И-180, исключавших возможность полета и несмотря за запрещение правительства, допустил 15/ХП-1938 года к полету самолет И-180, который потерпел катастрофу. (том 1У л.д. 61-63, 103, 188, 189, 218, 219, 221, 236, 237, 246, 147, 252, том У1, л.д. 163).

 БЕЛЯЙКИН, являясь начальником Главка НКОП и зная, что завод № 156 систематически выпускал недоделанные самолеты на летно-испытательную станцию, что влекло за собой аварии и катастрофы машин, покрывал преступную работу УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, обвиняя Отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты.

 Получив правительственное распоряжение о запрещении полета самолета И-180, предложил Нач.ОТК ЯКОВЛЕВУ пропустить самолет с дефектами в опытный полет.

 Зная о дефектном состоянии машины БЕЛЯЙКИН самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету и не явился в день полета 15/ХП-1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15/ХП-1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром. (том Ш, л.д. 142, 144, 258, 259, 260, 262, 264, 266, 267, том 1, л.д. 67, 70, том 1У, л.д. 62, том У1, л.д. 47,48, 50, 68, 69, 98, 99. 163, 164, 165). 

На основании изложенного обвиняются:

1.УСАЧЕВ Михаил Александрович, 1909 года рождения, урож. мест. Норк, Ярославской области, сын торговце бывш. Член ВКП /б/, до ареста директор завода № 156, с его слов не судим, -

 в том, что систематически допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и катастрофам при заводских испытаниях.

 2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180.

 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета, ввиду его неготовности – разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58, 7 п. 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованных ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, БЕЛЯЙКИНА и свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, НИКОЛАЕВЫМ, КОБЗЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, КАЛАВЕРЖИНЫМ и актами технической и правительственной комиссии.

 2. ТОМАШЕВИЧ Дмитрий Людвигович, 1899 года рождения, урож. мест. Ракитино, Киевской области, из дворян, по национальности литовец, гр-н СССР, беспартийный, до ареста – Зам. Главного конструктора завода № 156, не судим, —

 в том, что преступно руководил строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки самолетов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Эти обстоятельства вели к авариям при испытании машин ("Иваново" и И-180").

 Проектирование и постройка машины И-180 производилась по указанию ТОМАШЕВИЧА с рядом технических производственных отступлений, в результате которых детали подготовлялись по месту на самолете, а чертежи исправлялись по деталям.

 Заведомо зная о конструктивных недоделках самолета И-180, его неготовности к первому полету и запрещении правительства об испытаниях самолета дал явно необоснованное заключение о готовности самолета к летным испытаниям, в результате чего 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу, повлекшую за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА, —

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 – 7, 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованного УСАЧЕВА, ПОРАЙ, свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, КУРАКИНЫМ и материалами правительственной комиссии.

 3. ПОРАЙ Виктор Михайлович, 1892 года рождения, урож. мест. Горбачево БССР, из крестьян, по национальности белорус, гр-н СССР, быв. Член ВКП/б/, до ареста Нач. летно-испытательной станции завода № 156, не судим, -

 в том, что будучи Нач. летно-испытательной станции завода № 156 создавал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и катастрофам машин.

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет, в результате которого 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу и повлек за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА.

 Кроме того, изобличается заговорщиком ДАНИЛОВЫМ (арестован) и очной ставкой с ним, как участник военно-заговорщической организации и во вредительской работе,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7. 9, 10 и 11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал в причастности к гибели Героя Советского Союза В.П.ЧКАЛОВА, отрицая свое участие в антисоветской заговорщической организации. Изобличается показаниями ДАНИЛОВА, УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, свидетелями КРИЧЕВЦЕВЫМ, ОВЧИННИКОВЫМ, КОЗЛОВЫМ, ЧЕРНИЦКИМ, АЛЕКСЕЕВЫМ, ЛАЗАРЕВЫМ, БРОВКО, а также актов правительственной комиссии.

 4. БЕЛЯЙКИН Семен Ильич, 1896 года рождения, уроженец г. Каховка, Николаевской области, бывш. член ВКП/б/ до ареста Нач. 1-го Главка НКОП.

 В 1919 г. арестовывался румынской разведкой, в течение года после его освобождения из тюрьмы находился на территории белых. В том же 1919 году обманным путем пробрался в ряды ВКП/б/, -

 В том, что являлся скрытым троцкистом с 1928 г. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов и недоделок на самолете И-180 и имея прямое запрещение правительства производить испытание самолета И-180 БЕЛЯКИН не только не обеспечил непосредственное руководство по устранению дефектов и недоделок, но самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету.

 С целью сокрытия своей и других обвиняемых преступной деятельности, не явился в день полета самолета И-180 – 15/ХП-1938 года на аэродром, чем содействовал катастрофе, в результате которой погиб Герой Советского Союза В.П.ЧКАЛОВ, -

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 9-11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал.

 Изобличается показаниями арестованных ПОРАЙ, УСАЧЕВА и свидетелями ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, ПОЛИКАРПОВЫМ и актом правительственной комиссии.

 На основании ст.207 УПК групповое дело по обвинению УСАЧЕВА Михаила Александровича, ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича, ПОРАЙ Виктора Михайловича и БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58-7, 9, 10, 11, УК РСФСР подлежит направлению в Прокуратуру Союза по подсудности. 

 Верно: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ. ЛЕЙТЕНТ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

 ПОМ.НАЧ.СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ:

 (МИХАЙЛОВ) 

 СПРАВКА: Все означенные арестованные содержатся во внутренней тюрьме. 

 СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ.ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

Заключение экспертной комиссии. 

О причинах катастрофы самолета И-180, при которой погиб Герой Советского Союза В.П. Чкалов. 

 8 июня 1955 года. Город Москва.

Экспертная комиссия в составе: председателя комиссии генерал-полковника авиации Громова М.М., членов комиссии Тер-Маркаряна и Кононенко М.Л., созданная по поста­новлению Главной военной прокуратуры по делу Усачева, Беляйкина и Порай, ознакомившись с постановлением о назначении экспертизы и материалами следственного дела в отношении катастрофы самолета И-180,

установила:

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

1. Причина катастрофы самолета И-180, испытываемого 15 декабря 1938 года В.П. Чкаловым.

2. Кто является ответственным за вылет опытного самолета И-180

Комиссия, ознакомившись с имеющейся в деле копией акта комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 и технической документацией о подготовке самолета И-180 к вылету и документами, касающимися непосредственно произошедшей катастрофы, констатирует:

15 декабря 1938 г. в 12 ч. 58 мин. при испытании Героем Советского Союза В.П. Чкаловым самолета И-180 произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб Чкалов.

Обстоятельства катастрофы: 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов с разрешения главного конструктора Н.Н. Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по кругу Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м. от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета.

Комиссией установлено, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно.

Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения.

Необходимо учесть, что В.П. Чкалов был предупрежден о возможности переохлаждения мотора в воздухе.

Тщательно проанализировав все обстоятельства подготовки самолета И-180 к вылету и обстоятельства его катастрофы, комиссия приходит к выводу, что ответственным за первый вылет самолета И-180 является главный конструктор Поликарпов Н.Н., который, по положению, утверждает полетный лист, т.е. право на первый вылет. Полетный лист является главным документом, свидетельствующим о полной подготовленности самолета и экипажа.

Ответственными за вылет самолета И-180 являются главный конструктор Поликарпов Н.Н. и летчик-испытатель Чкалов В.П.

Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора.

Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.

Усачев М.А., Беляйкин СИ. и Парай В.И. не смогли бы запретить вылет В.П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить. 

Председатель комиссии

Генерал-полковник авиации М. Громов

Члены комиссии Тер-Маркарян (9.11.55)

Кононенко (9.11.55)

Надзорное производство ГВП №47860-38

Тема: Исторический процесс
  
Разместить на:

16+

Великобритания выходит из Евросоюза
Сторонники выхода Великобритании из ЕС победили на референдуме с 52%.
Путин разрешил выносить приговоры в электронном виде
Подписаны поправки в АПК, ГПК и УПК, за счет которых участники судебных разбирательств теперь смогут направлять ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним доказательства в электронном виде.
Госдума приняла антитеррористический пакет Ирины Яровой
Депутаты нижней палаты парламента на последнем пленарном заседании ГД шестого созыва 24 июня приняли во втором чтении и в целом так называемый "антитеррористический пакет Ирины Яровой" – несколько законопроектов, дополняющих Уголовный кодекс новыми составами преступлений и разрешающих введение режима КТО при угрозе насильственного захвата власти.
ГД наделила суды правом объединять уголовные дела в одном производстве
Ранее Совфед отклонил закон, указав, что Дума кардинально изменила концепцию правительственного документа.
Законопроект о компенсации за досудебную волокиту принят в третьем чтении
Документ устанавливает границы "разумных сроков" для получения компенсации за волокиту на стадии досудебного производства.
Сегодня
19:30 Следственный комитет задержал Никиту Белых со взяткой в 400 000 евро
Управление по расследованию особо важных дел СК возбуило уголовное дело в отношении Никиты Белых по факту получения им взятки (ч.6 ст.290 УК РФ), сообщает пресс-служба ведомтсва.
18:20 Адвокат Поветкина уверен в успехе иска на $34,5 млн против Уайлдера
Иск о защите чести и достоинства подан в Федеральный окружной суд южного округа Нью-Йорка с требованием выплатить компенсацию в размере $34,5 млн.
18:15 ВС Хакасии оправдал адвоката по делу о разглашении тайны следствия
Интересы адвоката представлял вице-президент ФПА Генри Резник.
17:58 Лондонский арбитраж обязал Tata Sons выплатить японской Docomo $1,17 млрд
Судебное разбирательство связано с выходом Docomo из совместного с Tata Sons предприятия по производству телефонов в Индии.
17:45 В ГД предложили сократить срок оплаты услуг социальных НКО до 10 дней
Сегодня заказчикам отводится 30 дней для исполнения данных денежных обязательств.
17:36 В Москве в 2017 году построят новое здание для двух судов
Здания, в которых трудятся судьи и сотрудники аппарата Тверского и Мещанского судов, построены еще в 1914 и 1927 годах.
17:20 Банки будут сообщать о должниках в госсистему
Правительственный законопроект, которым были предложены соответствующие поправки, принят в третьем чтении.
17:19 Китайский суд оштрафовал New Balance на $760 000 за нарушение товарного знака
Суд признал компанию виновной в незаконном использовании в своем логотипе товарного знака Xin Bai Lun, что в переводе означает "New Balance".
16:57 Аналитики Sberbank СIB ожидают пересмотр санкций ЕС после Brexit
Brexit положительно отразится на российских финансовых рынках, уверены аналитики Sberbank СIB Андрей Кузнецов и Коул Эйксон.
16:30 Британский WPP продаст телеизмерителя TNS после изменений закона "О СМИ"
Исследовательская группа TNS Russia занимается измерением аудитории других медиа, ведет мониторинг выхода рекламных сообщений на ТВ, радио, в прессе и интернете и выполняет исследования под заказ конкретных клиентов.
16:14 С поправками на лето: президент подписал более 40 законов – что изменится?
В четверг, 23 июня, президент Владимир Путин подписал поправки к более чем 40 законам, существенно откорректировав российское законодательство. Изменения коснутся КоАП, УПК, УК и других НПА, многие из которых вступят в силу уже в этом году. Право.ru подготовило обзор ключевых поправок и ответило на вопрос, какие законы изменятся и когда поправки начнут действовать.
15:57 Шотландия может вновь провести референдум о независимости из-за Brexit
Глава правительства Шотландии Никола Стерджен заявила, что это "неприемлемо с точки зрения демократии", что Шотландия выйдет из ЕС "против своей воли".
15:54 Госдума одобрила создание "черных списков" болельщиков-хулиганов
Законопроект разработан для предупреждения противоправных действий при проведении спортивных мероприятий в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.
15:26 Путин ввел штрафы за сокрытие компаниями данных о реальных владельцах
Поправки в КоАП обяжут компании получать, хранить и обновлять информацию о своих конечных владельцах, а в случае необходимости предоставлять ее по запросам госорганов.
15:06 Volkswagen заплатит в США более $10 млрд из-за "дизельгейта"
В соответствии с соглашением, которое Volkswagen заключил с властями США, концерн выплатит от $1000 до $7000 владельцам автомобилей, в которых было обнаружено вредоносное ПО.
14:58 Кабмин выдвинул кандидатов в совет директоров "Уралвагонзавода"
Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выдвижении кандидатов в совет директоров и ревизионную комиссию "Уралвагонзавода" и корпорации "Стратегические пункты управления".
14:35 Белоруссия может предъявить иск на $100 млн из-за конфликта продавцов калия
Трейдер "Белорусская калийная компания" (БКК) в июле 2013 года лишилась одного из своих основных поставщиков – российского "Уралкалия".
14:30 Ретейлеры: поправки Госдумы приведут к перебоям с продуктами
Поправки в закон "О торговле" вступят в силу через 10 дней после официального публикования, что может создать проблемы для поставщиков и торговых сетей.
14:05 АСГМ признал банкротом столичный банк "Расчетный дом"
На 1 февраля 2016 года "Расчетный дом" по величине активов занимал 661-е место в банковской системе РФ.
13:59 Путин узаконил клонирование органов для трансплантации
Подписан закон о биомедицинских клеточных продуктах, который призван помочь российским разработчикам найти новые способы лечения ранее неизлечимых заболеваний.
13:24 Британские юристы: как Brexit повлияет на международный арбитраж и бизнес
На референдуме по вопросу о выходе Великобритании из состава Евросоюза 52% британцев высказались за прекращение членства страны в ЕС. Но еще в преддверии голосования британские юристы предупреждали о последствиях выхода Королевства из еврозоны. В частности, экспертов волновал вопрос: как такой шаг повлияет на работу Международного арбитражного суда в Лондоне?
13:20 Госдума окончательно приняла законопроект о снижении бонусов торговым сетям
Принятые поправки предусматривают уменьшение максимального уровня вознаграждений ретейлерам от поставщиков продукции с 10% до 5%.
12:48 Госдума отложила рассмотрение законопроекта о вывозе культурных ценностей
Драпеко в ходе рассмотрения законопроекта в комитете отметила, что данный документ позволит беспрепятственно вывозить из России культурные ценности.
12:47 Из-за Brexit обвалились главные фондовые индексы мира
Мировая экономика мгновенно отреагировала на результаты референдума в Великобритании и заявления о грядущей смене власти в Соединенном королевстве.
12:29 В АСВ одобрили просьбу ЦБ о кредите на 180 млрд рублей и увеличили взнос банков
В "Фонд защиты вкладчиков" с 2014 года за выплатами обратились 209,1 тысяч вкладчиков, им выплачено 26,8 млрд рублей. Средний размер компенсационных выплат в 2015 году составил 104,6 тысячи рублей (в 2014 году – 125,6 тысяч рублей).
11:45 S&P и Moody's могут снизить суверенный рейтинг Великобритании после Brexit
Оба агентства указывают на высокую степень неопределенности по результатам референдума о Brexit.
11:19 Во власти мужчин: американские исследователи выявили гендерное неравенство в судах США
Судебная система США находится в руках "белых мужчин", а доля женщин и представителей этнических меньшинств среди американских судей составляет около трети – такие данные содержатся в докладе Американского конституционного общества по вопросам права и политики (ACS), чьи исследователи проанализировали досье свыше 10 000 судей государственных судов.
11:10 Центробанк отозвал лицензии у двух страховых компаний
Одна из них добровольно отказалась от продолжения лицензируемой деятельности, другая наказана за финансовую неустойчивость.
10:59 СКР завел дело на фельдшера, проигнорировавшую звонок из лагеря на Сямозере
Её "действия", как отмечает СКР, не позволили своевременно начать спасательную операцию и привели к гибели детей.
10:54 Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уйдет в отставку после Brexit
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уйдет в отставку после Brexit
10:52 Госдума может подключить производителей спиртосодержащих лекарств к ЕГАИС
Госдума планирует в пятницу, 24 июня, рассмотреть во втором чтении поправки к закону о госрегулировании алкоголя (171-ФЗ).
10:23 СМИ перечислили самые резонансные для бизнеса законопроекты Думы VI созыва
В пятницу, 24 июня, состоится финальное заседание Государственной Думы шестого созыва. РБК предлагает вспомнить о наиболее резонансных для делового сообщества законопроектах из принятых на последней сессии нижней палаты парламента.
09:56 Правоохранители задержали брата мэра Владивостока
Гендиректор "Востокцемента" Андрей Пушкарев – брат мэра Игоря Пушкарева – стал фигурантом дела, возбужденного ранее в отношении градоначальника.
09:42 Адвоката Надежды Савченко проверяют на экстремизм за пост об ее освобождении
По словам Марка Фейгина, заявление на него связано с постом в Twitter об освобождении Савченко и ее обмене на россиян Александрова и Ерофеева.
09:05 Путин подписал закон об ограничении неустойки по ипотеке
Теперь в случае, если на сумму кредита за период нарушения начисляются проценты, размер неустойки ограничивается ключевой ставкой ЦБ, установленной на день заключения договора.
08:42 Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (24.06)
Чем запомнится предпринимателям финальная сессия нынешней Думы. - Сергей Пашин: приведение статуса председателей АС в соответствие со статусом председателей СОИ является логичным шагом. - ЦБ берется за регулирование взаимного кредитования. - Борьба за активы «Связного» идет сразу во многих направлениях. - ЦБ лишил лицензий пенсионную группу Новицкого.
08:42 Brexit и курсы валют: доллар упал до 65,24 рубля, фунт достиг минимума за 35 лет
Об ослаблении рубля в случае выхода Великобритании из ЕС предупреждал глава Сбербанка Герман Греф.
08:21 Риэлторов обяжут страховать ответственность перед заказчиками
В Госдуму внесен законопроект о регулировании риэлторской деятельности.
08:15 Минфин заберет у ФГУПов половину их доходов
Минфин хочет скорректировать правительственное постановление, в соответствии с которым ФГУПы перечисляют в бюджет не менее 25% прибыли.
08:12 Правительству предлагают разменять НДС на социальные взносы
В правительстве с подачи Минфина обсуждается конструкция радикальной налоговой реформы – снижения страховых взносов с одновременным повышением НДС.
Вчера
20:20 Подписан 33-страничный закон об основах системы профилактики правонарушений
Им устанавливается правовая и организационные основы правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере профилактики правонарушений, а также их основные принципы, направления и виды
19:45 Путин обязал страховщиков продавать полисы ОСАГО через интернет
Подписан закон, который, в частности, устанавливает срок действия страховых тарифов по автогражданской ответственности и обязывает страховщиков продавать электронные полисы.
19:13 СКР завел четвертое дело после трагедии в детском лагере в Карелии
Первое возбуждено против сотрудников лагеря "Парк-отель Сямозеро" за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а второе – в отношении его директора и заместителя.
18:56 Суд арестовал экс-главу "РусГидро" Евгения Дода на два месяца
В ходе заседания следователь заявил, что Евгений Дод и его сообщники пытаются уничтожить доказательства.
18:55 Россия заняла 16-е место по количеству долларовых миллионеров
По данным Capgemini, количество людей в РФ, заработавших больше $1 млн, в прошлом году составило 152 000 человек (при населении в 147 млн человек).
18:20 Открыты восемь вакансий судей АС МО и Мособлсуда
Кроме того, вакантными объявлены должности зампредов двух подмосковных горсудов, а также судей еще восьми судов.
18:09 Forbes составил рейтинг российских олигархов, подвергшихся уголовному преследованию
Журнал составил новый рейтинг, в который вошли полтора десятка российских предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. Список составлен по двум показателям – размер состояния и уровень ограничения свободы. Среди оказавшихся в нем – друг советника президента и владелец крупнейшего в Восточной Европе производителя трансформаторов.
17:50 Глав организаций предлагают увольнять при лишении ученой степени
Такая дисциплинарная мера будет применяться к ним в случае, если ее наличие является обязательным квалификационным требованием к этой должности.
17:40 Депутаты предложили лишить Федеральную нотариальную палату статуса ассоциации
По мнению парламентариев, она, как и региональные нотариальные палаты, соответствует статусу профессионального объединения.
17:34 В Госдуму внесен законопроект о тюремном наказании для злостных наркоманов
Депутат Госдумы также призвал принять закон о смертной казни для наркоторговцев-иностранцев, пойманных повторно.
16:53 Путин увеличил размер единовременной выплаты из материнского капитала
Право на данную выплату распространяется на семьи, в которых второй ребенок родится до 30 сентября 2016 года.
16:29 Глава столичного управления Росреестра отстранен от должности
Решение принято МЭР из-за установления "грубых нарушений" законодательства в финансово-хозяйственной деятельности управления.
16:16 На автомобили дешевле 400 000 рублей запретят налагать взыскание – законопроект
Если же по оценке экспертов его цена превысит данный показатель, к должнику может быть применено взыскание в виде разницы стоимости автомобиля и данной пороговой суммы.
15:51 Роскомнадзор снял блокировку с сайта облачного сервиса Amazon
Роскомнадзор заблокировал страницу после отказа американской компании закрыть доступ к странице.