57884176Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса

О летчике №1 Советского Союза написаны книги, обнародованы многочисленные документы. В том числе извлеченные исследователями из самых секретных архивов. Между тем, в его биографии еще немало белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи…

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Сразу после гибели Чкалова начались аресты

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.Л.Томашевич, директор завода № 156 М.А.Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С.И.Беляйкин, начальник Летно-испытательной станции (ЛИС) полковник В.М.Порай и др.

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же – переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно". В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

В одном комиссии были единодушны – самолет был недоработан

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу – самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156". По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В.В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов".

Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н.Поликарпова и В.Чкалова:

"Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М.А., Беляйкин С.И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П.Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить".

А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА": "…Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб".

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Были ли беспристрастны эксперты?

При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М.Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А.Тер-Маркаряном и директором завода №320 М.Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.Беляйкина.

Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь ГВП капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу №967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии.

В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В.Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.12. 38 г. тихо в согласии с Чкаловым Поликарпов, Усачев, Беляйкин и представители НКВД хотели сделать полет, совершенно не оформив его…", а когда по объективным причинам он не состоялся, "Усачев стал всех уверять, что хотели сделать рулежку и требовал задним числом все оформить…". В другом письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156 В.Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…"

А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" – являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами".

Дети Чкалова считают, что их отца убили

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова. 

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

– Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря – сразу же после катастрофы.

А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич:

– Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен".

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

– Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…

О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И.Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И.Варенова, дети ссылаются на мать – О.Э. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.Порай и начальник Главка НКАП В.Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П.Судоплатова, – двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В.Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М.Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром".

Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

"Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию"

Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать".

Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД "компромата" на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В.Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".

Судьба осужденных

М.Усачев и С.Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В.Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.Беляйкина и В.Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М.Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет "государственные жернова системы", созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика №1 Советского Союза. 

Приложение: Архивные документы

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

 (КОБУЛОВ) 

"26" апреля 1939 года 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по групповому делу № 21630). 

По обвинению:

  • 1. УСАЧЕВА Михаила Александровича,
  • 2. ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича,
  • 3. ПОРАЙ Виктора Михайловича,
  • 4. БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича

– в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7,9,10,11 УК РСФСР. 

15-го декабря 1938 года, во время испытания самолета И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович ЧКАЛОВ.

 Предварительной проверкой на месте катастрофы было установлено, что самолет И-180 был допущен к полету с серьезными дефектами и недоделками, несмотря на запрещение правительства от 12/ХП-1938 года.

 На основании этих данных были арестованы и привлечены к уголовной ответственности: директор завода № 156 УСАЧЕВ М.А., заместитель главного конструктора завода ТОМАШЕВИЧ Д.Л., начальник летной испытательной станции ПОРАЙ В.М. и начальник 1-го главного управления НКОП – БЕЛЯЙКИН С.И.

 Следствием установлено, что УСАЧЕВ и ТОМАШЕВИЧ являлись выходцами из социально-чуждой среды. ПОРАЙ по имеющимся материалам – антисоветски настроен.

 Обвиняемые признались, что будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и, не смотря на это, допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством. (т.Ш-142-143, т.1-174, т.П л.д.114-115) т.1У л.д. 254,255, 257, 159, т. 5 л.д. 72, 68, 99, 161, 162-165).

 Следуя установившейся преступной практике УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН зная о том, что испытание самолета И-180 будет производить Герой Советского Союза В.П. ЧКАЛОВ, не только не приняли мер к обеспечению высокого качества работ по постройке самолета И-180, но допустили явное недоброкачественное изготовление ряда важнейших агрегатов этого самолета.

 (т.1, л.д. 175, 176, 177), (т.У1 л.д. 27,28, 29, 76 )

 Это конкретно заключалось в том, что при постройке самолета И-180 на заводе № 156 была допущена штурмовщина, преступная спешка и гонка, отразившиеся на качестве самолета.

 Установлено, что в процессе работы по постройке самолета И-180 было внесено большое количество изменений в чертежах, которые в своем большинстве исправлены по изготовленным производством деталям, тогда как детали должны были изготовляться по чертежам.

 (т.1, л.д.42, 43, 48, 65, 66, 68, 69, 70,).

 Несмотря на то, что преступная спешка, а также изменения чертежей в ходе работ вели к явному ухудшению качества самолета, УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН сознательно готовили выпуск самолета И-180 в полет с явными серьезными недоделками и конструкторской недоработкой отдельных агрегатов самолета.

 Самолет И-180 будучи не подготовлен к летным испытаниям из-за наличия указанных дефектов и конструктивных недоработок был все же в ночь с 7 на 8 декабря 1938 года, по прямому указанию УСАЧЕВА и ТОМАШЕВИЧА переброшен с завода 156 на летно-испытательную станцию.

 На летно-испытательной станции наспех продолжались работы по устранению конструктивных и технических недоделок, что также отразилось на качестве самолета.

 Так, 12 декабря 1938 года в день намечавшегося первого полета самолета И-180, отложенного в связи с запрещением правительства проводить полет, УСАЧЕВ и БЕЛЯКИН произвели наземную рулежку самолета И-180 во время которой произошла поломка тяги нормального газа. Эта поломка в полете, по признанию обвиняемых вызвала бы неизбежную аварию и катастрофу самолета.

 Несмотря на наличие существенных конструктивных недоделок, и происшедшей 12 декабря 1938 года поломки тяги нормального газа УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН заведомо зная, что эти недоделки в самолете И-180 во время полета неизбежно вызвали бы аварию самолета, вопреки распоряжения правительства допустили самолет И-180 к полету. (Т. П, л.д. 171, 172, т. Ш, л.д. 48, 49, 61, 62, 63, 248, 249, т. У1, л.д. 163-165).

 Следствием установлена следующая преступная деятельность каждого из обвиняемых:

 УСАЧЕВ являясь директором завода № 156 перебрасывал опытные самолеты с не устраненными дефектами на летно-испытательную станцию, в результате чего задерживались гос. испытания машин и имели место аварии. (Т.1, л.д. 3, 122-123-124-125-126-127, т. Ш, л.д. 142, т.У1, л.д. 21-22, 58).

 Нарушил решение правительства от 12/ХП-1938 года, допустив самолет И-180 к испытательному полету 15/ХП-1938 года с наличием серьезных дефектов, вызвавших катастрофу самолета и гибель ЧКАЛОВА В.П. (том 1, л.д. 42-43, 72, 76, т.У1, л.д. 163).

 ТОМАШЕВИЧ, являясь заместителем главного конструктора завода № 156, проводил подрывную работу в самолетостроении, систематически выпуская на испытания конструктивно недоработанные машины, что приводило к авариям.

 Предусмотренная конструкцией самолета И-180 система регулировки охлаждения мотора не была выполнена. Заведомо зная, что это может вызвать остановку мотора в воздухе, ТОМАШЕВИЧ дал необоснованное заключение о том, что самолет может быть допущен к полету. (т.1, л.д. 136, 177-178, т. П, л.д. 167, 168, 169, 174, т.У1, л.д. 163, 164).

 ПОРАЙ, являясь начальником летно-испытательной станции, принимал от завода № 156 самолеты с дефектами и конструктивными недоделками и допускал такие машины к испытательным полетам.

 Этим самым в своей практической повседневной работе ПОРАЙ создавал условия для вредительских актов, аварий и катастроф. (т.1У, л.д. 6, 7, 8, 9, 97, 98, 99, 105, 106, 230, 231, том У1, л.д. 163, 164).

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов в самолете И-180, исключавших возможность полета и несмотря за запрещение правительства, допустил 15/ХП-1938 года к полету самолет И-180, который потерпел катастрофу. (том 1У л.д. 61-63, 103, 188, 189, 218, 219, 221, 236, 237, 246, 147, 252, том У1, л.д. 163).

 БЕЛЯЙКИН, являясь начальником Главка НКОП и зная, что завод № 156 систематически выпускал недоделанные самолеты на летно-испытательную станцию, что влекло за собой аварии и катастрофы машин, покрывал преступную работу УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, обвиняя Отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты.

 Получив правительственное распоряжение о запрещении полета самолета И-180, предложил Нач.ОТК ЯКОВЛЕВУ пропустить самолет с дефектами в опытный полет.

 Зная о дефектном состоянии машины БЕЛЯЙКИН самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету и не явился в день полета 15/ХП-1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15/ХП-1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром. (том Ш, л.д. 142, 144, 258, 259, 260, 262, 264, 266, 267, том 1, л.д. 67, 70, том 1У, л.д. 62, том У1, л.д. 47,48, 50, 68, 69, 98, 99. 163, 164, 165). 

На основании изложенного обвиняются:

1.УСАЧЕВ Михаил Александрович, 1909 года рождения, урож. мест. Норк, Ярославской области, сын торговце бывш. Член ВКП /б/, до ареста директор завода № 156, с его слов не судим, -

 в том, что систематически допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и катастрофам при заводских испытаниях.

 2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180.

 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета, ввиду его неготовности – разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58, 7 п. 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованных ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, БЕЛЯЙКИНА и свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, НИКОЛАЕВЫМ, КОБЗЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, КАЛАВЕРЖИНЫМ и актами технической и правительственной комиссии.

 2. ТОМАШЕВИЧ Дмитрий Людвигович, 1899 года рождения, урож. мест. Ракитино, Киевской области, из дворян, по национальности литовец, гр-н СССР, беспартийный, до ареста – Зам. Главного конструктора завода № 156, не судим, —

 в том, что преступно руководил строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки самолетов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Эти обстоятельства вели к авариям при испытании машин ("Иваново" и И-180").

 Проектирование и постройка машины И-180 производилась по указанию ТОМАШЕВИЧА с рядом технических производственных отступлений, в результате которых детали подготовлялись по месту на самолете, а чертежи исправлялись по деталям.

 Заведомо зная о конструктивных недоделках самолета И-180, его неготовности к первому полету и запрещении правительства об испытаниях самолета дал явно необоснованное заключение о готовности самолета к летным испытаниям, в результате чего 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу, повлекшую за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА, —

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 – 7, 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованного УСАЧЕВА, ПОРАЙ, свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, КУРАКИНЫМ и материалами правительственной комиссии.

 3. ПОРАЙ Виктор Михайлович, 1892 года рождения, урож. мест. Горбачево БССР, из крестьян, по национальности белорус, гр-н СССР, быв. Член ВКП/б/, до ареста Нач. летно-испытательной станции завода № 156, не судим, -

 в том, что будучи Нач. летно-испытательной станции завода № 156 создавал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и катастрофам машин.

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет, в результате которого 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу и повлек за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА.

 Кроме того, изобличается заговорщиком ДАНИЛОВЫМ (арестован) и очной ставкой с ним, как участник военно-заговорщической организации и во вредительской работе,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7. 9, 10 и 11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал в причастности к гибели Героя Советского Союза В.П.ЧКАЛОВА, отрицая свое участие в антисоветской заговорщической организации. Изобличается показаниями ДАНИЛОВА, УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, свидетелями КРИЧЕВЦЕВЫМ, ОВЧИННИКОВЫМ, КОЗЛОВЫМ, ЧЕРНИЦКИМ, АЛЕКСЕЕВЫМ, ЛАЗАРЕВЫМ, БРОВКО, а также актов правительственной комиссии.

 4. БЕЛЯЙКИН Семен Ильич, 1896 года рождения, уроженец г. Каховка, Николаевской области, бывш. член ВКП/б/ до ареста Нач. 1-го Главка НКОП.

 В 1919 г. арестовывался румынской разведкой, в течение года после его освобождения из тюрьмы находился на территории белых. В том же 1919 году обманным путем пробрался в ряды ВКП/б/, -

 В том, что являлся скрытым троцкистом с 1928 г. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов и недоделок на самолете И-180 и имея прямое запрещение правительства производить испытание самолета И-180 БЕЛЯКИН не только не обеспечил непосредственное руководство по устранению дефектов и недоделок, но самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету.

 С целью сокрытия своей и других обвиняемых преступной деятельности, не явился в день полета самолета И-180 – 15/ХП-1938 года на аэродром, чем содействовал катастрофе, в результате которой погиб Герой Советского Союза В.П.ЧКАЛОВ, -

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 9-11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал.

 Изобличается показаниями арестованных ПОРАЙ, УСАЧЕВА и свидетелями ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, ПОЛИКАРПОВЫМ и актом правительственной комиссии.

 На основании ст.207 УПК групповое дело по обвинению УСАЧЕВА Михаила Александровича, ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича, ПОРАЙ Виктора Михайловича и БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58-7, 9, 10, 11, УК РСФСР подлежит направлению в Прокуратуру Союза по подсудности. 

 Верно: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ. ЛЕЙТЕНТ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

 ПОМ.НАЧ.СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ:

 (МИХАЙЛОВ) 

 СПРАВКА: Все означенные арестованные содержатся во внутренней тюрьме. 

 СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ.ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

Заключение экспертной комиссии. 

О причинах катастрофы самолета И-180, при которой погиб Герой Советского Союза В.П. Чкалов. 

 8 июня 1955 года. Город Москва.

Экспертная комиссия в составе: председателя комиссии генерал-полковника авиации Громова М.М., членов комиссии Тер-Маркаряна и Кононенко М.Л., созданная по поста­новлению Главной военной прокуратуры по делу Усачева, Беляйкина и Порай, ознакомившись с постановлением о назначении экспертизы и материалами следственного дела в отношении катастрофы самолета И-180,

установила:

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

1. Причина катастрофы самолета И-180, испытываемого 15 декабря 1938 года В.П. Чкаловым.

2. Кто является ответственным за вылет опытного самолета И-180

Комиссия, ознакомившись с имеющейся в деле копией акта комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 и технической документацией о подготовке самолета И-180 к вылету и документами, касающимися непосредственно произошедшей катастрофы, констатирует:

15 декабря 1938 г. в 12 ч. 58 мин. при испытании Героем Советского Союза В.П. Чкаловым самолета И-180 произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб Чкалов.

Обстоятельства катастрофы: 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов с разрешения главного конструктора Н.Н. Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по кругу Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м. от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета.

Комиссией установлено, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно.

Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения.

Необходимо учесть, что В.П. Чкалов был предупрежден о возможности переохлаждения мотора в воздухе.

Тщательно проанализировав все обстоятельства подготовки самолета И-180 к вылету и обстоятельства его катастрофы, комиссия приходит к выводу, что ответственным за первый вылет самолета И-180 является главный конструктор Поликарпов Н.Н., который, по положению, утверждает полетный лист, т.е. право на первый вылет. Полетный лист является главным документом, свидетельствующим о полной подготовленности самолета и экипажа.

Ответственными за вылет самолета И-180 являются главный конструктор Поликарпов Н.Н. и летчик-испытатель Чкалов В.П.

Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора.

Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.

Усачев М.А., Беляйкин СИ. и Парай В.И. не смогли бы запретить вылет В.П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить. 

Председатель комиссии

Генерал-полковник авиации М. Громов

Члены комиссии Тер-Маркарян (9.11.55)

Кононенко (9.11.55)

Надзорное производство ГВП №47860-38

Тема: Исторический процесс
  
Разместить на:

16+

"Выиграют все": юристы оценили создание реестра легальных коллекторских агентств
Коллекторские агентства с 1 января начали работать по новым правилам. Заниматься взысканием просроченной задолженности теперь могут только те из них, что вошли в госреестр, который ведет ФССП. Таких компаний пока всего 29. Но в ФССП не спешат говорить о массовом уходе коллекторов с рынка. А юристы полагают, что новшество поможет избавиться от криминала в этой сфере.
Совет Федерации назначил Андрея Марьина судьей Верховного суда
Рекомендацию ВККС на эту должность судья Калужского облсуда получил в сентябре прошлого года.
"Пономарев против IКЕА": онлайн-трансляция заседания из Верховного суда
"Право.ru" ведет текстовую онлайн-трансляцию из Верховного суда, где рассматривается спор между предпринимателем Константином Пономаревым и IКЕА, в рамках которого бизнесмен пытается взыскать с российского представительства шведской фирмы 507 млн руб. В прошлом году смоленские суды удовлетворили требования предпринимателя, но IKEA обжаловала эти решения в ВС.
Росреестр против: почему москвичам отказывают в пересмотре кадастровой стоимости
Россияне, владеющие недвижимостью и землями в столице, столкнулись с невозможностью оспорить кадастровую стоимость их имущества. Заявления почти каждого пятого москвича были отклонены Росреестром.
Верховный суд разбирался, когда предприниматели "превращаются" в "физиков"
Предприниматель из Анапы так и не выплатил деньги за аренду гостиницы. Собственник отеля стал взыскивать долг в суде. Две инстанции вынесли решения в пользу истца, однако кассация отменила эти акты, решив, что стороны, заключая арендное соглашение, выступали как физлица. В подведомственности спора между двумя жителями курортного города разбирался Верховный суд.
Сегодня
16:51 Экс-сотрудник АНБ Сноуден может получить российское гражданство
В 2013 году Сноуден передал прессе материалы, раскрывающие подробности проводимого спецслужбами сбора личных данных пользователей Google, Facebook, Skype и других американских компаний.
16:28 Крымские музеи обжаловали решение суда Амстердама по делу о скифском золоте
В 2014 году 2000 экспонатов из пяти музеев Крыма и Киева были перевезены в археологический музей Алларда Пирсона, где были представлены на выставке "Крым: золото и секреты Черного моря".
15:51 В Совфеде не исключили возможность отмены "закона Димы Яковлева"
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что власти готовы к диалогу с США о "законе Димы Яковлева", который запрещает американцам усыновлять российских детей.
15:32 "Нафтогаз" отказался платить "Газпрому" $5,3 млрд за поставленный газ
В 2015 году "Газпром" подал в Стокгольмский арбитраж иск к "Нафтогазу", в котором потребовал выплат за недобор объемов газа по контрактам 2012–2013 годов.
15:31 Бенефициар российской компании смог оспорить ее сделки по продаже основного актива
Таким образом, суды признали за бенефициаром право на обжалование не только ничтожных собраний акционеров компании, но и совершенных ею сделок.
15:26 Банки получат функции паспортно-визовых сервисов
Банки начнут предоставлять услуги по оформлению российских и заграничных паспортов и других документов, которые сейчас можно сделать с помощью ФГУП, подведомственного МВД, сообщает РБК.
14:48 КПРФ выступает за изменение "устаревшей" Конституции
Фракция КПРФ выступает за внесение в ближайшее время законопроекта о созыве Конституционного собрания для изменения устаревшей, по мнению коммунистов, Конституции. С таким заявлением на пленарном заседании Госдумы выступил депутат от КПРФ Владимир Бортко.
14:43 Марк Цукерберг дал показания по делу о краже технологии трехмерной виртуальной реальности
Истец заявил, что компания Цукерберга Oculus незаконно использовала его интеллектуальную собственность для разработки системы виртуальной реальности, включая гарнитуру Rift.
14:40 Судят тувинского министра, оценившего покровительство бизнесу в 27 млн руб.
В рамках уголовного дела на недвижимость бывшего министра строительства и модернизации коммунального хозяйства Владимира Сата наложен арест на общую сумму свыше 38 млн руб.
13:57 Госдума одобрила введение отдельной организационно-правовой формы для нотариальных палат
Госдума во втором чтении приняла законопроект, устанавливающий отдельную организационно-правовую форму для Федеральной нотариальной палаты, а также для региональных нотариальных палат. Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
13:44 Обвинение запросило восемь лет для экс-замглавы "Аэрофлота" за хищение $122,6 млн
Сейчас бизнес-партнер Бориса Березовского Николай Глушков проживает в Великобритании, поэтому обвинение ему предъявлено заочно.
13:22 Барак Обама смягчил наказание информатору WikiLeaks Мэннинг
Наказание Челси Мэннинг было сокращено до семи лет лишения свободы. Таким образом, теперь, в соответствии с приказом Обамы, осужденную освободят 17 мая этого года, а не в 2045 году.
13:08 «Транснефть» в ходе разбирательства с «Роснефтью» заявила отвод судье
Арбитражный суд Москвы отказал "Транснефти" в удовлетворении заявления об отводе судьи в разбирательстве с "Роснефтью" о договоре на транспортировку нефти в 2017 году.
12:46 Концерн "Электроприбор" заплатит юристам 3 млн руб. за обжалование решения Росимущества
Согласно техзаданию, принять участие в тендере могут только две компании – "Эй Си Партнерс" и адвокатское бюро Санкт-Петербурга "НБ".
12:35 Совфед выступил за мониторинг реализации "закона Яровой"
Совет Федерации на пленарном заседании поручил комитету по конституционном законодательству и госстроительству провести мониторинг правоприменения антитеррористического пакета законов, разработанных депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.
12:23 Апелляция отклонила жалобу "Автодора" на решение по его спору со "Стройновацией"
В октябре Арбитражный суд Москвы удовлетворил лишь сотую часть требований "Автодора" к подрядчику – компании "Стройновация".
12:22 Больше половины россиян поддерживают аресты чиновников, обвиняемых в коррупции
Большая часть россиян положительно оценила прошлогодние аресты высокопоставленных чиновников, обвиняемых в коррупции, сказано в сообщении Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
11:48 Росгеология отменила тендер на юруслуги стоимостью 5,5 млн руб.
Начальная стоимость контракта составляла 5 444 879 руб. Извещение о проведении закупки было размещено 9 января. Проведение конкурса было отменено в связи с отказом заказчика от закупки.
11:35 За два года Госдума отклонила все законопроекты, усиливающие позиции адвокатов
Центр стратегических разработок, проведя анализ законотворчества, выяснил, что ни один из предложенных 12 законопроектов, направленных на усиление процессуальных позиций защитников, так и не стал законом.
11:33 В Высоком суде Лондона началось рассмотрение иска России к Украине по долгу в $3 млрд
Кредит в размере $3 млрд был предоставлен Россией правительству Виктора Януковича в 2013 году за несколько месяцев до госпереворота на Украине, однако долг так и не был выплачен.
11:28 Депутаты будут давать рекомендации ЦБ по реализации денежно-кредитной политики
Предложения депутатов Госдумы по деятельности Центробанка будут отражаться в постановлениях Госдумы по итогам рассмотрения ежегодного отчета ЦБ и проекта денежно-кредитной политики, рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
11:12 В Совфеде предлагают менять кодексы не чаще двух раз в год
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает ввести законодательную норму, запрещающую внесение изменений чаще двух раз в год в Уголовный, Налоговый, Административный и другие кодексы, пишут РИА Новости.
10:52 ФАС завела дело против губернатора Самарской области и сотрудников «Газпрома»
ФАС возбудила антимонопольное дело в отношении главы Самарской области Николая Меркушкина, группы сотрудников "Газпрома" и министерства энергетики и ЖКХ Самарской области в рамках подозрений в нарушениях на рынке транспортировки газа в регионе, говорится в сообщении на сайте ведомства.
10:28 Кузбасский бизнесмен сознался в даче взятки экс-главе СУ СКР по Кемеровской области
Другими основными фигурантами этого уголовного дела являются руководитель управления СКР по Кемеровской области Сергей Калинкин и вице-губернаторы Александр Данильченко и Алексей Иванов.
10:23 Бизнес внес свои поправки в новую методику расчета кадастровой оценки недвижимости
"Опора России" выступила с заявлением о том, что новая методика расчета кадастровой оценки земли и недвижимости, проект которой подготовило Минэкономики, может привести к увеличению разрыва между рыночной и кадастровой стоимостями имущества, пишет "Коммерсант".
10:21 Прокуратура считает невиновными фигурантов дела о хищении из "Открытия" 4 млрд руб.
Арестованные фигуранты уголовного дела о хищении из банка "Открытие" более 4 млрд руб. заручились поддержкой прокуратуры – надзорный орган настаивает, что в их действиях не было умысла на совершение преступления.
09:54 "Дочка" Сбербанка подала иск к ритейлеру "Юлмарт" на 735 млн руб.
Из материалов дела № А40-9764/2017 следует, что исковое заявление было подано 17 января. Рассматривать дело предстоит судье Юлии Лакобе. Суть претензий заявителя не раскрывается.
09:10 СМИ: либеральные поправки в УК РФ принимаются вдвое чаще
Поправки в уголовное законодательство, которые смягчают наказание, с большей вероятностью будут приняты.
09:03 Следствие опровергло версию защиты о происхождении следов пороха на обвиняемом в убийстве Немцова
Заур Дадаев утверждал, что следы пороха оказались у него на руках в результате отстрела табельного оружия, которое он сдавал при увольнении из 141-го полка внутренних войск МВД.
08:43 "Газпром" выставил "Нафтогазу" счет на $5,3 млрд по условию take-or-pay
Эксперты полагают, что "Газпром" пытается оказать давление на украинскую сторону: сегодня Киевский суд должен рассмотреть его апелляцию по антимонопольному штрафу на $6,8 млрд.
08:36 Совет федерации обяжет сенаторов согласовывать получение иностранных наград
Совет федерации регламентирует механизм принятия сенаторами наград и званий от иностранных государств.
08:15 ФСБ напомнила операторам связи о законе Яровой "письмами счастья"
Федеральная служба безопасности в конце декабря 2016 года направила крупнейшим операторам связи письма о необходимости исполнения пакета антитеррористических поправок Ирины Яровой и Виктора Озерова.
08:01 Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (18.01)
"Газпром" потребовал от Украины еще $5,3 млрд за невыборку газа по take-or-pay. Общий объем газовых претензий к Киеву составляет уже $37 млрд – ЕСПЧ присудил €75 000 пострадавшим от "закона Димы Яковлева" усыновителям из США, посчитав законодательный запрет дискриминацией и нарушением семейных прав. Минюст с решением не согласен, Россия намерена его обжаловать.
Вчера
22:02 Можно ли зарегистрировать участок под разрушенным домом, решала экономколлегия ВС
Сегодня экономколлегия ВС рассмотрела дело о том, как общество, выкупившее все квартиры в доме, пыталось зарегистрировать право собственности на землю под ним. Ситуация осложнялась тем, что сам дом давно разрушен, а на его месте уже стоит новая многоэтажка. Именно ее жильцам общество-застройщик и хотело передать права на спорный участок.
20:05 Дадин оспорил в столичном суде перевод из карельской колонии
В административном иске активист просит признать решение ФСИН о его этапировании из сегежской колонии № 7 (Карелия) в алтайскую незаконным.
19:44 Адвокаты обсудили мошенничество, нотариат и психологию личностного роста
Сегодня, 17 января, Федеральная палата адвокатов провела второй обучающий вебинар, прослушав который профессиональные защитники могли повысить свою квалификацию.
18:30 Родители десяти изъятых детей подали иск к столичным властям
Юристы правозащитной группы "Команда 29" обратились в Зеленоградский райсуд Москвы с жалобой на действия сотрудников органов опеки, которые на прошлой неделе изъяли восьмерых приемных и двоих родных детей у столичной семьи.
18:14 Верховный суд отменил взыскание с IKEA 507 млн руб. в пользу Пономарева
Верховный суд отменил решения о взыскании с IKEA 507 млн руб. в пользу бизнесмена Константина Пономарева. Указанная сумма является неустойкой за невыкуп генераторов. Во время заседания в ВС предприниматель продолжал утверждать, что акты нижестоящих инстанций основаны на явке с повинной бывшего работника IKEA. Юристы шведской фирмы оспорили такое утверждение.
18:08 ФАС уличила юридический центр в нарушении закона о рекламе
Рекламодатель, в частности, обещал решить любой юридический вопрос всего "за один визит".
17:59 В Госдуме предлагают пожизненно лишать прав за отказ пропускать машины со спецсигналом
В думском комитете по безопасности намерены подготовить поправки, радикально ужесточающие наказание за нарушения ПДД, если те представляют опасность для водителей или пешеходов, пишет РБК.
17:46 СКР не стал возбуждать дело о взятке в $4 млн против оперативника ФТС и сотрудника ФСБ
Следственный комитет отказался возбуждать дела против оперативника Федеральной таможенной службы и его родственника, офицера контрразвездки, чьи имена фигурировали в громком деле о контрабанде, расследование которого привело к кадровым перестановкам в ФСБ летом 2016 года.
17:42 Депутат Госдумы вступился за воспитательницу, осужденную за репост
Первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин просит Генпрокуратуру проверить, законно ли сотрудники СИЗО города Шадринска отправили в карцер воспитательницу детсада Евгению Чудновец, осужденную за репост видео с издевательствами над ребенком".
17:05 Дадин попросил этапировать его обратно в карельскую колонию
Он утверждает, что в Карелии остались заключенные, в отношении которых применяются пытки, и его присутствие там позволило бы положительно повлиять на ситуацию.
17:04 Правительство и ЦБ считают приоритетным законопроект о натуральном возмещении по ОСАГО
Законопроект о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой ОСАГО был принят 14 декабря. Его представил замруководителя "Справедливой России" Михаил Емельянов.
16:11 Бюджетное правило могут утвердить уже в весеннюю сессию Госдумы
Участники совещания у спикера Госдумы Вячеслава Володина сошлись во мнении, что важно установить такое бюджетное правило, которое бы работало при любой цене на нефть.
15:58 Свердловский омбудсмен поддержала осужденную за репост видео воспитателя детсада
Уголовное дело в отношении Евгении Чудновец было возбуждено в июле 2016 года. Это произошло после того, как женщина сделала репост видеоролика, размещенного в соцсети "ВКонтакте".
15:32 Решение ЕСПЧ о законе Димы Яковлева не повлечет серьезных последствий для России
Постановление не возлагает на российское государство обязанности ни отменить закон Димы Яковлева, ни восстановить процедуры усыновления на той стадии, на которой они закончились.
15:13 ФСБ изъяла из екатеринбургского управления МВД документы по делу о мошенничестве
Местные СМИ пишут, что в деле также может фигурировать начальник подразделения по потребительскому рынку отдела экономической безопасности и противодействия коррупции.
15:10 Столичная ККС ищет двух зампредов и 55 судей в московские суды
Кроме того, квалифколлегия судей Москвы приглашает соискателей на вакантное место судьи Арбитражного суда столицы.
14:46 Россия намерена обжаловать решение ЕСПЧ по "закону Димы Яковлева"
Россия недовольна решением ЕСПЧ о том, что "закон Димы Яковлева" ущемляет права американцев и намерена его обжаловать, рассказал замглавы Минюста Георгий Матюшкин.
14:26 Минздрав предлагает законодательно закрепить наказание за помехи скорой
Также ведомство обсуждает вопрос, касающийся разрешения автомобилям с медперсоналом таранить не пропускающие их машины.
14:23 СКР предъявил повторное обвинение в клевете в адрес судьи журналисту из Курска
Управление СКР по Курской области еще раз предъявило обвинения в клевете в адрес судьи экс-депутату Курской областной думы от "Единой России" и главному редактору газеты «Народный журналист» Ольге Ли. Об этом "Право.ru" сообщил ее адвокат Роман Лызлов.
14:20 Контрагент обжаловал взыскание 700 млн руб. в пользу "ВЭБ-Лизинга"
Столичная фирма "СВ ТРАНС", занимающаяся оптовой продажей автомобилей, подала апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Москвы.
13:41 ФСБ проводит осмотр кабинетов в управлении МВД по Екатеринбургу
В пресс-службе свердловского УМВД уточнили, что осмотр проводится с целью обнаружения вещдоков в рамках ранее возбужденного уголовного дела.
13:34 "Закон Димы Яковлева" дискриминирует американцев, признал ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал, что закон "Димы Яковлева" дискриминирует американцев в праве на усыновление российских детей. Закон не должен был распространяться на те процедуры усыновления, которые были начаты к моменту его принятия, следует из решения суда.
13:24 Мосгорсуд оставил под арестом фигуранта "болотного дела", которого опознали по фото
Сегодня Мосгорсуд отказал в удовлетворении жалоб адвокатов 34-го фигуранта "болотного дела" Дмитрия Бученкова на продление сроков его содержания под стражей до 6 марта.
13:05 Международный аэропорт "Курумоч" заплатит юристам 5,9 млн руб. за представительство в суде
Помощь юристов понадобится в АС Петербурга и Ленобласти, рассматривающем иск аэропорта к АО "Компакт" о взыскании неустойки в 777 млн руб. по договору генерального строительного подряда.