50362729Документов
доступно

До окончания подачи анкет для участия в рейтинге осталось

Дней: 00
Часов: 00
Минут: 00
Поиск по сайту

Сотрудники ГИБДД правомерно провели освидетельствование, поскольку Вы согласились на его проведение. А вот отказ в направлении Вас на медицинское освидетельствование неправомерен! В соответствии со ст. 27.12 КОАП при несогласии лица с результатами освидетельствования, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 1.Сотрудники ГИБДД правомерно провели освидетельствование, поскольку Вы согласились на его проведение. А вот отказ в направлении Вас на медицинское освидетельствование неправомерен! В соответствии со ст. 27.12 КОАП при несогласии лица с результатами освидетельствования, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.   Ходатайствуя перед судом о перенесении судебного заседания, укажите прямо, что Ваши права были нарушены, поскольку не было проведено медицинского освидетельствования, поэтому Вы решили пройти его самостоятельно, но результаты пока не готовы, поэтому и просите суд перенести заседание, чтобы получить необходимое доказательство в свою защиту.   2. Да, это правомерно, поскольку КОАП не содержит требований об обязательном присутствии одних и тех же понятых при осуществлении разных процессуальных действий.

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса

О летчике №1 Советского Союза написаны книги, обнародованы многочисленные документы. В том числе извлеченные исследователями из самых секретных архивов. Между тем, в его биографии еще немало белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи…

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Сразу после гибели Чкалова начались аресты

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.Л.Томашевич, директор завода № 156 М.А.Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С.И.Беляйкин, начальник Летно-испытательной станции (ЛИС) полковник В.М.Порай и др.

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же – переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно". В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

В одном комиссии были единодушны – самолет был недоработан

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу – самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156". По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В.В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов".

Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н.Поликарпова и В.Чкалова:

"Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М.А., Беляйкин С.И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П.Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить".

А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА": "…Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб".

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Были ли беспристрастны эксперты?

При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М.Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А.Тер-Маркаряном и директором завода №320 М.Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.Беляйкина.

Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь ГВП капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу №967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии.

В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В.Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.12. 38 г. тихо в согласии с Чкаловым Поликарпов, Усачев, Беляйкин и представители НКВД хотели сделать полет, совершенно не оформив его…", а когда по объективным причинам он не состоялся, "Усачев стал всех уверять, что хотели сделать рулежку и требовал задним числом все оформить…". В другом письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156 В.Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…"

А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" – являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами".

Дети Чкалова считают, что их отца убили

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова. 

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

– Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря – сразу же после катастрофы.

А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич:

– Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен".

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

– Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…

О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И.Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И.Варенова, дети ссылаются на мать – О.Э. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.Порай и начальник Главка НКАП В.Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П.Судоплатова, – двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В.Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М.Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром".

Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

"Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию"

Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать".

Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД "компромата" на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В.Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".

Судьба осужденных

М.Усачев и С.Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В.Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.Беляйкина и В.Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М.Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет "государственные жернова системы", созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика №1 Советского Союза. 

Приложение: Архивные документы

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

 (КОБУЛОВ) 

"26" апреля 1939 года 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по групповому делу № 21630). 

По обвинению:

  • 1. УСАЧЕВА Михаила Александровича,
  • 2. ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича,
  • 3. ПОРАЙ Виктора Михайловича,
  • 4. БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича

– в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7,9,10,11 УК РСФСР. 

15-го декабря 1938 года, во время испытания самолета И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович ЧКАЛОВ.

 Предварительной проверкой на месте катастрофы было установлено, что самолет И-180 был допущен к полету с серьезными дефектами и недоделками, несмотря на запрещение правительства от 12/ХП-1938 года.

 На основании этих данных были арестованы и привлечены к уголовной ответственности: директор завода № 156 УСАЧЕВ М.А., заместитель главного конструктора завода ТОМАШЕВИЧ Д.Л., начальник летной испытательной станции ПОРАЙ В.М. и начальник 1-го главного управления НКОП – БЕЛЯЙКИН С.И.

 Следствием установлено, что УСАЧЕВ и ТОМАШЕВИЧ являлись выходцами из социально-чуждой среды. ПОРАЙ по имеющимся материалам – антисоветски настроен.

 Обвиняемые признались, что будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и, не смотря на это, допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством. (т.Ш-142-143, т.1-174, т.П л.д.114-115) т.1У л.д. 254,255, 257, 159, т. 5 л.д. 72, 68, 99, 161, 162-165).

 Следуя установившейся преступной практике УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН зная о том, что испытание самолета И-180 будет производить Герой Советского Союза В.П. ЧКАЛОВ, не только не приняли мер к обеспечению высокого качества работ по постройке самолета И-180, но допустили явное недоброкачественное изготовление ряда важнейших агрегатов этого самолета.

 (т.1, л.д. 175, 176, 177), (т.У1 л.д. 27,28, 29, 76 )

 Это конкретно заключалось в том, что при постройке самолета И-180 на заводе № 156 была допущена штурмовщина, преступная спешка и гонка, отразившиеся на качестве самолета.

 Установлено, что в процессе работы по постройке самолета И-180 было внесено большое количество изменений в чертежах, которые в своем большинстве исправлены по изготовленным производством деталям, тогда как детали должны были изготовляться по чертежам.

 (т.1, л.д.42, 43, 48, 65, 66, 68, 69, 70,).

 Несмотря на то, что преступная спешка, а также изменения чертежей в ходе работ вели к явному ухудшению качества самолета, УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН сознательно готовили выпуск самолета И-180 в полет с явными серьезными недоделками и конструкторской недоработкой отдельных агрегатов самолета.

 Самолет И-180 будучи не подготовлен к летным испытаниям из-за наличия указанных дефектов и конструктивных недоработок был все же в ночь с 7 на 8 декабря 1938 года, по прямому указанию УСАЧЕВА и ТОМАШЕВИЧА переброшен с завода 156 на летно-испытательную станцию.

 На летно-испытательной станции наспех продолжались работы по устранению конструктивных и технических недоделок, что также отразилось на качестве самолета.

 Так, 12 декабря 1938 года в день намечавшегося первого полета самолета И-180, отложенного в связи с запрещением правительства проводить полет, УСАЧЕВ и БЕЛЯКИН произвели наземную рулежку самолета И-180 во время которой произошла поломка тяги нормального газа. Эта поломка в полете, по признанию обвиняемых вызвала бы неизбежную аварию и катастрофу самолета.

 Несмотря на наличие существенных конструктивных недоделок, и происшедшей 12 декабря 1938 года поломки тяги нормального газа УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН заведомо зная, что эти недоделки в самолете И-180 во время полета неизбежно вызвали бы аварию самолета, вопреки распоряжения правительства допустили самолет И-180 к полету. (Т. П, л.д. 171, 172, т. Ш, л.д. 48, 49, 61, 62, 63, 248, 249, т. У1, л.д. 163-165).

 Следствием установлена следующая преступная деятельность каждого из обвиняемых:

 УСАЧЕВ являясь директором завода № 156 перебрасывал опытные самолеты с не устраненными дефектами на летно-испытательную станцию, в результате чего задерживались гос. испытания машин и имели место аварии. (Т.1, л.д. 3, 122-123-124-125-126-127, т. Ш, л.д. 142, т.У1, л.д. 21-22, 58).

 Нарушил решение правительства от 12/ХП-1938 года, допустив самолет И-180 к испытательному полету 15/ХП-1938 года с наличием серьезных дефектов, вызвавших катастрофу самолета и гибель ЧКАЛОВА В.П. (том 1, л.д. 42-43, 72, 76, т.У1, л.д. 163).

 ТОМАШЕВИЧ, являясь заместителем главного конструктора завода № 156, проводил подрывную работу в самолетостроении, систематически выпуская на испытания конструктивно недоработанные машины, что приводило к авариям.

 Предусмотренная конструкцией самолета И-180 система регулировки охлаждения мотора не была выполнена. Заведомо зная, что это может вызвать остановку мотора в воздухе, ТОМАШЕВИЧ дал необоснованное заключение о том, что самолет может быть допущен к полету. (т.1, л.д. 136, 177-178, т. П, л.д. 167, 168, 169, 174, т.У1, л.д. 163, 164).

 ПОРАЙ, являясь начальником летно-испытательной станции, принимал от завода № 156 самолеты с дефектами и конструктивными недоделками и допускал такие машины к испытательным полетам.

 Этим самым в своей практической повседневной работе ПОРАЙ создавал условия для вредительских актов, аварий и катастроф. (т.1У, л.д. 6, 7, 8, 9, 97, 98, 99, 105, 106, 230, 231, том У1, л.д. 163, 164).

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов в самолете И-180, исключавших возможность полета и несмотря за запрещение правительства, допустил 15/ХП-1938 года к полету самолет И-180, который потерпел катастрофу. (том 1У л.д. 61-63, 103, 188, 189, 218, 219, 221, 236, 237, 246, 147, 252, том У1, л.д. 163).

 БЕЛЯЙКИН, являясь начальником Главка НКОП и зная, что завод № 156 систематически выпускал недоделанные самолеты на летно-испытательную станцию, что влекло за собой аварии и катастрофы машин, покрывал преступную работу УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, обвиняя Отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты.

 Получив правительственное распоряжение о запрещении полета самолета И-180, предложил Нач.ОТК ЯКОВЛЕВУ пропустить самолет с дефектами в опытный полет.

 Зная о дефектном состоянии машины БЕЛЯЙКИН самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету и не явился в день полета 15/ХП-1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15/ХП-1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром. (том Ш, л.д. 142, 144, 258, 259, 260, 262, 264, 266, 267, том 1, л.д. 67, 70, том 1У, л.д. 62, том У1, л.д. 47,48, 50, 68, 69, 98, 99. 163, 164, 165). 

На основании изложенного обвиняются:

1.УСАЧЕВ Михаил Александрович, 1909 года рождения, урож. мест. Норк, Ярославской области, сын торговце бывш. Член ВКП /б/, до ареста директор завода № 156, с его слов не судим, -

 в том, что систематически допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и катастрофам при заводских испытаниях.

 2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180.

 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета, ввиду его неготовности – разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58, 7 п. 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованных ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, БЕЛЯЙКИНА и свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, НИКОЛАЕВЫМ, КОБЗЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, КАЛАВЕРЖИНЫМ и актами технической и правительственной комиссии.

 2. ТОМАШЕВИЧ Дмитрий Людвигович, 1899 года рождения, урож. мест. Ракитино, Киевской области, из дворян, по национальности литовец, гр-н СССР, беспартийный, до ареста – Зам. Главного конструктора завода № 156, не судим, —

 в том, что преступно руководил строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки самолетов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Эти обстоятельства вели к авариям при испытании машин ("Иваново" и И-180").

 Проектирование и постройка машины И-180 производилась по указанию ТОМАШЕВИЧА с рядом технических производственных отступлений, в результате которых детали подготовлялись по месту на самолете, а чертежи исправлялись по деталям.

 Заведомо зная о конструктивных недоделках самолета И-180, его неготовности к первому полету и запрещении правительства об испытаниях самолета дал явно необоснованное заключение о готовности самолета к летным испытаниям, в результате чего 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу, повлекшую за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА, —

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 – 7, 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованного УСАЧЕВА, ПОРАЙ, свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, КУРАКИНЫМ и материалами правительственной комиссии.

 3. ПОРАЙ Виктор Михайлович, 1892 года рождения, урож. мест. Горбачево БССР, из крестьян, по национальности белорус, гр-н СССР, быв. Член ВКП/б/, до ареста Нач. летно-испытательной станции завода № 156, не судим, -

 в том, что будучи Нач. летно-испытательной станции завода № 156 создавал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и катастрофам машин.

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет, в результате которого 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу и повлек за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА.

 Кроме того, изобличается заговорщиком ДАНИЛОВЫМ (арестован) и очной ставкой с ним, как участник военно-заговорщической организации и во вредительской работе,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7. 9, 10 и 11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал в причастности к гибели Героя Советского Союза В.П.ЧКАЛОВА, отрицая свое участие в антисоветской заговорщической организации. Изобличается показаниями ДАНИЛОВА, УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, свидетелями КРИЧЕВЦЕВЫМ, ОВЧИННИКОВЫМ, КОЗЛОВЫМ, ЧЕРНИЦКИМ, АЛЕКСЕЕВЫМ, ЛАЗАРЕВЫМ, БРОВКО, а также актов правительственной комиссии.

 4. БЕЛЯЙКИН Семен Ильич, 1896 года рождения, уроженец г. Каховка, Николаевской области, бывш. член ВКП/б/ до ареста Нач. 1-го Главка НКОП.

 В 1919 г. арестовывался румынской разведкой, в течение года после его освобождения из тюрьмы находился на территории белых. В том же 1919 году обманным путем пробрался в ряды ВКП/б/, -

 В том, что являлся скрытым троцкистом с 1928 г. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов и недоделок на самолете И-180 и имея прямое запрещение правительства производить испытание самолета И-180 БЕЛЯКИН не только не обеспечил непосредственное руководство по устранению дефектов и недоделок, но самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету.

 С целью сокрытия своей и других обвиняемых преступной деятельности, не явился в день полета самолета И-180 – 15/ХП-1938 года на аэродром, чем содействовал катастрофе, в результате которой погиб Герой Советского Союза В.П.ЧКАЛОВ, -

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 9-11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал.

 Изобличается показаниями арестованных ПОРАЙ, УСАЧЕВА и свидетелями ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, ПОЛИКАРПОВЫМ и актом правительственной комиссии.

 На основании ст.207 УПК групповое дело по обвинению УСАЧЕВА Михаила Александровича, ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича, ПОРАЙ Виктора Михайловича и БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58-7, 9, 10, 11, УК РСФСР подлежит направлению в Прокуратуру Союза по подсудности. 

 Верно: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ. ЛЕЙТЕНТ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

 ПОМ.НАЧ.СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ:

 (МИХАЙЛОВ) 

 СПРАВКА: Все означенные арестованные содержатся во внутренней тюрьме. 

 СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ.ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

Заключение экспертной комиссии. 

О причинах катастрофы самолета И-180, при которой погиб Герой Советского Союза В.П. Чкалов. 

 8 июня 1955 года. Город Москва.

Экспертная комиссия в составе: председателя комиссии генерал-полковника авиации Громова М.М., членов комиссии Тер-Маркаряна и Кононенко М.Л., созданная по поста­новлению Главной военной прокуратуры по делу Усачева, Беляйкина и Порай, ознакомившись с постановлением о назначении экспертизы и материалами следственного дела в отношении катастрофы самолета И-180,

установила:

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

1. Причина катастрофы самолета И-180, испытываемого 15 декабря 1938 года В.П. Чкаловым.

2. Кто является ответственным за вылет опытного самолета И-180

Комиссия, ознакомившись с имеющейся в деле копией акта комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 и технической документацией о подготовке самолета И-180 к вылету и документами, касающимися непосредственно произошедшей катастрофы, констатирует:

15 декабря 1938 г. в 12 ч. 58 мин. при испытании Героем Советского Союза В.П. Чкаловым самолета И-180 произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб Чкалов.

Обстоятельства катастрофы: 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов с разрешения главного конструктора Н.Н. Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по кругу Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м. от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета.

Комиссией установлено, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно.

Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения.

Необходимо учесть, что В.П. Чкалов был предупрежден о возможности переохлаждения мотора в воздухе.

Тщательно проанализировав все обстоятельства подготовки самолета И-180 к вылету и обстоятельства его катастрофы, комиссия приходит к выводу, что ответственным за первый вылет самолета И-180 является главный конструктор Поликарпов Н.Н., который, по положению, утверждает полетный лист, т.е. право на первый вылет. Полетный лист является главным документом, свидетельствующим о полной подготовленности самолета и экипажа.

Ответственными за вылет самолета И-180 являются главный конструктор Поликарпов Н.Н. и летчик-испытатель Чкалов В.П.

Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора.

Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.

Усачев М.А., Беляйкин СИ. и Парай В.И. не смогли бы запретить вылет В.П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить. 

Председатель комиссии

Генерал-полковник авиации М. Громов

Члены комиссии Тер-Маркарян (9.11.55)

Кононенко (9.11.55)

Надзорное производство ГВП №47860-38

Тема: Исторический процесс
  
Разместить на:

16+

ВС рассказал, как рассматривать дела о конфликте интересов
ВС обобщил практику рассмотрения арбитражных дел, связанных с применением закона о контрактной системе в сфере госзакупок. Одно из самых важных условий, которое он закрепляет, – отсутствие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком. Под ним подразумевается наличие семейных и родственных отношений между заказчиком и исполнителем.
Бизнес заплатит больше: Минфин намерен повысить ЕНВД
С 2017 года министерство предлагает вновь вернуться к повышающему коэффициенту, на основании которого рассчитывается налог.
ФАС обвинила власти в отсутствии конкуренции на рынке
Антимонопольщики намерены представить Правительству доклад, в котором затрагивается много неприятного для властей.
Путин поручит защитить бизнес от уголовного преследования
Как и предполагалось, сегодня рабочая группа по предпринимательству под председательством Сергея Иванова рассмотрела предложенные Борисом Титовым поправки, ужесточающие наказания за незаконное преследование бизнесменов. В скором времени законопроект будет внесен Владимиром Путиным на рассмотрение Госдумы.
Конгресс США впервые преодолел вето Барака Обамы
В Сенате против вето проголосовали 97 законодателей, только один сенатор поддержал Обаму, а в Палате представителей решение президента отклонили 348 членов Конгресса против 77.
Сегодня
07:45 Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (30.09)
КС согласился с внесудебным сносом самостроя - ЦБ разделит корпоративных клиентов на категории - Овердрафты пропишут в кредитных историях - Государство ужесточит дисциплину в госкомпаниях - Чиновники лишатся портфелей за переписку в мессенджерах - "Роснефть" требует от РБК 3 млрд рублей за вред репутации и другие темы в российской прессе
Вчера
20:00 ФПА отмечает 150-летие совета присяжных поверенных
Торжественный прием, посвященный 150-летию создания в России советов присяжных поверенных, организовала ФПА. В Московском международном доме музыке главы столичных адвокатских палат и руководство ФПА говорили о важности сохранить традиции российской адвокатуры и передать опыт молодой смене юристов. С поздравлениями выступили представители Госдумы и Минюста.
19:56 "Роснефть" потребовала взыскать с РБК более 3 млрд руб.
В апреле этого года "Роснефть" подала в Арбитражный суд Москвы иск к медиа-холдингу РБК из-за статьи "Сечин попросил правительство защитить "Роснефть" от BP".
19:08 Экс-акционеры ЮКОСа не будут добиваться ареста культурного центра в Париже
Возведение российского духовно-культурного центра началось в апреле 2015 года на парижской набережной Бранли, на участке, который принадлежит России с 2015 года.
18:36 ВС признал законным запрет меджлиса крымских татар
Таким образом, суд отклонил апелляцию членов меджлиса крымского-татарского народа и признал законным решение высшей судебной инстанции Крыма.
18:31 ЦБ банкротит столичный "Финпромбанк" из топ-100
Банк лишился лицензии на прошлой неделе, 19 сентября, из-за неудовлетворительного качества активов.
17:10 Мосгорсуд рассмотрит жалобу на арест имущества Белых и его экс-супруги
В настоящее время экс-чиновник проходит главным фигурантом по делу о получении многомиллионной взятки за покровительство предпринимателям.
17:04 Опубликованы обязательные правила поведения адвокатов в Интернете
Стали известны конкретные требования, которые предъявляет Федеральная палата адвокатов ко всем защитникам, которые общаются в Интернете. Они должны вести себя профессионально, сдержанно и с достоинством. Что именно вкладывается в эти термины – понятно из правил. Их соблюдение будет обязательным – под страхом дисциплинарной ответственности.
16:55 Royal Bank of Schotland выплатит $1,1 млрд за продажу некачественных ипотечных облигаций
Достигнутая договоренность позволит RBS завершить все судебные разбирательства, которые несколько лет назад были инициированы двумя кредитными союзами в штатах Калифорния и Канзас.
16:22 Украинские антимонопольщики подадут иск о взыскании с "Газпрома" $3 млрд
В январе этого года Антимонопольный комитет Украины оштрафовал "Газпром" на 86 млрд гривен ($3 млрд) за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа.
14:39 РКК "Энергия" объявила 9-миллионный тендер на юруслуги
Последний день подачи заявок на участие в конкурсе – 3 октября 2016.
14:17 Комитет по инвестициям Петербурга ищет юристов за 5,5 млн руб.
Тендер касается оказания услуг по разработке концепции проекта строительства линии скоростного трамвая.
14:04 Barclays и Credit Suisse договорятся с Минюстом США об урегулировании ипотечного дела
О сделке Credit Suisse и Минюста может быть объявлено уже в ближайшие недели. Власти США настроены на то, чтобы урегулировать эти дела в связи с планируемой сменой администрации.
13:18 Суд взыскал $28,4 млн с киевского метро в пользу российской компании
У метрополитена образовался долг перед компаний по поставке 100 вагонов метро в 2009 году на условиях финансового лизинга
13:04 Почта России присоединится к международной системе денежных переводов PosTransfer
Систему, в которой будут сотрудничать все 193 государства, сформируют за четыре года.
12:53 ФСИН взыскивает 1,1 млрд руб. с подрядчика строительства СИЗО "Кресты-2"
Строительство самого большого в Европе СИЗО должно было завершиться в 2013 году, однако объект до сих пор не сдан.
12:05 ФАС наказала "дочку" Россетей, завысившую плату подключения в 1000 раз
"МРСК Центра и Приволжья" начислила клиенту необоснованно высокую плату за подключение к электрическим сетям – более 550 000 рублей.
11:28 Полиция задержала обнальщиков свыше 1 млрд руб.
Правоохранители задержали в Москве, Подмосковье и Оренбургской области 10 членов банковской группировки.
11:17 Суд отказался рассматривать иск ВЭБа к стройхолдингу "Грас" на 2,6 млрд руб.
"Внешэкономбанк" в июле обратился в АСГМ с иском к подразделениям группы компаний "Грас" о взыскании с них кредитной задолженности.
10:15 Россия привлечет 100 млрд руб. частных инвестиций в развитие арендного жилья
Если пилотные проекты будут признаны успешными, в 2020–2025 годах аналогичные им могут быть реализованы в городах-миллионниках.
10:06 Минфин предложил изменения для горнодобывающего бизнеса
Ведомство намерено реформировать налог на добычу полезных ископаемых в области полиметаллов.
08:50 Правительство опровергло информацию о введении платной медпомощи для безработных
Вчера вице-премьер Ольга Голодец сообщила о том, что Кабмин в настоящее время занимается проработкой такой инициативы.
08:29 Правительство справится с дефицитом путем увеличения НДС, НДФЛ или госдолга
Правительство прорабатывает альтернативные варианты бюджетной конструкции на ближайшую трехлетку с учетом большего, чем уже запланировано, дефицита.
08:00 Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (29.09)
Нелегальных тунеядцев обложат социальным налогом - У сбившего малайзийский самолет "Бука" нашли российскую прописку - Минфин поднимет единый налог для малого бизнеса - Транспортных надзорщиков Москвы уличили в крышевании бизнесменов - Правительство выбирает способы финансирования бюджетного дефицита и другие темы в российской прессе.
07:58 JIT: рейс MH17 сбит российским "Буком" с территории ополченцев
Международная следственная комиссия пришла к выводу, что Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, который упал на юго-востоке Украины в июле 2014 года, сбили ополченцы, причем из российского зенитного ракетного комплекса.
28 сентября 2016
20:51 Мосгордума снизила ставки налогов на коммерческую недвижимость физлиц
Мосгордума утвердила законопроект о снижении налога на коммерческую недвижимость для физлиц. Речь идет о владельцах гаражей, машино-мест и апартаментов дешевле 300 млн руб.
20:23 Греция приняла новый закон для получения транша в €10,3 от ЕС
В пользу инициативы проголосовало 152 депутата – этого было достаточно для принятия инициативы, несмотря на то, что 141 человек высказался против.
19:58 Бизнесмены придумали, как снизить траты по хранению трафика в рамках "пакета Яровой"
Глава специализирующейся на информбезопасности компаний InfoWatch Наталья Касперская считает, что для этих целей следует создать единый центр обработки данных.
19:39 КС разрешил местным властям сносить самострои без решения суда
Конституционный суд не стал рассматривать жалобу депутатов Госдумы на поправки в ст. 222 ГК, которые дали органам местного самоуправления право сносить самовольную постройку без решения суда.
19:06 Суд утвердил мировое соглашение между "Альфа-банком" и Уралвагонзаводом
Стороны спора пришли к договору о реструктуризации долга компании с помощью кредитов в других банках.
18:20 В ГД внесен законопроект о профилактике семейно-бытового насилия
Документом, в частности, предусмотрено введение в российское законодательство понятий "семейно-бытовой нарушитель" и "семейно-бытовое насилие".
18:05 Норвежский суд отказался рассматривать иск Сноудена к государству
В апреле стало известно о том, что Сноуден подаст в суд на правительство Норвегии, чтобы получить возможность без риска экстрадиции приехать в эту страну для получения премии.
17:50 ФПА рассказала адвокатам, как вести себя в Интернете
Сегодня совет Федеральной палаты адвокатов единогласно принял правила поведения адвокатов в Интернете. Защитников будут наказывать не за каждый выход в сеть, а лишь тогда, когда можно будет установить их принадлежность к адвокатскому сообществу.
17:40 Банк "Российский капитал" обжаловал отказ во взыскании с инвестора 2,9 млрд руб.
Банк в 2015 году заключил с компанией "Тренд", занимающейся вложениями в ценные бумаги, договор на открытие кредитной линии, однако заемщик просрочил выплаты.
17:12 ЦБ ограничил контроль Дерипаски над "Иркутскэнерго"
Согласно решению регулятора, до тех пор, пока "Евросибэнерго" не выставит оферту миноритариям "Иркутскэнерго", структуры Дерипаски смогут голосовать лишь 30% акций из 90,5%.
16:29 Глава ФАС Артемьев потребовал у Минкомсвязи отменить национальный роуминг
Он призвал ведомство принять соответствующие меры и оперативнее решить этот вопрос.
16:25 Следователь подчинился Генпрокуратуре: как прекратили дело владельца "Домодедова"
Следователь был против прекращения дела, но не мог обжаловать представление заместителя генпрокурора Александра Гуцана, признавшего уголовное преследование бизнесмена незаконным.
16:05 Арбитражный суд в Гааге закрыл одно из дел ЮКОСа против России
Речь идет о компании Financial Performance Holdings (FPH), которая совместно с двумя другими аффилированными с ЮКОСом структурами подала иски к России в 2013–2014 годах.
14:46 Безработных могут лишить доступа к бесплатным медуслугам
Минтруд подготовил законопроект, согласно которому неработающих обяжут платить за услуги в государственных, региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
14:16 Бывший мировой судья отделалась штрафом за получение взяток в своем кабинете
Судья за вознаграждение согласилась не лишать водительских прав полицейского, спровоцировавшего "пьяное" ДТП.
14:03 Российские банки могут заставить отказаться от иностранных средств шифрования
Эксперты поясняют, что сейчас банки и некоторые госорганизации используют криптографические средства с американскими сертификатами, но они могут быть отозваны в любой момент.
13:45 Минздрав предлагает запретить продажу антибиотиков без рецепта
Такую меру ведомство рассматривает как механизм по борьбе с устойчивостью к антибиотикам.
13:40 ВС признал, что в АС МО нарушили правила подсудности
Роспотребнадзор пытался привлечь к ответственности магазин автозапчастей за незаконное использование товарного знака. Однако суд отказал госоргану, указав на нарушения при проведении экспертизы ведомством. Тогда гипермаркет решил взыскать с Роспотребнадзора сумму судебных расходов. На этапе кассации возникли вопросы с определением подсудности, в деле разбирался ВС.
13:05 Кириенко может сменить Володина на посту замглавы администрации президента
По данным источника, близкого к Кремлю, указ о назначении Кириенко в АП может быть опубликован уже в ближайшее время.
12:50 ФАС может возбудить дело против Apple из-за ценового сговора ритейлеров на iPhone 7
Ранее ФАС уже возбудила дело в отношении корпорации Apple и подконтрольных ей структур из-за координации цен на новые модели смартфона iPhone 6s и iPhone 6s Plus.
12:43 Тендер "МРСК Северо-Запада" на юруслуги признан несостоявшимся
В адрес заказчика поступила лишь одна заявка – ее подал "Институт проблем предпринимательства".
12:31 Санируемый "Мособлбанк" взыскивает 4,5 млрд руб. с "дочки" своей головной компании
В ходе санации группы "Мособлбанка" ее экс-владельцы – Александр и Анджей Мальчевские – должны передать владельцам СМП Аркадию и Борису Ротенбергам почти все свои активы.
12:20 СМИ: в региональных управлениях Ространснадзора прошли обыски
Руководители ведомства задержаны по подозрению в коррупции, против них заведено уголовное дело.
12:12 Операторы "большой тройки" не хотят ежегодно платить "Ростелекому" 7 млрд руб.
Именно в такую сумму, по подсчетам "МегаФона", обходится трем ведущим операторам сотовой связи компенсация разницы в межоператорских тарифах.
11:59 Суд разрешил украинскому "Ощадбанку" использовать бренд Сбербанк
"Ощадбанк" в переводе с украинского языка означает сберегательный банк или Сбербанк (с укр. "ощадний" – сберегательный).
10:56 ЦБ просит ПФР дать банкам доступ к базе СНИЛС
Таким образом, Центробанк пытается разрешить проблему кредитования физических лиц, которое с 1 января следующего года может осуществляться только при предоставлении СНИЛС заявителя.
10:39 Столичная прокуратура уличила ГИБДД в излишней лояльности к нарушителям
Инспекторы ДПС зачастую сами штрафовали злостных нарушителей, несмотря на то, что обязаны были направить материалы об административном правонарушении в суд для лишения их прав.
09:56 Минюст создаст систему учета статистики преступлений
Предполагается, что этот реестр будет содержать статистические данные о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, а также о результатах работы следственных органов.
09:52 В правительстве одобрили законопроект о запрете создания беби-боксов
Документ предусматривает штрафы для юрлиц в размере от 1 до 5 млн руб. либо приостановку их деятельности на срок до трех месяцев.
08:58 Госдуму могут оставить без комиссии по строительству парламентского центра
Строительство парламентского центра должно было стартовать в этом году в районе Хорошево-Мневники и завершиться к 2019 году, однако конкурс по выбору архитектурного решения здания еще не завершен.