50400523Документов
доступно
ЦБ ММВБ
USD66.041366.2202
EUR73.847473.7307
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова
Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса

О летчике №1 Советского Союза написаны книги, обнародованы многочисленные документы. В том числе извлеченные исследователями из самых секретных архивов. Между тем, в его биографии еще немало белых пятен. И, прежде всего, это относится к обстоятельствам его гибели. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Придерживаются этой версии и некоторые серьезные исследователи…

"В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам"

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолете И-180 конструкции Н.Н.Поликарпова. Полетное задание предписывало совершить "первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.". В тот день был мороз около 25 градусов. В.П.Чкалов прибыл на аэродром, сел в самолет, опробовал мотор, управление рулем, закрылками и вырулил на старт…

В кратком сообщении, которое руководство завода № 156 направило сразу после катастрофы И.Сталину и В.Молотову, говорилось:

"Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200-250 метров и, набрав высоту 100-120 метров, с виражом пошел на первый круг. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д. № 13) возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т.Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Т.Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".

По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам".

Сразу после гибели Чкалова начались аресты

Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.Л.Томашевич, директор завода № 156 М.А.Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С.И.Беляйкин, начальник Летно-испытательной станции (ЛИС) полковник В.М.Порай и др.

Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Чкалов. Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали?

Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же – переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом".

Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно". В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом.

В одном комиссии были единодушны – самолет был недоработан

Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу – самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода № 156". По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия (снятия) жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний.

На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.Ф. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В.В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов".

Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н.Поликарпова и В.Чкалова:

"Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок. Усачев М.А., Беляйкин С.И. и Порай В.М. не смогли бы запретить вылет В. П.Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить".

А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. №070 "О мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС РККА": "…Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полетами, комбриг В.П.Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб".

Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только (а может быть и не столько) по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало – дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор?

Были ли беспристрастны эксперты?

При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность – выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М.Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А.Тер-Маркаряном и директором завода №320 М.Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С.Беляйкина.

Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года (!?). Самое интересное, что 10 ноября, то есть на следующий день следователь ГВП капитан Терехов закончил составление своего заключения с обоснованием необходимости внесения протеста по делу №967206.

Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии.

В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В.Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.12. 38 г. тихо в согласии с Чкаловым Поликарпов, Усачев, Беляйкин и представители НКВД хотели сделать полет, совершенно не оформив его…", а когда по объективным причинам он не состоялся, "Усачев стал всех уверять, что хотели сделать рулежку и требовал задним числом все оформить…". В другом письме от 15 марта 1940 года, адресованном в парторганизацию ЛИС завода №156 В.Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза – "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…"

А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно. И позорно, не разобравшись, сваливать на них вину за гибель пилота и машины, что в авиации, к сожалению, происходило и раньше, и позднее. Попытки некоторых лиц обосновать, что Чкалова сознательно "убили" – являются ложными, не подтверждаются очевидцами и документами".

Дети Чкалова считают, что их отца убили

Тем не менее, сторонников версии об умышленном убийстве Чкалова по-прежнему немало. Придерживаются ее и дети В.П. Чкалова. 

Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

– Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря – сразу же после катастрофы.

А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич:

– Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен".

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

– Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…

О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И.И.Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами.

Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И.Варенова, дети ссылаются на мать – О.Э. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л.Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В.Порай и начальник Главка НКАП В.Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П.Судоплатова, – двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В.Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М.Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С.Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром".

Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

"Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию"

Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать".

Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он "враг". Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД "компромата" на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым, таким образом, мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными – месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В.Порай в этой связи писал: "следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию".

Судьба осужденных

М.Усачев и С.Беляйкин были осуждены 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В.Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости – "за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения". В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь ГВП капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С.Беляйкина и В.Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М.Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет "государственные жернова системы", созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика №1 Советского Союза. 

Приложение: Архивные документы

"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

КОМИССАР ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ 3 РАНГА

 (КОБУЛОВ) 

"26" апреля 1939 года 

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(по групповому делу № 21630). 

По обвинению:

  • 1. УСАЧЕВА Михаила Александровича,
  • 2. ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича,
  • 3. ПОРАЙ Виктора Михайловича,
  • 4. БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича

– в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7,9,10,11 УК РСФСР. 

15-го декабря 1938 года, во время испытания самолета И-180 произошла катастрофа, в результате которой погиб Герой Советского Союза Валерий Павлович ЧКАЛОВ.

 Предварительной проверкой на месте катастрофы было установлено, что самолет И-180 был допущен к полету с серьезными дефектами и недоделками, несмотря на запрещение правительства от 12/ХП-1938 года.

 На основании этих данных были арестованы и привлечены к уголовной ответственности: директор завода № 156 УСАЧЕВ М.А., заместитель главного конструктора завода ТОМАШЕВИЧ Д.Л., начальник летной испытательной станции ПОРАЙ В.М. и начальник 1-го главного управления НКОП – БЕЛЯЙКИН С.И.

 Следствием установлено, что УСАЧЕВ и ТОМАШЕВИЧ являлись выходцами из социально-чуждой среды. ПОРАЙ по имеющимся материалам – антисоветски настроен.

 Обвиняемые признались, что будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и, не смотря на это, допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством. (т.Ш-142-143, т.1-174, т.П л.д.114-115) т.1У л.д. 254,255, 257, 159, т. 5 л.д. 72, 68, 99, 161, 162-165).

 Следуя установившейся преступной практике УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН зная о том, что испытание самолета И-180 будет производить Герой Советского Союза В.П. ЧКАЛОВ, не только не приняли мер к обеспечению высокого качества работ по постройке самолета И-180, но допустили явное недоброкачественное изготовление ряда важнейших агрегатов этого самолета.

 (т.1, л.д. 175, 176, 177), (т.У1 л.д. 27,28, 29, 76 )

 Это конкретно заключалось в том, что при постройке самолета И-180 на заводе № 156 была допущена штурмовщина, преступная спешка и гонка, отразившиеся на качестве самолета.

 Установлено, что в процессе работы по постройке самолета И-180 было внесено большое количество изменений в чертежах, которые в своем большинстве исправлены по изготовленным производством деталям, тогда как детали должны были изготовляться по чертежам.

 (т.1, л.д.42, 43, 48, 65, 66, 68, 69, 70,).

 Несмотря на то, что преступная спешка, а также изменения чертежей в ходе работ вели к явному ухудшению качества самолета, УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН сознательно готовили выпуск самолета И-180 в полет с явными серьезными недоделками и конструкторской недоработкой отдельных агрегатов самолета.

 Самолет И-180 будучи не подготовлен к летным испытаниям из-за наличия указанных дефектов и конструктивных недоработок был все же в ночь с 7 на 8 декабря 1938 года, по прямому указанию УСАЧЕВА и ТОМАШЕВИЧА переброшен с завода 156 на летно-испытательную станцию.

 На летно-испытательной станции наспех продолжались работы по устранению конструктивных и технических недоделок, что также отразилось на качестве самолета.

 Так, 12 декабря 1938 года в день намечавшегося первого полета самолета И-180, отложенного в связи с запрещением правительства проводить полет, УСАЧЕВ и БЕЛЯКИН произвели наземную рулежку самолета И-180 во время которой произошла поломка тяги нормального газа. Эта поломка в полете, по признанию обвиняемых вызвала бы неизбежную аварию и катастрофу самолета.

 Несмотря на наличие существенных конструктивных недоделок, и происшедшей 12 декабря 1938 года поломки тяги нормального газа УСАЧЕВ, ТОМАШЕВИЧ, ПОРАЙ и БЕЛЯЙКИН заведомо зная, что эти недоделки в самолете И-180 во время полета неизбежно вызвали бы аварию самолета, вопреки распоряжения правительства допустили самолет И-180 к полету. (Т. П, л.д. 171, 172, т. Ш, л.д. 48, 49, 61, 62, 63, 248, 249, т. У1, л.д. 163-165).

 Следствием установлена следующая преступная деятельность каждого из обвиняемых:

 УСАЧЕВ являясь директором завода № 156 перебрасывал опытные самолеты с не устраненными дефектами на летно-испытательную станцию, в результате чего задерживались гос. испытания машин и имели место аварии. (Т.1, л.д. 3, 122-123-124-125-126-127, т. Ш, л.д. 142, т.У1, л.д. 21-22, 58).

 Нарушил решение правительства от 12/ХП-1938 года, допустив самолет И-180 к испытательному полету 15/ХП-1938 года с наличием серьезных дефектов, вызвавших катастрофу самолета и гибель ЧКАЛОВА В.П. (том 1, л.д. 42-43, 72, 76, т.У1, л.д. 163).

 ТОМАШЕВИЧ, являясь заместителем главного конструктора завода № 156, проводил подрывную работу в самолетостроении, систематически выпуская на испытания конструктивно недоработанные машины, что приводило к авариям.

 Предусмотренная конструкцией самолета И-180 система регулировки охлаждения мотора не была выполнена. Заведомо зная, что это может вызвать остановку мотора в воздухе, ТОМАШЕВИЧ дал необоснованное заключение о том, что самолет может быть допущен к полету. (т.1, л.д. 136, 177-178, т. П, л.д. 167, 168, 169, 174, т.У1, л.д. 163, 164).

 ПОРАЙ, являясь начальником летно-испытательной станции, принимал от завода № 156 самолеты с дефектами и конструктивными недоделками и допускал такие машины к испытательным полетам.

 Этим самым в своей практической повседневной работе ПОРАЙ создавал условия для вредительских актов, аварий и катастроф. (т.1У, л.д. 6, 7, 8, 9, 97, 98, 99, 105, 106, 230, 231, том У1, л.д. 163, 164).

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов в самолете И-180, исключавших возможность полета и несмотря за запрещение правительства, допустил 15/ХП-1938 года к полету самолет И-180, который потерпел катастрофу. (том 1У л.д. 61-63, 103, 188, 189, 218, 219, 221, 236, 237, 246, 147, 252, том У1, л.д. 163).

 БЕЛЯЙКИН, являясь начальником Главка НКОП и зная, что завод № 156 систематически выпускал недоделанные самолеты на летно-испытательную станцию, что влекло за собой аварии и катастрофы машин, покрывал преступную работу УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, обвиняя Отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты.

 Получив правительственное распоряжение о запрещении полета самолета И-180, предложил Нач.ОТК ЯКОВЛЕВУ пропустить самолет с дефектами в опытный полет.

 Зная о дефектном состоянии машины БЕЛЯЙКИН самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету и не явился в день полета 15/ХП-1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15/ХП-1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром. (том Ш, л.д. 142, 144, 258, 259, 260, 262, 264, 266, 267, том 1, л.д. 67, 70, том 1У, л.д. 62, том У1, л.д. 47,48, 50, 68, 69, 98, 99. 163, 164, 165). 

На основании изложенного обвиняются:

1.УСАЧЕВ Михаил Александрович, 1909 года рождения, урож. мест. Норк, Ярославской области, сын торговце бывш. Член ВКП /б/, до ареста директор завода № 156, с его слов не судим, -

 в том, что систематически допускал выпуск из производства и передачу летно-испытательной станции самолетов с дефектами и недоделками, что вызывало задержку государственных испытаний машин и приводило к авариям и катастрофам при заводских испытаниях.

 2. Допустил преступную спешку и штурмовщину в постройке самолета И-180.

 3. Заведомо зная, что самолет И-180 имеет ряд серьезных дефектов не позволяющих проводить испытание самолета в воздухе и вопреки указаниям правительства о запрещении испытания самолета, ввиду его неготовности – разрешил полет самолета И-180, в результате чего при испытании 15-го декабря 1938 года самолет потерпел катастрофу, вызвавшую гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст.58, 7 п. 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованных ТОМАШЕВИЧА, ПОРАЙ, БЕЛЯЙКИНА и свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, НИКОЛАЕВЫМ, КОБЗЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, КАЛАВЕРЖИНЫМ и актами технической и правительственной комиссии.

 2. ТОМАШЕВИЧ Дмитрий Людвигович, 1899 года рождения, урож. мест. Ракитино, Киевской области, из дворян, по национальности литовец, гр-н СССР, беспартийный, до ареста – Зам. Главного конструктора завода № 156, не судим, —

 в том, что преступно руководил строительством опытных летных машин, допуская изменения чертежей в процессе постройки самолетов, что приводило к понижению летных качеств машин и ряду серьезных дефектов. Эти обстоятельства вели к авариям при испытании машин ("Иваново" и И-180").

 Проектирование и постройка машины И-180 производилась по указанию ТОМАШЕВИЧА с рядом технических производственных отступлений, в результате которых детали подготовлялись по месту на самолете, а чертежи исправлялись по деталям.

 Заведомо зная о конструктивных недоделках самолета И-180, его неготовности к первому полету и запрещении правительства об испытаниях самолета дал явно необоснованное заключение о готовности самолета к летным испытаниям, в результате чего 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу, повлекшую за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА, —

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 – 7, 9 УК РСФСР.

 Виновным себя признал. Изобличается показаниями арестованного УСАЧЕВА, ПОРАЙ, свидетелями ЛАЗАРЕВЫМ, ЯКОВЛЕВЫМ, КУРАКИНЫМ и материалами правительственной комиссии.

 3. ПОРАЙ Виктор Михайлович, 1892 года рождения, урож. мест. Горбачево БССР, из крестьян, по национальности белорус, гр-н СССР, быв. Член ВКП/б/, до ареста Нач. летно-испытательной станции завода № 156, не судим, -

 в том, что будучи Нач. летно-испытательной станции завода № 156 создавал условия для совершения подрывной деятельности, допуская в первые полеты самолеты недоделанные и с большим числом дефектов, что приводило к авариям и катастрофам машин.

 Заведомо зная о наличии серьезных дефектов на самолете И-180 и его неготовности к первому полету, дал разрешение на полет, в результате которого 15-го декабря 1938 года самолет И-180 потерпел катастрофу и повлек за собой гибель Героя Советского Союза В.П. ЧКАЛОВА.

 Кроме того, изобличается заговорщиком ДАНИЛОВЫМ (арестован) и очной ставкой с ним, как участник военно-заговорщической организации и во вредительской работе,

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58 п.п. 7. 9, 10 и 11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал в причастности к гибели Героя Советского Союза В.П.ЧКАЛОВА, отрицая свое участие в антисоветской заговорщической организации. Изобличается показаниями ДАНИЛОВА, УСАЧЕВА, ТОМАШЕВИЧА, свидетелями КРИЧЕВЦЕВЫМ, ОВЧИННИКОВЫМ, КОЗЛОВЫМ, ЧЕРНИЦКИМ, АЛЕКСЕЕВЫМ, ЛАЗАРЕВЫМ, БРОВКО, а также актов правительственной комиссии.

 4. БЕЛЯЙКИН Семен Ильич, 1896 года рождения, уроженец г. Каховка, Николаевской области, бывш. член ВКП/б/ до ареста Нач. 1-го Главка НКОП.

 В 1919 г. арестовывался румынской разведкой, в течение года после его освобождения из тюрьмы находился на территории белых. В том же 1919 году обманным путем пробрался в ряды ВКП/б/, -

 В том, что являлся скрытым троцкистом с 1928 г. Заведомо зная о наличии серьезных дефектов и недоделок на самолете И-180 и имея прямое запрещение правительства производить испытание самолета И-180 БЕЛЯКИН не только не обеспечил непосредственное руководство по устранению дефектов и недоделок, но самоустранился от непосредственного руководства подготовкой самолета к полету.

 С целью сокрытия своей и других обвиняемых преступной деятельности, не явился в день полета самолета И-180 – 15/ХП-1938 года на аэродром, чем содействовал катастрофе, в результате которой погиб Герой Советского Союза В.П.ЧКАЛОВ, -

 т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 58, 9-11 УК РСФСР.

 Виновным себя признал.

 Изобличается показаниями арестованных ПОРАЙ, УСАЧЕВА и свидетелями ЯКОВЛЕВЫМ, БРОВКО, ПОЛИКАРПОВЫМ и актом правительственной комиссии.

 На основании ст.207 УПК групповое дело по обвинению УСАЧЕВА Михаила Александровича, ТОМАШЕВИЧА Дмитрия Людвиговича, ПОРАЙ Виктора Михайловича и БЕЛЯЙКИНА Семена Ильича в преступлении, предусмотренном ст. ст. 58-7, 9, 10, 11, УК РСФСР подлежит направлению в Прокуратуру Союза по подсудности. 

 Верно: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ. ЛЕЙТЕНТ ГОС.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

 ПОМ.НАЧ.СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 КАПИТАН ГОСУД. БЕЗОПАСНОСТИ:

 (МИХАЙЛОВ) 

 СПРАВКА: Все означенные арестованные содержатся во внутренней тюрьме. 

 СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДЧАСТИ НКВД СССР

 СТ.ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУД.БЕЗОПАСНОСТИ:

 (КИРПИЧЕВ) 

Заключение экспертной комиссии. 

О причинах катастрофы самолета И-180, при которой погиб Герой Советского Союза В.П. Чкалов. 

 8 июня 1955 года. Город Москва.

Экспертная комиссия в составе: председателя комиссии генерал-полковника авиации Громова М.М., членов комиссии Тер-Маркаряна и Кононенко М.Л., созданная по поста­новлению Главной военной прокуратуры по делу Усачева, Беляйкина и Порай, ознакомившись с постановлением о назначении экспертизы и материалами следственного дела в отношении катастрофы самолета И-180,

установила:

На разрешение экспертизы были поставлены следующие вопросы:

1. Причина катастрофы самолета И-180, испытываемого 15 декабря 1938 года В.П. Чкаловым.

2. Кто является ответственным за вылет опытного самолета И-180

Комиссия, ознакомившись с имеющейся в деле копией акта комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 и технической документацией о подготовке самолета И-180 к вылету и документами, касающимися непосредственно произошедшей катастрофы, констатирует:

15 декабря 1938 г. в 12 ч. 58 мин. при испытании Героем Советского Союза В.П. Чкаловым самолета И-180 произошла катастрофа самолета, в результате которой погиб Чкалов.

Обстоятельства катастрофы: 15 декабря 1938 г. В.П. Чкалов с разрешения главного конструктора Н.Н. Поликарпова испытывал самолет его конструкции И-180. После взлета и нормального полета по кругу Чкалов, заходя на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500-600 м. от него, в результате чего произошла гибель летчика и разрушение самолета.

Комиссией установлено, что самолет И-180, мотор, винт, карбюратор были опытные и в воздухе до этого не были. На самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день (-25 град.) было опасно.

Наиболее верной причиной вынужденной посадки самолета следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения.

Необходимо учесть, что В.П. Чкалов был предупрежден о возможности переохлаждения мотора в воздухе.

Тщательно проанализировав все обстоятельства подготовки самолета И-180 к вылету и обстоятельства его катастрофы, комиссия приходит к выводу, что ответственным за первый вылет самолета И-180 является главный конструктор Поликарпов Н.Н., который, по положению, утверждает полетный лист, т.е. право на первый вылет. Полетный лист является главным документом, свидетельствующим о полной подготовленности самолета и экипажа.

Ответственными за вылет самолета И-180 являются главный конструктор Поликарпов Н.Н. и летчик-испытатель Чкалов В.П.

Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора.

Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.

Усачев М.А., Беляйкин СИ. и Парай В.И. не смогли бы запретить вылет В.П. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить. 

Председатель комиссии

Генерал-полковник авиации М. Громов

Члены комиссии Тер-Маркарян (9.11.55)

Кононенко (9.11.55)

Надзорное производство ГВП №47860-38

Тема: Исторический процесс
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
Подписан указ о назначении большой группы судей и глав судов
В частности, назначены председатель и зампред в 10-м и 20-м ААС, а также ряд руководителей областных судов.
ВС запретил звонки не поручавшимся по кредиту родным должника
По мнению ВС, также следует проверить законность передачи банком персональных данных родственников заемщика третьим лицам.
Закон о судебной службе решит проблему оплаты труда сотрудников аппарата судов
Вячеслав Лебедев рассказал, что проект закона о судебной службе, позволяющий законодательно увеличить заработную плату консультантов, секретарей и помощников судей, будет обсуждаться на XI Всероссийском съезде судей, который состоится в Москве 5–9 декабря.
Защитники или мошенники: страховщики просят ВС избавить их от "автоюристов"
Российский союз автостраховщиков просит ВС разъяснить нижестоящим судам популярные у "автоюристов" схемы, благодаря которым они выигрывают судебные разбирательства и взыскивают выплаты, в разы превышающие страховые компенсации.
Мизулина предложила запретить избрание гособвинителей на должность судьи
Сенатор призвала уполномоченного по правам человека Москалькову разработать поправки в закон о мировых судьях.
Апелляция отменила приговор из-за речи адвоката в прениях сторон
Амурский облсуд представил обобщение судебной практики за 2015 год по уголовным делам, приговоры по которым отменялись в апелляционной инстанции.
Чистка ЕГРЮЛ: юристы обсудили инструкцию ФНС по поиску "однодневок"
ФНС опубликовала инструкцию для налоговиков по поиску фирм-однодневок. Эксперты неоднозначно оценили документ: кроме способа почистить ЕГРЮЛ, он дает поле для злоупотреблений.
Вячеслав Лебедев опроверг слухи о возможном объединении СОЮ и арбитражей
Председатель Верховного суда сообщил, что объединения систем судов общей юрисдикции с арбитражами, против чего активно выступало юридическое сообщество, не планируется.
Правоведы выявили самые острые проблемы судебной власти
Российским судьям не хватает независимости, считают эксперты, а чтобы ее добиться, нужно изменить систему их карьерного продвижения.
Верховный суд сориентировал суды быть жестче к пьяным водителям
Пленум Верховного суда внес изменения в свое Постановление о преступлениях, связанных с нарушением ПДД, от 2008 года. По выражению судьи ВС, российские дороги превратились в "места военных баталий", а за те восемь лет, что прошли со дня принятия постановления, законодательство стало жестче к пьяным водителям. По этому же пути направили и суды.
ВС предложил увеличить сроки рассмотрения дел
На сегодняшнем заседании Совета судей РФ Вячеслав Лебедев попросил поддержать две инициативы ВС: увеличение сроков рассмотрения дел и объединения в одно производство требований по признанию незаконным действия (бездействия) госорганов и выплате компенсации.
ВККС открыла вакансии руководителей крупных судов
Вакантными, в частности, объявлены должности зампреда ВС Дагестана, АС Омской области и Тверского облсуда.
Из Кодекса судейской этики уберут формальное восприятие конфликта интересов
На повестку XI Всероссийского съезда судей, который состоится в Москве 5–9 декабря, будут вынесены несколько вопросов, касающихся назначения судей, судейского статуса и привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Верховный суд отчитался о доходах судей и руководства
В 2015 году председатель ВС Вячеслав Лебедев заработал 11,7 млн рублей – на полмиллиона больше, чем за год до этого.
Путин повысил пенсионный возраст для чиновников
Возраст для назначения пенсии за выслугу лет повышается до 65 лет, при этом минимальный стаж госслужбы – до 20 лет.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (26.05)
Правоведы предлагают отстранить президентскую комиссию от участия в отборе кандидатов на должности судей. -На чью сторону встанут суды в споре страховщиков и автоюристов? -ЦБ ограничил работу со вкладчиками 77 банков и запретил привлекать средства физлиц еще восьми. -Налоговики получили инструкцию, как искать однодневки. -Минтруд повышает срок дожития пенсионеров.
Минюст вновь правит УК, УПК и КоАП
Ведомство готовит законопроекты, которыми вводится административный арест, а также уголовная ответственность за неисполнение судебных решений по требованиям неимущественного характера.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (25.05)
Судьи попросят материальных гарантий и административного иммунитета. – ВС изменил порядок обжалования следственных действий в судах. – Банки заплатят за тайное привлечение дорогих вкладчиков. – ФНС начала требовать отчеты по средствам в зарубежных банках. – Госдума готовит реформу авторских обществ. – Свободным профессиям добавляют сборов во внебюджетные фонды.
Путин против коррупции: юристы поддержали президентскую правку УК
В Государственную думу внесен проект поправок, предусматривающих усиление ответственности за коррупционные преступления. Посредников в коммерческом подкупе предлагается лишать свободы на срок до семи лет, а также предусмотрено наказание для тех, кто уличен в "мелком коммерческом подкупе". Законопроект уже заручился поддержкой кабмина, ВС и юристов.
Госдума и СКР стали рекордсменами по росту зарплат аппарата
Росстат опубликовал данные о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных госорганов.
Путин представил судью АСГМ для назначения в экономколлегию ВС
ВККС сочла, что привлечение детей Рамзии Хатыповой к ответственности за нарушение ПДД не препятствует ее назначению в ВС.
ВС: заключение под стражу должно быть исключительной мерой, а не нормой
В 2015 году под стражу было заключено более 140 тыс. человек, хотя эта мера пресечения должна оставаться исключением, а не нормой, сказал судья ВС на заседании Пленума. На нем было решено изменить несколько постановлений, в том числе то, которое связано с заключением под стражу. Решение суда об аресте не может быть формальным, иначе постановление можно отменить.
Путин подписал указ о помиловании украинской летчицы Савченко
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что родственники погибших из "соображений гуманности" просили Владимира Путина помиловать осужденную.
Сбербанк банкротит производителя воды "Архыз" из-за долга в 1,8 млрд рублей
Группа компаний "Висма" во главе с Валерием Герюговым выпускает линейку известных минеральных вод, таких как "Архыз" и "Ессентуки".
Совфед назначил судью АСГМ в экономколлегию ВС
Накануне президент Владимир Путин представил верхней палате парламента кандидатуру 56-летней Рамзии Хатыповой.
Совет судей решит, исключать ли судебный приказ из числа исполнительных документов
Судебный приказ предложили исключить из числа исполнительных документов и выдавать на каждый из них исполнительный лист после вступления приказа в силу.
Росгвардия получила контракты на охрану всех районных судов
Исключение сделано только для столичных судов, которые продолжит охранять "Казачья стража".
Важнейшие правовые темы в прессе - обзор СМИ (24.05)
Путин уточнил Уголовный кодекс. -Доступ к госзаказу увяжут с конкуренцией и репутацией. -Transparency International нашла в офшорах компании полных тезок российских чиновников. -Чем ВС может помочь страховщикам в борьбе с автоюристами? -Что утаивают аудиторы от собственников компаний. -Чайке дадут еще один срок. -Адвокатам пропишут правила поведения в интернете.
Совет судей пояснил, что дискуссия об объединении СОЮ и арбитражей "носит отвлеченный характер"
Зампред совета судей Александр Червоткин пояснил, что пока что конкретных предложений по возможности объединения арбитражных судов с судами общей юрисдикции не поступало.
Открыты вакансии руководителей верховных и арбитражных судов
В частности, вакантными объявлены должности председателей ВС Ингушетии и Дагестана, а также зампредов АС Вологодской и Ростовской областей.
Путин предложил смягчить уголовную ответственность для бизнеса
Президент России в день предпринимателя внес в нижнюю палату парламента два законопроекта, смягчающих уголовное законодательство по экономическим преступлениям. Бизнес-сообщество называет это подарком к празднику и первым шагом на пути структурных изменений, однако адвокаты полагают, что на этих фрагментарных и малозначимых изменениях все и остановится.
Сердюков назначен главой ТСЖ в доме Васильевой
Экс-глава Минобороны будет обязан "грамотно и добросовестно реагировать на все просьбы и нужды" ТСЖ.
В Госдуму внесен закон о регулировании права собственности на гаражи
Законопроект можно назвать "гаражной амнистией", поскольку ни в СССР, ни в новой России до сих пор не было какого-либо акта, который бы регулировал деятельность по хранению автомобилей.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (27.05)
Наказание для предпринимателей за первую ошибку станет мягче, за крупное мошенничество – тяжелей. – Вячеслав Лебедев: Судебная система работает хорошо, ее надо только поддерживать, а не ломать. – "Дочка" АСИ предложит российскому законодательству английские нормы. – Александр Бастрыкин выступил за закрепление государственной идеологии в законодательстве.
Путин предложил Совфеду оставить Чайку генпрокурором еще на пять лет
Вопрос был решен окончательно на прошлой неделе, при этом его рассмотрению не помешал скандал с бизнесом сыновей руководителя Генпрокуратуры.
ВС рекомендовал судьям тщательно проверять факты при аресте обвиняемых
В разъяснениях ВС указано, что одних формальных слов следователей о причастности человека к преступлению недостаточно для ареста.
Столичное управление Минюста открыло вакансии для юристов
Прием заявлений на участие в конкурсе будет производиться до 17 июня 2016 года.
Автоюристы создали в Telegram бот для борьбы со страховщиками
Бот бесплатен, для его использования достаточно смартфона, он умеет писать заявления только на неправильно определенный коэффициент бонус-малус для ОСАГО, который учитывает скидки за безаварийную езду.
Руководство ВС просит права на исправление судебных ошибок без жалоб от осужденных
Вячеслав Лебедев предложил разрешить председателю ВС и его заместителям инициировать возбуждение надзорного производства в случаях "нарушения фундаментальных принципов правосудия", когда оно очевидно, но жалоб сторон не поступало.
Судебный департамент объяснил, могут ли ФСС и ПФР проверять деятельность судов
Совет судей поставил точку в вопросе о том, можно ли допускать в суды в качестве ревизоров и аудиторов органы, которые нередко становятся участниками процессов в тех же судах.
ВС отказался считать налоговое письмо Минфина нормативным актом
Верховный суд РФ решил, что письмо Минфина, которое позволяет налоговикам проверять любые сделки на предмет манипулирования ценами, не является нормативным актом.
ВС признал законным запрет на передачу посылок с книгами в СИЗО
В своем иске заявитель отметил, что это противоречит Конституции и федеральному законодательству.
Экономколлегии ВС пожаловались из аппарата омбудсмена Москальковой
Жалоба касается спора о признании недействительным соглашения по отчуждению здания, покрытого парой последовательно заключенных притворных сделок – договоров купли-продажи.
На неподтвержденные жалобы на судей предложили отвечать в упрощенном порядке
Совет судей может внести изменения в регламент по работе с жалобами граждан на действия судей.
Минфин выступил за исключение нотариусов из процесса открытия и закрытия бизнеса
Поправки вносятся в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и позволят заверять подлинность заявлений в МФЦ.
Часть российских судов перестали охранять круглосуточно из экономии
Судебному департаменту не хватает около 104 млн рублей для обеспечения охраны порядка в судах до конца 2016 года.
Судебного эксперта уличили в продаже нужного истцу заключения
Суд обратился в экспертный центр за товароведческой экспертизой автомобиля BMW в рамках гражданского дела о взыскании страховых выплат.
Истца с представителем судят за подделку доказательств на 10 млн рублей
Бизнесмен подал два иска к бывшему бизнес-партнеру, а его главбух подделала договоры займа и выступила в суде в качестве свидетеля.
Барщевский заработал в 2015 году втрое больше Путина
Общая сумма декларированного полпредом правительства в высших судах дохода составила 27 191 825 рублей.
ФНС потребовала от россиян отчитаться о средствах в иностранных банках
ФНС также потребовала приложить нотариально заверенные копии документов, которые подтверждают операции по счету.
Правительство предложило закрыть должникам доступ к госуслугам
Сейчас для налоговых должников ограничивают лишь выезд за границу и право управления автомобилем.
ФАС накажет бизнесмена за слово "обедня" в рекламе паба
ФАС сочла оскорбительным использование церковного лексикона для продвижения ресторана.
Глава Alibaba предсказал появление закона об ограничении человеческой жизни
Глава онлайн-ритейлера подчеркнул, что человечество пережило три технологические революции.
Верховный суд поделился опытом присутствия в соцсетях
Пользователи соцсетей лояльно отнеслись к появлению в них страничек Верховного суда, более того, интерес к ним постоянно растет, например, посещаемость аккаунта в Facebook может достигать 40 000 человек еженедельно, рассказали в пресс-службе суда.
Минтруд повысит срок дожития на полгода
Участники рынка объясняют корректировки изменением демографической ситуации – продолжительность жизни россиян растет.
Реформа российского права привлечет 30 млрд рублей инвестиций в год
В исследовании Фонда развития интернет-инициатив приведены условия повышения качества и доверия к российской юрисдикции в области корпоративного права.
Открыты 15 судейских вакансий в арбитражных судах
Вакантными объявлены, в частности, должности судьи АС Алтайского края, шести судей АС Башкортостана и двух – АС Татарстана.
Прокуратура проверяет клип группы "Ленинград" на пропаганду алкоголизма
Заявитель – депутат Заксобрания – считает, что клип "В Питере – пить", вышедший накануне Пасхи и 9 Мая, позорит город, оскорбляет верующих и ветеранов.
Адвоката по назначению уличили в продаже условных сроков
Защитница запросила у семейной пары подсудимых 170 000 рублей в качестве взятки прокурору.
Думцы рассмотрят поправки в КоАП о лишении прав на год за три нарушения ПДД
Предлагается ввести новую статью 12.38 – "Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством".
ЦБ ограничил работу со вкладчиками 77 банкам
Еще восьми кредитным организациям вообще запрещено привлекать средства населения.
ФАС накажет юрфирму за сайт с символикой СКР и Верховного суда
На главной странице сайта после фразы "отстаивая Ваши интересы, взаимодействуем с госструктурами:" изображается символика ВС, СКР, МВД, Госдумы и других госорганов.
Путин назначил нового директора ФСО
Новым главой ведомства стал Дмитрий Кочнев, который в декабре 2015 года возглавил Службу безопасности президента (СБП).
Бастрыкин предложил узаконить национальную идею России
Глава СКР выступил на конференции "Преступление и наказание; грех и искупление" с докладом о государственной идеологии и национальной идее.
Бастрыкин заработал в 2015 году втрое меньше жены полковника из Татарстана
Среди следователей больше всех – 15,6 млн рублей – получил замглавы пермского управления СКР Дмитрий Анащенко.
Должник расплатился с приставами пятью мешками 50-копеечных монет
Таким оригинальным образом директор салона красоты погасил долг перед арендодателем в 5000 рублей.
Россия оспорила решение ЕСПЧ в пользу Навального по делу "Кировлеса"
Страсбургский суд счел, что российские судьи произвольно толковали закон, признав фигурантов виновными в действиях, не отличимых от предпринимательства.
Замглавы управления Росрезерва поймали на взятке иномаркой за 6 млн рублей
Для отвода подозрений Porcshe Cayenne S был оформлен на жену чиновника.
Замглавы управления Росреестра обвинили в земельной афере на 240 млн рублей
С подачи чиновника участок, который был в госсобственности, перешел в бессрочное пользование одного из предприятий с категорией "земли сельхозназначения".
Работников "свободных" профессий обременят взносами во внебюджетные фонды
Глава думского комитета по культуре Станислав Говорухин предложил скорректировать порядок страхового обеспечения творческих работников.
Глава Минтруда назвал необходимые условия повышения пенсионного возраста
Максим Топилин предложил исходить из прогресса в увеличении продолжительности жизни.
Юристы и страховщики обсудили противостояние на рынке ОСАГО
Представители ВС, ЦБ, Российского союза автостраховщиков и Роспотребнадзора обсудили тему противостояния страховых компаний и автоюристов.
Обвинение запросило 4 года заключения для главы УМВД Ивановской области
Во Фрунзенском районном суде Иванова завершились прения сторон по уголовному делу бывшего начальника областного УМВД Александра Никитина.
Лишившийся лицензии московский банк расплатился со всеми кредиторами
Это редкий случай для банковской системы РФ: обычно банк заканчивает жизнь с дырой в капитале.
МЭР предложило урезать финансирование программы развития судов на 5%
Минэкономразвития рекомендовало уменьшить финансирование программы развития судов, однако Судебный департамент считает, что рекомендации даны с нарушением законодательства и надеется на сохранение финансирования в прежних объемах.
ВС предложил разработать концепцию уголовной политики
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев считает, что неверно использовать подход, при котором правки УК и УПК не соответствуют концепции этих кодексов.
Samsung и "Евросеть" поплатились за рекламу про "глюк фруктовой компании"
Такое сравнение смартфона Samsung с iPhone признано ФАС некорректным.
Медведев снял с Онищенко выговор за нарушение правил публичных выступлений
В феврале Медведев объявил дисциплинарное взыскание Онищенко из-за нарушения закона о гражданской службе.
Держатель кредитных нот выиграл суд с банком "Траст"
После санации "Траст" списал кредиты, обеспечивавшие выплаты по нотам. Теперь же владельцы этих ценных бумаг судятся с банком за свои вложения.