ПРАВО.ru

Верховный суд Республики Марий Эл


Верховный суд Республики Марий Эл

Руководство

Председатель суда Грачев Артем Вячеславович
Заместитель председателя суда Бариев Булат Габдулхаевич
Заместитель председателя суда Ковальчук Николай Александрович
Заместитель председателя суда Попов Герман Витальевич

Контакты

Адрес 424000, г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, 13
Телефон (8362) 45-12-18
Сайт http://vs.mari.sudrf.ru/

История

23 июля 1918 года Наркомат юстиции РСФСР издал инструкцию об организации и действии местных народных судов, в которой подробно излагались правила судебного разбирательства дел и другие вопросы судоустройства. Кассационной инстанцией для дел, рассмотренных местными народными судами, стал уездный совет (съезд), а в столицах — столичный совет (съезд) местных народных судей. В губернских городах и при советах народных судей, а в уездных городах при уездных бюро юстиции были учреждены особые сессии народного суда, где рассматривались наиболее важные дела. На территории Марийского края в то время действовали особые сессии народного суда при Козьмодемьянском и Сернурском кантонных бюро юстиции, особые сессии при Совете местных судей Марийской автономной области.

В 1936 году, когда МАО была преобразована в автономную республику, областные органы сменились республиканскими, появился Наркомат юстиции, а областной суд был преобразован в Главный суд Марийской АССР. На основании постановления Президиума исполкома Марийской АССР от 3 апреля 1937 года и в соответствии со ст. 107 Конституции РФСФР Главный суд был переименован в Верховный суд Марийской АССР.

В августе 1938 года был принят Закон СССР о судоустройстве.

27 августа 1939 года на второй сессии Верховного Совета республики был образован новый состав Верховного суда Марийской АССР, его председателем стал Ефим Гаврилович Софронов.

Грянула Великая Отечественная война. Суровое время требовало строжайшего порядка и железной дисциплины на фронте и в тылу. Были неминуемы изменения и в работе судов. В частности, расширилась подсудность дел военным трибуналам, приговоры которых теперь не подлежали кассационному обжалованию. Выполняя свой долг перед Родиной, многие работники судов Марийской АССР уходили на фронт и мужественно сражались с врагом.

После победы над фашизмом перестали действовать правовые нормы военного времени, в судебной системе вновь произошли реформы. В 1948 — 1949 годах состоялись выборы народных судов.

Чтобы улучшить руководство судами, 14 августа 1954 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об образовании президиумов в верховных судах союзных и автономных республик, краевых и областных судах и судах автономных областей. На них возлагалось рассмотрение дел в порядке надзора. В результате значительно ускорился поднадзорный пересмотр дел, усилилась роль судов областного уровня.

В конце 50-х годов прошлого столетия организационное руководство судами сосредоточилось в союзных республиках, и вместо органов юстиции его осуществляли вышестоящие суды. Однако вскоре от этой практики отказались — она не отвечала задачам осуществления судопроизводства.

С началом демократических процессов в России неизбежно изменился и статус судебной власти. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Концепцию судебной реформы. В 1992 году ввиду изменения правового статуса республики Верховный суд Марийской АССР был преобразован в Верховный суд Республики Марий Эл. Следующими шагами стали закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, принятие законов о статусе судей и судебной системе, создание арбитражных и конституционных (уставных) судов, мировой юстиции.

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).