Воронежский областной суд
Воронежский областной суд
Руководство
Заместитель председателя суда | Косенков Николай Федорович |
Заместитель председателя суда | Калюжная Виктория Александровна |
Заместитель председателя суда | Кучинский Евгений Николаевич |
Контакты
Адрес | 394036, г. Воронеж, пр. Революции, д. 14 А |
Телефон | 473) 269-45-02, 269-45-03, 269-45-14 (ф.) |
Сайт | http://oblsud.vrn.sudrf.ru |
История
Судебная реформа, проведенная на волне демократического подъема в России, в эпоху "Великих реформ" императора Александра II, оказалось самой последовательной из всех реформ.
В результате реформы 1864 года судебная система была поделена на две части: местные суды, включающие мирового судью и съезд мировых судей, а также общие - окружной суд и судебные палаты. Судом первой инстанции для дел уголовных и гражданских являлся Окружной суд, состоящий из председателя и членов, назначенных монархом. Судебные уставы определяли структуры судебных органов в общих чертах, не конкретизируя, в каких городах, в каком количестве и с каким штатом должны были открываться новые суды. Сформировать судебную систему более детально и определить общий порядок введения новых судов должна была специальная комиссия. Она действовала в течение 1865 года и разработала план реформы. Было решено ввести эту реформу только в 10 губерниях: Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тульской, Тверской, Ярославской, отложив ее реализацию в остальных губерниях на последующие четыре года.
Точная дата начала реализации судебной реформы в Воронежской губернии до сегодняшнего дня не установлена. Фонды ГАВО не располагают информацией ни о том, когда в Воронеже учредили окружной суд, ни о том, где первоначально он располагался. Наиболее ранние сохранившиеся судебные дела относятся к началу 70-х годов 19 века.
Окружной суд в Воронеже появился спустя почти 3 года с момента подписания Императором судебных уставов. Деятельность в Воронеже Окружного суда стала заметной лишь в 1870 году, то есть спустя шесть лет после объявления реформы Императором.
Советские органы юстиции в Воронежской губернии начали формироваться почти сразу после Октябрьской революции. Основанием для их организации стал декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года "Декрет о суде № 1". Он упразднил все дореволюционные судебные органы- институты прокуратуры, адвокатуры, судебных следователей. Вместо них были созданы местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух народных заседателей, избираемых местными Советами.
В 20-е годы развитие органов юстиции вышло на новый этап. Окончание Гражданской войны, сокращение роли чрезвычайных органов управления (ВЧК и революционных трибуналов), развитие частно - торговых отношений с переходом к новой экономической политике привели к повышению значения законности, права и органов юстиции как органов, призванных следить за осуществлением законности.
В постановлении, принятом на пленуме Воронежского губкома РКП(б) 15-17 февраля 1922 года, подчеркивалась возросшая роль органов советской юстиции.
С ноября 1922 года в Воронежской губернии создается единая двухуровневая судебная система: народный суд в составе народного судьи и двух народных заседателей и губернский суд. При губернском суде существовала коллегия защитников. Губернский революционный трибунал, существовавший с 1918 года, был ликвидирован.
Новый этап развития органов юстиции Воронежской области наступил в конце 20-х годов. Создание летом 1928 г. Центрально- Черноземной области (ЦЧО), объединившей территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний, повлекло за собой организационную перестройку прокурорско- судебных учреждений. В июне- августе 1928г. вместо губернских судов и прокуратуры были созданы областной суд и областная прокуратура ЦЧО областной суд продолжал занимать то же здание, что и губерский.
В 1929-1930 гг. в судебных органах рабочая прослойка росла постоянно и на 1 января 1930 г. составила по областному и окружным судам -63,4 % а по народным судам - 45,9 %. Одной из важнейших проблем, затруднявших развитие органов юстиции ЦЧО, оставалась нехватка квалифицированных кадров. В первой половине 1933г. была проведена полная проверка работников юстиции.
Летом 1934г. в связи с разделением ЦЧО на Воронежскую и Курскую области, областные органы юстиции были ликвидированы и создан , на основании постановления Президиума ВЦИК РСФСР от
Проведенная в 1936г. проверка состава народных судей Воронежской области показала, что высшее юридическое образование имели только 3 судьи из 174, еще 30 человек окончили годичную Правовую школу, 49 человек- 6- месячные курсы по переподготовке судебных работников. При этом 76,4% судей имели низшее общее образование.
В 1938г. на территории Воронежской области действовало 130 народных судов. Через год их число увеличилось на 14 судебных учреждений.
Особая страница в истории наших судебных учреждений - Великая Отечественная война.
С началом войны в работе судебной системы области и страны в целом произошли большие изменения. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. судебное производство по ряду категорий уголовных дел было передано из органов общей юстиции в ведение создаваемых военных трибуналов. В 1941 г. был создан Военный трибунал Воронежской области в составе 13 человек.
Приказом Народного Комиссара юстиции СССР от 16 сентября 1943г. Военный трибунал Воронежской области, созданный на базе Воронежского областного суда, расформировали с 1 октября 1943г. Исполняющих обязанности членов Военного трибунала откомандировали в областной суд для исполнения своих обязанностей. Остальных направили в распоряжение начальника Управления НКВД при Воронежском областном Совете депутатов.
В конце 1940-х начале 1950-х годов были произведены некоторые изменения в сети судебно- прокурорских органов Воронежской области. В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора в Воронежской области 3 сентября 1954г. был организован Президиум Воронежского областного суда.
В конце 50-х- начале 60-х гг. в областной суд пришло новое пополнение кадров.
24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР была утверждена Концепция судебной реформы, ознаменовавшая начало судебной реформы, проводимой в стране до настоящего времени. Основной целью реформы стало преобразование суда и судебного процесса в условиях демократизации общественной жизни в начале 90-х годов прошлого столетия.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).