Омский областной суд


Омский областной суд — фото 1
Омский областной суд — фото 2
Руководство
Председатель суда Ярковой Владимир Алексеевич
Заместитель председателя суда Волков Сергей Александрович
Заместитель председателя суда Лохичев Виктор Михайлович
Заместитель председателя суда Светенко Елена Степановна
Заместитель председателя суда Холодова Мария Петровна
Заместитель председателя суда Храменок Мария Григорьевна
Контакты
Адрес644043, г. Омск, ул. Тарская, 28
Телефон(3812) 94-86-30
Сайтoblsud.oms.sudrf.ru/

История

Омский областной суд образован распоряжением Народного Комиссариата юстиции РСФСР от 15 декабря 1934 года, изданным во исполнение Постановления ЦИК и СНК ССС "Об образовании Омской области".

Первым председателем областного суда был назначен Август Федорович Нейман - в прошлом профессиональный революционер, один из известных деятелей военной и гражданской юстиции, а с 1933 года - член Верховного Суда РСФСР.

В последующем, в различные годы, Омский областной суд возглавляли Луковников П.Г. (1939-1940 гг.), Макаров Н.И. (1940-1943 гг.), Терещенко И.В. (1943-1951 гг.), Игошев И.Ф. (1951-1958 гг.), Аксенов П.А.. (1958-1963 гг.).

В течение длительного периода (1963-1987 г.г.) областным судом руководил один из наиболее авторитетных судей и юристов области, Заслуженный юрист РСФСР, Юрий Иванович Аносов. В те годы значительно окреп кадровый потенциал судейского корпуса области и его оснащенность, заметно улучшилась организация работы по качественному и своевременному отправлению правосудия.

В июле 1987 года Омский областной суд возглавил Василий Васильевич Пронников.

В августе 2007 года Омский областной суд возглавил Владимир Алексеевич Ярковой.

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).