Тюменский областной суд
Тюменский областной суд
Руководство
Председатель суда | Антропов Вячеслав Рудольфович |
Заместитель председателя суда | Ионова Татьяна Александровна |
Заместитель председателя суда | Гудожников Дмитрий Николаевич |
Контакты
Адрес | 625000, г. Тюмень, ул. 8 марта, 1 |
Телефон | (3452) 23-10-80 |
Сайт | http://oblsud.tum.sudrf.ru/ |
История
С 1720 года на территории Сибири действовали судебные избы, которые занимались указами, повелениями, рапортами, донесениями, о сборе подушного налога, о заводских работах и о сыске беглых людей.Согласно «Учреждениям» 1775 года, судебная и финансовая части были отделены от административной на всех уровнях (губернском, областном и уездном), были созданы специальные органы. Сложилась разветвленная сеть судебных учреждений — общие для Тобольской и Томской областей-провинций всесословные суды: палаты гражданского и уголовного суда, надворные верхние и нижние суды. Магистрат и уездный суд действовали до середины 60-х годов XIX века.
В 1864 году в России была проведена судебная реформа, провозгласившая основными принципами суда гласность процесса, состязательность сторон, действие суда присяжных. Впервые в истории судебной системы был осуществлен принцип разделения властей — судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной.В ходе реформы в России была создана стройная, соответствующая времени судебная система, низшим звеном которой являлись мировые суды со съездами мировых судей. Основная нагрузка ложилась на окружные съезды и судебные палаты. Высшим судебным органом объявлялся Сенат, в структуре которого действовали два кассационных департамента — по гражданским и уголовным делам.Февральская и октябрьская революции 1917 года привели к слому государственной власти царской России, в том числе системы судопроизводства.
Одним из первых декретов был Декрет о суде №1 принятый 22 ноября 1917 года. Декрет предполагал упразднение дореволюционных органов юстиции и строительство нового суда. Проведение этих мероприятий было возложено на Народный комиссариат юстиции, являвшийся органом судебного управления в стране. Все действовавшие до этого времени судебные установления, законы, правительствующий Сенат со всеми департаментами, окружные суды, а также военные, морские и коммерческие суды были упразднены и прекратили свою деятельность.На смену упраздненным судам в стране на основе демократических выборов создавались местные суды, которые избирались на короткий срок Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов на началах коллегиальности и состояли из постоянного судьи и нескольких временных судей — заседателей. Действие существовавшего до этого времени института мировых судей было приостановлено, и они были заменены местными судами.
В РСФСР дальнейшее развитие общей судебной системы получило в принятом ВЦИК РСФСР Декрете №2 о суде от 7 марта 1918 года. Из него следует, что для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, учреждаются окружные суды, которые действовали по уголовным делам в составе одного постоянного судьи и 12 народных заседателей.Хотя в 1919 году губерния продолжает называться Тобольской все губернские учреждения были образованы в Тюмени. В 1919 году был образован Тюменский губернский совет народных судей его создание укрепило судебные органы, создало в губернии высший суд кассационной инстанции и судебного контроля работы народных судов. Первыми судьями в Тюмени были избраны Рыбалов А.В., Евдокимов С.Е., Ребрин П.П.
Второго марта 1920 года специальным постановлением СНК РСФСР бывшая Тобольская губерния стала официально называться Тюменской. С упразднением Тюменского губернского совета народных судей судебной реформой 1922 года его функции были переданы вновь учрежденному Тюменскому губернскому суду.В 1924-1925 годах в РСФСР проводилась административная реформа, которая заключалась в том, что вместо губернского, уездного и волостного деления в отдельных местах на основе экономического районирования вводилось краевое, областное, окружное и районное деление.
В результате этого в 1924 году на Урале вместо четырех губерний: Екатеринбургской, Пермской, Челябинской, Тюменской была образована одна Уральская область, делившаяся на 15 округов. В бывшей Тюменской губернии были образованы Тюменский, Тобольский и Ишимский округа, на территории которых было создано три судебных округа.
Во избежание образования громоздкого аппарата был создан Тюменский краевой суд. С принятием в августе 1944 года решения о создании наряду с рядом других областей самостоятельной Тюменской области в городе началась работа по созданию структур управления, в том числе и областного суда, который должен был руководить всеми народными судами области, рассматривать в кассационном порядке и в порядке надзора дела нарсудов, а также в качестве суда первой инстанции дела, подсудные краевым судам. В связи с этим на основании приказа Народного Комиссара юстиции РСФСР от пятого сентября 1944 года был образован Тюменский областной суд.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.
Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.
Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.
В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:
1) связанные с государственной тайной;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;
3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;
4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).
В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:
1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.
2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй - четвертой, 208 частью первой, 209 - 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 - 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 - 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 - 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).