18-й ААС
18-й ААС
Руководство
Председатель суда | Крашенинников Дмитрий Сергеевич |
Заместитель председателя суда | Рогожина Ольга Владимировна |
Заместитель председателя суда | Киреев Павел Николаевич |
Контакты
Адрес | 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83. |
Телефон | (351) 259-66-20 |
Сайт | http://18aas.arbitr.ru/ |
История
История арбитражных органов связана в основном с периодом развития нашей страны после 1917 года, хотя в определенной мере их прообразом можно считать существовавшие до Октябрьской революции коммерческие суды, которые, возникнув как суды для купеческого сословия, со временем трансформировались в орган специальной юрисдикции по разрешению споров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В годы Гражданской войны действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Декретом ВЦИК № 1 «О суде» от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, а знаменитый Декрет ВЦИК № 2 «О суде» от 7 марта 1918 года в статье 15 установил: «Судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Впрочем, Конституция РСФСР 1918 года вообще не содержала раздела о судебных органах.
Переход к новой экономической политике потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров — уже тогда громоздкого и неэффективного, к тому же практически не знающего процессуального оформления. 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями. Этот документ стал основой для создания новых специализированных органов: Высшей арбитражной комиссии при Совете Труда и Обороны, а также арбитражных комиссий при областных экономических совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при совнаркомах автономных республик, при областных и губернских исполкомах.
Члены арбитражных комиссий в основном назначались на должность теми органами, при которых состояла комиссия. Дела рассматривались коллегиально. Споры разбирались в порядке, близком к правилам гражданского судопроизводства. Процессуальную основу работы комиссии получили с утверждением СТО 14 марта 1923 года Правил производства дел в арбитражных комиссиях. Надзор осуществлялся в следующем порядке: решения местных арбитражных комиссий можно было обжаловать в Высшую арбитражную комиссию при экономическом совещании союзной республики, решение последней — в Высшую арбитражную комиссию при СТО СССР, а ее решения могли быть отменены Верховным Судом СССР, причем наркомюст и прокуратура также обладали правом надзора за деятельностью арбитражных комиссий.
Результатом сворачивания НЭПа и перехода к командно-рыночной экономике явилось упразднение арбитражных комиссий (за исключением ведомственных). Взамен них в мае 1931 года был создан особый орган — Государственный арбитраж. Первоначально органы Госарбитража имели право разрешать лишь имущественные споры, но постепенно их компетенция расширилась. 19 декабря 1933 года СНК СССР принял Постановление «О заключении договоров на 1934 год», в котором указывалось, что все споры, возникающие при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем, разрешаются Государственным арбитражем. Постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 года на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров и продукции. Согласно Инструкции наркоматов финансов и юстиции СССР и Госарбитража при СНК СССР от 26 мая 1940 года к компетенции Госарбитража было отнесено рассмотрение споров по расчетам, возникающим в связи с передачей одними государственными организациями другим предприятий, зданий и сооружений, а также споры по оценке предприятий, зданий и сооружений, передаваемых государственными органами кооперативным (общественным) организациям и, наоборот, кооперативными (общественными) организациями государственным органам. Приказом НКЮ СССР от 8 апреля 1940 года было разъяснено, что органами Госарбитража рассматриваются преддоговорные споры, возникающие при заключении договоров о морских и речных перевозках.
Положение о Государственном арбитраже, принятое 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960 года. Реорганизуя деятельность этих органов, Совет Министров СССР принял Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии с ним Советы министров союзных и автономных республик, а также исполкомы краевых, областных и приравненных к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения о состоявших при них органах государственного арбитража. Задачи арбитражей оставались прежними, при этом вышестоящие арбитражи, обобщая практику, определяли направления деятельности нижестоящих.
Некоторые расхождения в положениях о государственных арбитражах привели к тому, что в 1974 году было принято новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Для обеспечения единства деятельности он был преобразован в союзно-республиканский орган, представлявший трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами осуществляли вышестоящие, а местные органы государственного управления были лишены права отменять и изменять решения государственных арбитражей.
Вопрос об организации и деятельности арбитражных органов в законодательном порядке впервые был разрешен в Законе СССР «О государственном арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 года, на основании которого 5 июня 1980 года были утверждены Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.
В 1987 году положение органов государственного арбитража снова изменилось: они перестали состоять при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов и превратились в единую в значительной мере обособленную систему. Их новый статус был закреплен в Конституции СССР и Конституциях республик.
Однако в таком виде органы государственного арбитража просуществовали недолго. В 1991 году в Конституцию РСФСР были внесены изменения, согласно которым арбитражные органы были преобразованы в арбитражные суды. В июле 1991 года был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который с изменениями и дополнениями действовал до начала 1995 года. Верховный Совет РФ тогда же одобрил и ввел в действие первый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В России была создана двухзвенная система арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд и арбитражные суды субъектов Федерации.
Законодательство об организации и основах деятельности арбитражных судов продолжало совершенствоваться. Развитие рыночных отношений и свободной конкуренции, появление нескольких форм собственности привело к качественным изменениям содержания споров, возникающих с участием хозяйствующих субъектов. Кроме того, необходимо было окончательно превратить бывшие государственные арбитражи в полноправные органы правосудия — арбитражные суды. В 1995 году был принят новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», являющийся правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и второй Арбитражный процессуальный кодекс.
Это был воистину реформаторский шаг как с точки зрения судоустройственной, так и с точки зрения судопроизводственной, во многом определивший для экономического правосудия России ситуацию сегодняшнего дня. Достаточно сказать следующее. В 1995 году арбитражно-судебная система России превратилась из двухзвенной в трехзвенную (арбитражный суд субъекта Федерации — федеральный арбитражный суд округа — ВАС РФ), из трехинстанционной (первая, кассационная, надзорная инстанции) в четырехинстанционную (добавилось судопроизводство в апелляционной инстанции). Повысилась оперативность в разрешении споров, произошли изменения в подведомственности дел арбитражным судам, был намечен эксперимент по участию в разрешении споров в арбитражных судах первой инстанции арбитражных заседателей, на основе чего с 1996 года в 14 арбитражных судах субъектов Федерации был разработан механизм отбора арбитражных заседателей и порядок их привлечения к рассмотрению дел. Изменения коснулись и кассационной инстанции — теперь не вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции пересматривались в апелляционной инстанции, которая в совокупности с первой инстанцией составляла арбитражный суд субъекта.
13 июня 2002 года Госдума РФ приняла в третьем чтении, 10 июля 2002 года Совет Федерации РФ утвердил, а 24 июля 2002 года Президент РФ подписал новый, уже третий по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Одновременно прорабатывался вопрос о формировании 20 самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции, после чего арбитражно-судебная система Российской Федерации должна была стать структурно гармоничной.
Решение о создании в России арбитражных апелляционных судов было принято по инициативе Президента, который в 2003 году внес в Государственную Думу соответствующие поправки в закон «Об арбитражных судах в РФ». На практике процесс создания новых судебных органов затянулся. В 2004 году были открыты три первых арбитражных апелляционных суда — два в Москве и один в Санкт-Петербурге. В прошлом году был образован апелляционный суд в Кирове, этой весной — во Владимире и Воронеже, летом — в Перми, в начале осени — в Самаре, Туле и Вологде. 1 ноября 2006 года в городе Челябинске начал свою деятельность Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, который осуществляет проверку законности и обоснованности не вступивших в силу судебных актов арбитражных судов Республики Башкортостан, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей.
Место в судебной системе
В соответствии со статьей 33.3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд:
· проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным в первой инстанции арбитражными судами Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей, повторно рассматривая дело;
· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
· обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
· изучает и обобщает судебную практику;
· готовит предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
· анализирует судебную статистику.
Основные задачи суда при рассмотрении подведомственных ему дел:
· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность;
· справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.