Арбитражный суд Тамбовской области
Арбитражный суд Тамбовской области
Руководство
Председатель суда | Соловьева Оксана Викторовна |
Заместитель председателя суда | Захаров Александр Вячеславович |
Заместитель председателя суда | Подольская Ольга Александровна |
Контакты
Адрес | 392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, дом 67/12 |
Телефон | (4752) 47-70-14; 47-70-55 |
Сайт | http://tambov.arbitr.ru/ |
История
В Российском государстве наряду с судами общей юрисдикции всегда существовали отдельные суды для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Первое упоминание об особых судах для торгового сословия встречается в 1135 году.
Начиная с 1667 года в России действовали купеческие суды, созданные царем Алексеем Михайловичем, затем таможенные суды, учрежденные Петром Великим в 1721 году.
Первый коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 году. А спустя 24 года — 14 мая 1832 года указом императора Николая 1 были утверждены учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства. Это означало появление системы специализированных судов — предшественницы нынешней системы арбитражных судов. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде N 1 Советской власти они были упразднены.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде № 2 // СУ РСФСР 1917-1918. №26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 25 ноября 1935 года был организован государственный арбитраж при Московском городском совете.
В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.
В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", который был принят 30 ноября 1979 года.
В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.
Новая история арбитража начинается в 1991 году, когда был принят Закон "Об арбитражном суде", создавший систему государственных арбитражных судов, которые действовали как самостоятельная ветвь судебной власти.
В 1995 году вступил в силу новый Федеральный конституционный закон " Об арбитражных судах в РФ" и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии с этими актами была создана трехуровневая система арбитражных судов: арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды округов, Высший Арбитражный суд РФ.
После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.
В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
С 1 сентября 2002 года вступил в силу новый Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации.
В соответствии с федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" Арбитражный суд Тамбовской области является федеральным арбитражным судом первого уровня.
Работа арбитражного суда Тамбовской области строится на принципах законности, независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства и др.
Основными задачами Арбитражного суда являются защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению нарушений в сфере экономической деятельности.
В течение года Арбитражный суд Тамбовской области рассматривает несколько тысяч дел. Это, в частности, споры по договорам купли-продажи, о собственности, о налогах и сборах, об оценке актов налоговых органов, о несостоятельности, о кредитных договорах, о признании недействительными актов государственных органов и другие.
Место в судебной системе
Арбитражный суд Тамбовской области относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации": рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.
Президиум арбитражного суда Тамбовской области действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.
В Арбитражный суд Тамбовской области входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В составе судебных коллегий образованы четыре судебных состава, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов.