ПРАВО.ru
Репортаж
28 мая 2014, 20:16

Совфед меняет Конституцию для президента

Совфед меняет Конституцию для президента
Фото с сайта nonfiction.eksmo.ru

Совет Федерации утвердил очередное изменение Конституции, расширяющее полномочия президента: он сможет назначать 10% членов верхней палаты (17 человек) и освобождать их от должности. Несмотря на слова сенатора Андрея Клишаса о росте веса палаты в дебатах с правительством, некоторые его коллеги усомнились в необходимости перемен, но противиться им не стали.

В отличие от рядовых сенаторов, назначаемых на срок работы делегировавшего их исполнительного или представительного органа, "президентские" сенаторы смогут работать бессрочно. Новый президент не сможет убрать сенаторов, назначенных предыдущим главой страны, в течение своего первого срока. Один из авторов документа, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, признавал, что эта норма – "завуалированная форма, близкая к пожизненному назначению" – так будут обстоять дела при смене главы государства после первого срока.

Глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас сегодня на пленарном заседании уверял коллег в логичности появления в СФ представителей Федерации, назначаемых президентом. По его словам, Федерация "является таким же субъектом федеративных отношений, как и субъекты". Он напоминал, что в 1992 году были заключены федеративные договоры, которые определяют взаимоотношения регионов и самостоятельного элемента – федерального центра. При этом он никак не объяснял, а никто из сенаторов не спрашивал, почему от регионов по два представителя, а от Федерации будет 17. Зато Клишас особо остановился на рассуждениях, что в новеллах нет никакого нарушения принципов разделения властей. Он повторил свои слова, что "президент в соответствии с Конституцией не является органом исполнительной власти, он является главой государства, гарантом Конституции". Появление в СФ представителей Федерации, считает Клишас, усиливает палату – "думаю, что [она] дополнительно приобретет вес во всех дебатах [с правительством, органами исполнительной власти], если среди нас появятся представители Федерации, которых назначает президент".

Клишас отверг опасения, что "президентские" сенаторы будут действовать, исходя из его интересов. "Нельзя говорить о том, что эти представители будут руководствоваться исключительно позицией, например, президента, – убеждал он коллег. – Так же, как и мы с вами, когда принимаем решения, в соответствии с Конституцией руководствуемся собственным правосознанием и представлениями о том, что идет во благо Федерации и субъектов".

Однако сомневающиеся в необходимости перемен среди сенаторов все же, видимо, есть. 

– Теоретически 16 человек, которые к нам придут, они могут стать председателями комитетов. Не вызывает ли [это] недоумение некое? Каждый субъект у нас представлен двумя человеками, а тут 10%, – недоумевал сенатор Виктор Пичугов.

– Я, возможно, не понимаю ваш вопрос. Их будет 17 человек, – поправил его Клишас. – Решения о председателях комитетов, в соответствии с регламентом СФ, принимаются пленарным заседанием.

– Это в руках палаты, а не кого-либо другого, – успокоила коллегу спикер СФ Валентина Матвиенко.

Сенатор Игорь Чернышев пытался узнать, в чем необходимость перемен, и даже вспомнил слова премьера Дмитрия Медведева о сокращении госслужащих на 10%. Но Клишас считал, что слова Медведева к "данной ситуации не имеют никакого отношения". Федеративные отношения предусматривают, что все субъекты равны, а в СФ есть представители Федерации как одного из субъектов, следовало из его ответа.

– 10%. [Это] немало, ["президентские" сенаторы] будут наделены статусом члена СФ в общепринятом порядке или для них будет в будущем какой-то особый статус? – интересовался Валерий Сударенков.

– Статус этих членов СФ также будет регулироваться законодательством о статусе. Это члены СФ, которые обладают всем необходимым набором полномочий, они должны соответствовать тем требованиям к кандидатам [в сенаторы], которые изложены в законе ["О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы"]. Просто назначает их президент, – заверил Клишас.

– Никакого особого статуса не будет, – резюмировала Матвиенко.

Тем не менее голосование по изменению Конституции не получилось единогласным (за создание единого ВС в ноябре сенаторы высказались единогласно): 137 сенаторов проголосовали "за", шесть воздержались, против голосов не было.

Теперь закон отправится в парламенты и законодательные собрания регионов. После того, как его одобрит не менее двух третей от общего числа субъектов, документ вернется в Совет Федерации, а оттуда уйдет на подпись президенту.