ПРАВО.ru
Репортаж
18 ноября 2014, 22:40

Новый сбор для бизнеса просочился сквозь концепцию закона

Новый сбор для бизнеса просочился сквозь концепцию закона

Ко второму чтению в проект поправок к Налоговому кодексу попали новеллы, о которых изначально речи не было. По одной из них продать квартиру без уплаты налогов становится заметно сложнее. Но больше думскую оппозицию, как и общественность, встревожил муниципальный сбор для предпринимателей, занимающихся торговлей. Придумавший его единоросс долго убеждал коллег: нагрузку понесут только те, кто раньше не платил. Ему не верили, но голосов для блокировки документа насчиталось слишком мало.

В мае 2014-го в Госдуме с подачи главы думского комитета по бюджету и налогам, единоросса Андрея Макарова и еще группы депутатов оказались поправки в Налоговый кодекс. Законодатели предлагали распространить действие нулевой ставки НДС в отношении транзитных перевозок воздушными судами грузов в случаях совершения технических (вынужденных) посадок на территории России. Заодно депутаты готовы были расширить перечень доходов, не облагаемых налогом на доходы физлиц (НДФЛ). Для этого они придумали снять ограничение, в соответствии с которым не облагаются налогом только единовременные выплаты, то есть не чаще одного раза в течение одного налогового периода. Такой маневр должен освободить от уплаты НДФЛ получателей материальной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

Налоги при продаже недвижимости

Однако ко второму чтению восьмистраничный документ в Госдуме превратился в 44-страничный, и теперь он серьезно затрагивает интересы не только бизнесменов, но и всех граждан. В проект закрались поправки, касающиеся налога при продаже недвижимости. Сейчас продажа недвижимости не облагается налогом, если она была в собственности человека как минимум три года. Макаров решил, что это неверно, и минимальный срок владения недвижимостью, чтобы избежать налога при ее продаже, должен составлять как минимум пять лет. Однако единоросс оговорился, что регионы вправе снизить этот период, ограничения по нижней планке нет – хоть до нуля. Это "правило пяти лет" будет распространяться лишь на сделки, которые совершатся после 1 января 2016 года. В то же время "правило трех лет" будет действовать на недвижимость, полученную по наследству или в порядке приватизации, ренты, по договору дарения от члена семьи. Субъекты не получат право снижать минимальный срок владения недвижимостью, освобождающий от уплаты налога при ее продаже.

Нашел единоросс и способ побороть массовое занижение цены квартир в договорах до 1 млн руб. (именно до этой суммы платить в казну не приходится). Это от налога не спасет, если цена по кадастру, умноженная на коэффициент 0,7, больше. Налог будет рассчитываться схожим образом: из кадастровой стоимости, умноженной на 0,7. При этом регионы опять же будут вправе уменьшить этот понижающий коэффициент.

Депутат от "Справедливой России" Андрей Крутов сегодня на пленарном заседании был недоволен такими предложениями Макарова. Из выступления эсера следовало, что не нужно лишать граждан в условиях кризиса возможности сохранить сбережения с помощью недвижимости. "Не от хорошей жизни наши люди инвестируют, особенно в нынешние времена, в жилую недвижимость, – рассуждал он. – Мы [проектом] хотим значительным образом снизить ликвидность этих сбережений". Кроме того, инвестиции граждан в недвижимость – "это точка роста для экономики" внутри страны, считает депутат, а потому строить препоны населению контрпродуктивно. Не нравилась ему и идея налогообложения сделок с недвижимостью, исходя из ее кадастровой стоимости. Крутов рассуждал о том, что недвижимость в условиях кризиса дешевеет, кадастровая стоимость может оказаться существенно выше реальной, а потому люди не только продадут квартиру за бесценок, но еще и окажутся должны государству.

Макаров стоял на своем: все те условия, по которым люди инвестировали, сохраняются – новые правила распространяются лишь на сделки, совершенные после 1 января 2016 года. Новации, следовало из его выступления, необходимы, "чтобы не скупались вот так квартиры на корню, для того чтобы не росла цена на квартиры".

Бизнесу придется доплатить

Наиболее жаркой дискуссия на пленарном заседании развернулась по поводу идей Макарова ввести в НК право муниципалитетов вводить не только местные налоги, но и торговые сборы. В начале ноября единоросс предложил дополнить НК главой 33 "Торговый сбор", внеся упоминание о ней во втором чтении через законопроект о налоговом маневре. Автор предлагал обложить сборами 22 вида коммерческой деятельности по ставкам до 600 000 руб. с возможностью для муниципалитетов как понижать их до нуля, так и повышать в 10 раз, рассказывала пресса. Базовая ставка в отношении торговой деятельности, общественного питания в залах не более 50 кв. м должна была составлять 600 000 руб. Однако на комитете по бюджету и налогам, рассказывал сегодня на пленарном заседании Макаров, являющийся его главой, было решено повременить, чтобы все желающие могли с поправками ознакомиться. В результате этой передышки поправки Макарова оказались в другом законопроекте – 527250-6, а сами они были смягчены: сборы появятся только для ведущих торговую деятельность.

Торговый сбор, согласно законопроекту, смогут вводить города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь уже с 1 июля 2015 года. Сегодня, представляя документ коллегам на пленарном заседании, Макаров пытался развеять "мифы", окружающие этот проект. К ним он относил то, что новации затронут всю страну. Это не так, следовало из выступления единоросса, изменения будут только в Москве, и то не ранее следующего лета. Про право Санкт-Петербурга и Севастополя воспользоваться новыми полномочиями депутат умолчал, зато упирал на то, что муниципалитеты смогут вводить сборы только после принятия Госдумой соответствующего федерального закона.

Согласно законопроекту, объектом обложения сбором будет считаться "использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала". "С юридической и налоговой точки зрения это вообще нонсенс", – негодовала по поводу формулировок сегодня на пленарном заседании эсерка Оксана Дмитриева.

В документе отмечается, что размер такого сбора не должен превышать сумму налога, подлежащую уплате в этом муниципальном образовании в связи с применением патента, выданного на три месяца. Патент сейчас распространяется на торговцев, зал у которых не больше 50 кв. м, поэтому обладателям больших площадей придется доплатить за каждый метр, превышающий этот лимит. Ставка должна быть не более 50 % от цены метра по патенту. Для розничных рынков сбор не будет превышать 550 руб. на 1 кв. м за квартал. При этом муниципалитеты смогут уменьшать ставку, а также дифференцировать ее в зависимости от вида торговли и территории.

Макаров убежден, что торговый сбор ни в коей степени не является дополнительной налоговой нагрузкой для бизнеса. "Те, кто [сейчас] платит патент, от [сбора] освобождаются", – объяснял Макаров. "Свободны" от сбора будут и применяющие систему налогообложения для сельхозпроизводителей. Те, кто платит обычные налоги, будет вправе уменьшить их размер на сумму торгового сбора. Однако это правило не будет распространяться на тех, кто не подал уведомление о постановке на учет в качестве плательщика налогового сбора. По его словам, этот закон "не имеет никакого отношения к нагрузке на тех, кто платит налоги", а предложенный механизм позволяет выявить тех, кто налоги не платит, – они и подпадут под сбор.

Но Макарову думская оппозиция не верила и доказывала, что нововведения ударят по бизнесу. "Если торговый сбор больше, чем упрощенка, то получается, что платят торговый сбор. Тогда получается, что торговый сбор полностью поглощает то, за что многие годы бились предприниматели, – это право добровольного выбора режима налогообложения. Тут принудительное введение одного режима, по которому больше ставка", – возмущалась Дмитриева. Она недоумевала, какова будет судьба рынков выходного дня. По факту они попадают под действие нового закона. Но представитель московского правительства, который был вчера на заседании думского комитета по бюджету и налогам, рассказывала эсерка, лишь обещал, что действие закона на них не распространится.

В ответ Макаров вспоминал о том, что вчера на комитете представитель правительства Москвы подтвердил, что тот закон, который будет разрабатываться правительством Москвы, представят и бизнесу, и в Госдуму.

В тезисе Макаров о способе заставить платить тех, кто не платит, сомневался Крутов. "Как это соотносится, например, с тем, что на прошлой неделе мы принимали законопроект о налоговых каникулах для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, – удивлялся он. – А на этот раз мы с этих же, кто не платит, хотим почему-то хотя бы 10 000 руб., но содрать". Он задавался вопросом, как предприниматели могут планировать свою деятельность в условиях изменяющегося законодательства.

– Я не понимаю, почему это только к малому [бизнесу] относится, это ко всем относится. На самом деле тот, кто платил, он как планировал свою деятельность, так и будет планировать, потому что никакой дополнительной нагрузки на него не произошло, – парировал Макаров.

Почему поправок быть не должно

Думская оппозиция удивлялась технике изменения НК. "Поправки расходятся с концепцией [законопроекта], потому что даже в названии этого сбора просто не было. Они являются предметом совместного ведения с субъектами, ст. 72 Конституции, мы должны были спросить субъекты, получить заключения, только после этого принимать", – напоминал депутат от ЛДПР Антон Ищенко. Эсерка Дмитриева была с ним солидарна, называя возмутительным то, что "новая глава НК вводится ко второму чтению в законопроект, имеющий совершенно другую концепцию". В свою очередь Крутов ссылался на предпринимательские организации ("Опора России", "Деловая Россия", Торгово-промышленная палата) и Общественную палату, которые, по его словам, были недовольны тем, что поправки в НК внесены без полноценной законодательной процедуры: без первого чтения, без рассылки, без обсуждения в этих организациях.

Однако это не остановило думское большинство, законопроект был принят во втором чтении: "за" были 240 депутатов, "против" – 194, один воздержался от голосования.

С текстом законопроекта № 527250-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций)" можно ознакомиться здесь.