ПРАВО.ru
Репортаж
7 сентября 2012, 22:00

"Я для кого читаю?" - начался процесс по делу Юрия Привалова, признавшегося в хищении у "Совкомфлота" $67 млн

"Я для кого читаю?" - начался процесс по делу Юрия Привалова, признавшегося в хищении у "Совкомфлота" $67 млн
Фото с сайта korabel.ru

Сегодня в Дорогомиловском суде начался процесс над Юрием Приваловым — одним из четверых соучастников хищений, в результате которых госкорпорация "Совкомфлот" потеряла $800 млн. Подсудимый полностью признал свою вину, потерпевшие просят не сажать его в колонию, а представитель Генпрокуратуры в первый день не успела прочитать и пятой части обвинительного заключения.

Привалов, возглавлявлявший британскую "дочку" госкорпорации "Современный коммерческий флот" Fiona Maritime Agencies, обвиняется в преступлениях, предусмотренных ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение денежных средств в особо крупном размере) и ч.5 ст.33, ч.4 ст.160 УК (пособничество в присвоении денежных средств в составе преступной группы). По версии СКР, хищения совершались Приваловым в период с 2000 по 2005 год в составе устойчивой и структурированной группировки, организованной предпринимателем Юрием Никитиным, дружившим с экс-гендиректором "Совкомфлота" Дмитрием Скаргой. Последний значится среди подельников Привалова, равно как и экс-президент входящего в группу компаний "Совкомфлот" ОАО "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип") Тагир Измайлов. 

Напомним, в декабре 2010 года в Высоком суде Великобритании завершился процесс по иску "Совкомфлота" и его дочерних компаний к Скаргу, Привалову, Измайлову, Никитину и связанным с ними компаниям. Их обвиняли в мошенничестве путем проведения крупномасштабных операций по продаже и обратному лизингу, а также по судам-новостройкам, тайм-чартерам, получению комиссий и финансовым сделкам. Однако суд признал претензии лишь к Никитину — по эпизоду о "секретных комиссиях", которые тот получал от брокеров "Совкомфлота". Общая сумма, присужденная Высоким судом Великобритании "Совкомфлоту" составила $35 млн. Кроме того, в рамках мировых соглашений, заключенных с брокерской компанией H. Clarkson & Company Limited Приваловым и другими ответчиками, истцы получили $84 млн.

На сегодняшний день группа "Совкомфлот" вернула более $150 млн из $800 млн ущерба, причиненного бывшими топ-менеджерами. Причем во многом — благодаря деятельному раскаянию и активной помощи Привалова, утверждали сегодня в суде заместитель гендиректора "Совкомфлота" по правовым вопросам Владимир Медниковадвокат либерийских компаний Fiona Trust and Holding Corporation и Sovcomflot Bulk Shipping Сергей Полевой и представитель "Новошипа" Марина Иваненко. Сам Привалов, которого защищает адвокат Владимир Емельянов, заявил, что сейчас работает консультантом в "Совкомфлоте". Отметим, что в России уголовные дела в отношении Привалова, Никитина, Скарги и Измайлова были возбуждены еще в 2006 году, но все они к тому моменту жили в Великобритании, которая отказала в их экстрадиции. В том же году Привалов был арестован в Швейцарии, а 30 июня 2008 года все-таки был экстрадирован в Россию. Показания в лондонском суде он давал по видеосвязи.

Перед началом сегодняшнего заседания в Дорогомиловском райсуде Москвы представители потерпевших попросили суд назначить Привалову наказание, не связанное с лишением свободы. Бывший глава Fiona Maritime Agencies "был втянут" в совершение преступлений, однако уже в 2005 году заключил с "Совкомфлотом" соглашение, в соответствии с которым вернул около $2 млн, утверждал Полевой. После этого Привалов "раскрыл схемы, по которым совершались противоправные действия группой лиц" и в рамках мирового соглашения c "Новошипом" на сумму $5,5 млн обязался в том числе передать компании дом в Лондоне стоимостью более $2 млн. (СКР вменяет ему хищения на $67 млн). В 2008 году он извинился перед "Совкомфлотом", после чего ему позволили снова работать в компании. "Деятельное раскаяние доказывается финансовыми результатами этой работы", — поддержал заявление Медников. А Полевой подчеркнул, что Привалов провел около двух лет под стражей, не будучи признанным виновным, и дал ему профессиональную характеристику, назвав его знания в сфере международного судоходства "во многом уникальными". Затем судья Наталья Морозова убедилась, что Привалов будет поддерживать заявленное им ранее ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, и передала слово прокурору для оглашения обвинительного заключения.

Представитель Генпрокуратуры РФ Елена Зиновенкова начала неспешно читать обвинительное заключение, сшитое в пять томов. Согласно ему, Никитин не позднее конца 2000 года вовлек в созданную им преступную организацию Привалова и Скарга. Последний обеспечивал одобрение сделок с привлечением Clarkson. Директор брокерской компании Ричард Гейл "по преступной договоренности" завышал комиссию — до 3,5% вместо 1% от стоимости судна. Привалов же представлял интересы Fiona Trust and Holding Corporation при заказе строительства новых судов, подписывал конракты, организовывал и контролировал их оплату, а затем вместе с Никитиным предоставлял Гейлу реквизиты счетов для перечисления части комиссии на счета компаний, не участвовавших в сделках.  

Зиновенкова долго и монотонно (под стать содержанию) читала заключение, перечисляя десятки эпизодов, похожих друга на друга словно близнецы. Сначала участники сделки заключали соглашение о покупке/продаже судна, затем в несколько траншев производилась оплата, и каждый раз Гейл обеспечивал перевод части завышенной комиссии в на банковские счета во Франции и Швейцарии, контролируемые Приваловым или Никитиным.

Прокурор требовала уважения, внимания и тишины в зале. Когда Привалов открыл лежавший перед ним кодекс, но Зиновенкова, строго на него взглянув, сделала замечание: "Я для кого читаю?"

Хотя в заседании объявлялось всего два перерыва по 20 минут, прокурор не успела дочитать даже один том, когда суд прервал ее и поставил вопрос об отложении слушаний. Никто не возражал, и следующее заседание было назначено на 10 сентября.