Дисциплинарное судебное присутствие рассмотрело вопрос о восстановлении в должности судьи Надежды Опариной, которая систематически не расписывалась на судебных актах и вынесла более ста решений без проведения судебных заседаний, объясняя это тем, что дела — однотипные. Нарушения она признала, но заявила, что увольнение — чрезмерно строгое наказание.
29 июля 2012 года Квалификационная коллегия судей Саратовской области приняла решение о досрочном прекращении полномочий судьи Балаковского районного суда Саратовской области Надежды Опариной (рабочий поселок Духовницкое). Поводом для заседания ККС стало внесенное 14 мая 2012 года председателем Саратовского областного суда Василием Тарасовым представление. Он указал, что судья с одиннадцатилетним стажем "допустила пренебрежение своими служебными обязанностями, которое выразилось в систематических и грубых нарушениях сроков изготовления судебных решений и других процессуальных документов, а также нарушениях сроков сдачи дел и материалов в отдел делопроизводства".
Эти нарушения были установлены в ходе проведенной за последние три года проверки. "В отдел делопроизводства не сдано 25 гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Из них по семи делам судебные акты не изготавливались более девяти месяцев", — говорится в ее материалах. Второй блок претензий касался отсутствия подписи на документах: "по 115 исковым заявлениям прокурора в интересах преподавателей районных школ, якобы рассмотренных Опариной с вынесением определений о прекращении производства по делу в связи с отказом от исковых требований, отсутствуют подписи судьи на определениях о принятии заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, протоколах" и других. Еще несколько десятков как гражданских, так и уголовных дел содержали однотипные нарушения.
Не согласившись с увольнением, судья обратилась в Дисциплинарное судебное присутствие. Признав почти все пункты предъявленных обвинений Опарина, нашла им свое объяснение. Так по эпизоду с прокурорскими заявлениями она пояснила: "по 114 делам в целях экономии времени и в связи с однотипностью исков, судебные заседания не проводились, а результаты рассмотрения были объявлены устно". Что касается не сданных дел, то это, по словам Опариной, объяснялось занятостью.
- А как вы считаете, иски вообще были приняты без вашей подписи? - уточнил член ДСП.
- Юридически — нет, — согласилась судья и тут же поправилась: — Я просто не успевала подписать, а потом забывала отслеживать, готовит ли секретарь документы".
Опарина сказала, что увольнение является в ее случае чрезмерным наказанием, пообещала исправиться и добавила, что сроки рассмотрения дел при этом ни разу нарушены не были. Подтвердила это и председатель Квалифколлегии судей Саратовской области Елена Суворова, но одновременно сочла важным подчеркнуть, что нарушения, тем не менее, носили систематический характер, и Опарина заслужила именно такого дисциплинарного взыскания, как лишение полномочий. Стоит отметить, что за ненадлежащее оформление документов досталось и Суворовой, когда оказалось, что в ДСП не были присланы подлинники дисциплинарного производства по Опариной.
- А вы приговоры тоже по копиям документов выносите? - поинтересовался у Суворовой член присутствия.
- Я привезла подлинники, мы совершили ошибку, - ответила председатель ККС.
Затем коснулась Суворова и проведенной проверки. По ее словам, проанализированные квалифколлегией статистические данные не выявили чрезмерной нагрузки Опариной, из чего был сделан вывод, что причин для невыполнения своих обязанностей у нее не было. При этом председатель ККС признала, что судья "грамотная, профессиональная и имеет очень низкий процент отмен".
Выслушав позиции сторон, члены ДСП удалились в совещательную копнату, а через час Опарина ушла, не став дожидаться решения. "Позвоните, пожалуйста, а то сейчас пора бежать на поезд", — сказала она. А спустя еще пятнадцать минут члены присутствия вернулись и объявили, что в удовлетворении жалобы Опариной отказано.
***
Другие репортажи с заседаний Дисциплинарного судебного присутствия можно прочитать здесь.