ПРАВО.ru
Интерправо
11 октября 2011, 12:43

Березовский предложил отдать Абрамовича под суд за мошенничество - Высокий суд Лондона продолжает рассматривать их спор

Березовский предложил отдать Абрамовича под суд за мошенничество - Высокий суд Лондона продолжает рассматривать их спор
Фото AFP

“Судебный процесс года” — разбирательство между Романом Абрамовичем и Борисом Березовским — продолжился накануне в Высоком суде Лондона. На прошедшем заседании опальный российский олигарх, отвечая на вопросы адвоката оппонента, рассказал новые подробности о бизнесе “Сибнефти”, из-за акций которой и разгорелся спор. Олигарх, уже не раз пользующийся яркими эпитетами для описания своих отношений с Абрамовичем, в очередной раз представил себя как абсолютно наивного честного человека, ставшего жертвой предательства его бывшего протеже, и предложил отдать Абрамовича под суд за управление "Сибнефтью".

Основной темой обсуждения на очередных слушаниях, собирающих десятки журналистов и привлекающих внимание мировой общественности, стали активы “Сибнефти”, компании, созданной из двух госпредприятий и приватизированной после развала СССР. Адвокат Романа Абрамовича Джонатан Сампшн обвинил Березовского в том, что он по сути пользовался активами компании в личных целях. При этом ранее Сампшн заявлял, что Березовский не вложил в “Сибнефть” ни цента и компания была приобретена только на деньги Абрамовича.

Сампшн рассказал суду о ряде платежей, сделанных Абрамовичем в адрес Березовского в период между 1996 и 2000 гг. на сумму $300 млн. Эти деньги, по словам Сампшна, пошли на плату за шато во Франции, яхту и дорогие украшения. “Сибнефть” же не выплачивала дивиденды вплоть до 2001 года, уточняет Financial Times.

— В то время была неприемлемой, не правда ли, ситуация, когда вы владеете акционерным обществом, 10% акций которого принадлежит акционерам, и кто-то из акционеров лишает компанию активов, не выплачивая дивиденды, в то время как остальные вынуждены довольствоваться нулевыми дивидендами, о которых объявляла компания? — спросил Сампшн.

— Это абсолютно неприемлемо, — отреагировал Березовский, который дает показания на английском. — Но управление компанией — не мое дело. Это сделал Абрамович. И если это неправильно, то это ошибка Абрамовича, а не моя.

Описанная Сампшном ситуация “действительно выглядит как мошенничество”, приводит The Telegraph слова олигарха, который предложил начать в отношении Абрамовича уголовное расследование в связи с подобным управлением “Сибнефтью”.

Произошедшее Березовский списал на собственную доверчивость. По его словам, он “на 200 процентов” доверял Абрамовичу, который “был ему как сын”, но добавил, что “совершил роковую ошибку.” “То, что я не очень хорошо понимаю людей, которых, как мне кажется, я хорошо знаю, моя личная ошибка”, — сказал олигарх, который ранее назвал Абрамовича гением манипуляции, несмотря на сомнения в его интеллекте.

Рассказывая подробности о схемах работы “Сибнефти”, Березовский вспомнил и о деле ЮКОСа. "Ни одна из российских нефтяных компаний не отрицала, что работала по той же схеме, что и ЮКОС, — приводит слова Березовского РИА Новости. — А что произошло с ЮКОСом и Ходорковским, в России знают даже дети". При этом Березовский неоднократно напомнил, что он не вникал в политику компании, а ей полностью занимался Абрамович.

Березовский, требующий от Абрамовича компенсацию за то, что тот якобы угрозами заставил его продать 25% акций “Сибнефти” по заниженной цене, продолжает утверждать, что знал очень мало о финансовых делах компании. Как уже отмечал олигарх, получивший в Великобритании политическое убежище после конфликта с властями, в тот момент у него были другие приоритеты — развитие медиабизнеса и политика. По версии Березовского, по договоренности между Абрамовичем, Березовским и Бадри Патаркацишвили в 1995 году Абрамович получил 50% акций компании и ее будущих дочерних предприятий, в то время как остальные 50% поровну разделили Березовский и Патаркацишвили. Т.е. Абрамович был держателем контрольного пакета акций компании, созданной по инициативе Березовского. До 2001 года Березовский отрицал наличие у него каких-либо акций "Сибнефти". Он объяснил это наличием соответствующей договоренности с Абрамовичем, а после отъезда из России он счел, что никаких обязательств перед бывшим партнером у него нет.

Однако у Романа Абрамовича несколько другая версия происходящего. Владелец “Челси” утверждает, что никаких устных договоренностей не было, компания была  куплена на его деньги, а Березовский не имел никакого отношения к развитию или непосредственному управлению предприятием. Абрамович утверждает, что его бывший партнер также не владел и акциями "Сибнефти". Что касается того, почему Абрамович при этом все же заплатил Березовскому $1,3 млрд за "Сибнефть", то адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн объясняет это "моральной ответственностью" со стороны его клиента и тем, что он чувствовал себя в долгу перед Березовским. По словам Сампшна, это было желанием "подвести черту под прошлым". 

Абрамович также категорически отрицает, что угрожал Березовскому экспроприацией активов в период президентства Владимира Путина. По словам Абрамовича, он платил миллионы долларов Березовскому, выполнявшему роль "крестного отца" российского бизнеса, существовавшего в условиях коррумпированности правоохранительных органов и непредсказуемости судов.

***

С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться на "Право.Ru" в разделе "Документы, досье". Иск был подан в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу". 

Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.

Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться того, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.

На двух прошедших судебных заседаниях, проходящих под председательством судей Элизабет Глостер и Майкла Манна, присутствовали оба ответчика. Как Березовскому, так и Абрамовичу предстоит давать показания. Выступление Абрамовича запланировано на следующий месяц, а  Березовского назначено на эту неделю. Список свидетелей заранее не объявлялся, но, по некоторым сведениям, свидетелем со стороны Абрамовича может выступить Александр Волошин, бывший глава администрации Президента РФ при Борисе Ельцине и Владимире Путине.

По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.