ПРАВО.ru
Интерправо
2 ноября 2011, 12:35

Лондонский суд как детектор лжи для российского бизнеса - Абрамович дал показания о покупке "Сибнефти"

Лондонский суд как детектор лжи для российского бизнеса - Абрамович дал показания о покупке "Сибнефти"
Фото с сайта www.aphorism.ru

В Высоком суде Лондона сегодня вновь будет давать показания российский олигарх Роман Абрамович, у которого его бывший партнер Борис Березовский пытается отсудить более $5,5 млрд за якобы проданные под давлением акции "Сибнефти" и "Русала". А накануне Абрамович сделал несколько заявлений об обстоятельствах покупки госпакета акций "Сибнефти", противоречащих показаниям, которые делали другие участники этой операции в российской Генпрокуратуре. Кроме того, он вновь охарактеризовал свои отношения с Березовским и сказал несколько слов о том, как его преобразила покупка лондонского футбольного клуба "Челси".

В ходе допроса во вторник Роман Абрамович несколько раз повторил, что Борис Березовский был его другом, однако отказался охарактеризовать отношения с последним как "близкую дружбу". По его мнению, само понятие "близкий друг" в России имеет особый смысл. Аналогичным образом он отозвался об отношениях своей бывшей супруги Ирины с женой Березовского Еленой. Совместный отдых с Березовским и его подругой Абрамович не счел свидетельством близких отношений. По его словам, еще чаще отдыхал вместе с членами своей команды Евгением Швидлером и Андреем Городиловым.

Подчеркнув, что Борис Березовский оказывал ему услуги по "крышеванию", ответчик обвинил Березовского в связях с чеченскими преступными группировками. На это адвокат Лоуренс Рабиновитц предположил, что ответчик стремится очернить Березовского, создав негативный образ в глазах судьи. Однако Абрамович продолжил настаивать на своей позиции. По его словам, чеченцы обеспечивали безопасность автомобильного бизнеса Березовского.

Когда Рабиновитц напомнил, что Березовский использовал свои отношения с чеченцами для того, чтобы освободить большую группу заложников, в том числе британских граждан, Абрамович ответил, что деньги на выкуп за заложников давал он, а непосредственно переговоры вел партнер Березовского Бадри Патаркацишвили. "Я дал деньги Бадри, а он полетел туда и выкупил заложников", — приводит слова Абрамовича Financial Times.

В этом же контексте Абрамович рассказал о политическом "крышевании", которое обеспечивал ему Березовский, "иначе именуемом лоббированием". По словам российского олигарха, политическая поддержка обошлась ему в $1,3 млрд. В физической защите, по словам Абрамовича, он не нуждался, но она досталась ему в качестве бесплатного приложения.

Также в ходе Абрамович подробно описал схему финансирования операции по приобретению на залоговом аукционе госпакета акций "Сибнефти" (ныне — "Газпромнефть"). На нем в 1995 году победила "Нефтяная финансовая компания" (НФК), заплатив $100,3 млн. А ей средства, как оказалось, в основном предоставили дочерние компании самой "Сибнефти" — "Ноябрьскнефтегаз" и Омский НПЗ (они их привлекли у западных финансовых институтов под залог своих долгосрочных экспортных контрактов), а также компания Абрамовича Runicom ($17 млн) и Российский промышленный банк ($3 млн).

В свою очередь, адвокат Березовского Рабиновитц привел слова основателя банка "СБС-Агро" Александра Смоленского, который на допросе в Генпрокуратуре РФ в 2009 году заявил, что СБС финансировал сделку под личную гарантию Березовского. Однако Абрамович поставил эти показания под сомнение. Он считает, что из ответа банкира видна его нервозность в ходе допроса, и слишком полагаться на его слова не стоит. По версии Абрамовича, СБС фактически был лишь "платежным агентом". При этом Абрамович заявил, что "не сразу" узнал про информацию о том, что деньги были выданы Смоленским под личные гарантии Березовского и подчеркнул, что вся сумма в $100,3 млн была полностью обеспечена средствами, которые НФК держала на депозите в СБС, уточняет Forbes. В то же время Абрамович признал, что Березовский представил его Смоленскому перед сделкой.

Аналогичным образом Абрамович опроверг слова гендиректора "Ноябрьскнефтегаза" Виктора Городилова, который на допросе в Генпрокуратуре заявил, что считает Березовского — вместе с Абрамовичем — реальным владельцем "Сибнефти". Абрамович настаивает, что заявления Городилова основаны на сообщениях в СМИ, а показания могут быть недостоверны: 70-летний свидетель говорил о событиях 15-летней давности, подчеркнул миллиардер.

Также адвокат Лоренс Рабиновитц поинтересовался, привлекал ли Абрамовича "экстравагантный стиль жизни" Березовского. На это Абрамович ответил, что его жизнь изменила покупка футбольного клуба "Челси". "Это на самом деле сильно повлияло на мой образ жизни. Это действительно стало поворотным моментом", — приводит Financial Times слова бизнесмена.

С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".

***

Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу". 

Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.

Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.

По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.