Американский юрист Кимберли Мотли, широко известная по защите изнасилованной афганской девушки, осужденной за "прелюбодеяние" в 2010 г., — стала первым адвокатом из США, получившим законное право представлять местных жителей в Афганистане, сообщает The Christian Science Monitor.
Мотли начала вести свою частную практику в Кабуле, афганской столице, и не собирается уезжать в ближайшее время, потому что задалась целью убедиться, что законы соблюдаются и исполняются.
Мотли стала известна после того, как решила защищать забеременевшую в результате изнасилования афганскую девушку, которая была приговорена за это "прелюбодеяние" в 2010 г. к 12 годам лишения свободы с альтернативой выйти замуж за насильника. Адвокат взялась за ее дело, когда девушка уже отбывала заключение. Она подала заявку на президентское помилование, ссылаясь на законы шариата, афганское законодательство и международные конвенции, и одновременно опубликовала онлайн-петицию, которая собрала 600 000 подписей за три дня. Осужденная девушка была помилована в декабре 2011 г. президентом Хамидом Карзаем, выпущена из тюрьмы и отправлена в специальный женский приют.
Впервые Мотли посетила Афганистан в 2008 г. в рамках программы американского правительства поддержки "верховенства закона", отработав до этого пять лет в Бюро госзащитников в Висконсине. Позже она начала вести свою собственную юридическую практику, предоставлять консультационные услуги, изначально принимая только иностранных клиентов. Прошло 2,5 года, пока Мотли знакомилась с тонкостями и сложностями афганских законов, прежде чем она решилась принять первого клиента-афганца.
Ее первое дело не привлекло много внимания, но некоторые из последующих стали достаточно известны, из-за чего в ее адрес посыпались смертельные угрозы и даже был выписан ордер на арест; однако женщина просто "отмахивается" от них, отмечая, что это является "частью установленного процесса".
Мотли полна решимости повлиять на афганскую систему, однако ей приходится сталкиваться с рядом препятствий и трудностей, включая коррупцию, отсутствие понимания права – как со стороны населения, так и со стороны тех, кто работает непосредственно в самой системе, — и широко распространенное недоверие к формальной системе правосудия. Например, многие традиционалисты, да и остальные судьи и адвокаты, работающие в течение многих лет в системе правосудия, не обучались в университете, не говоря уже о тех, кто попросту "не умеет хорошо читать и писать, и не совсем понимает афганское законодательство", как отмечает Хизер Барр, исследователь из правозащитной организации Human Rights Watch. По ее словам, существует еще одна большая проблема: отсутствие "официальной системы правосудия во многих частях страны", в результате чего у большинства жителей остается весьма небольшой выбор, они по привычке предпочитают обращаться для разрешения споров к Джирге (Совет старейшин) и Шуре ("Совет", собрание), а в этих традиционных системах женщины и молодежь не имеют права голоса.
В попытке решить проблему непоследовательности выносимых решений, принимаемых на веру местным населением, Мотли недавно опубликовала ряд директив (которые должны будут изначально применяться к делам несовершеннолетних) для определения мер наказания, основанных на положениях афганского законодательства, в сотрудничестве с представителями итальянской политики содействия международному развитию (Italian Cooperation). По ее словам, Верховный суд поддержал идею проекта.