ПРАВО.ru
Законодательство
21 января 2019, 12:45

Дилеры просят ЦБ ограничить расчёты наличными при покупке автомобилей

Об этом председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину попросил глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, представляет интересы более 3400 дилеров) Олег Мосеев. Такая мера, по его словам, поможет бороться с нелегальным оборотом наличных.

«Для автодилеров крайне важно вести деятельность на прозрачном рынке в условиях честной конкуренции», – РБК цитирует письмо Мосеева. Так, РОАД предлагают ЦБ ограничить расчёты наличными с физлицами – эта система уже работает для юридических лиц. Сейчас, согласно указаниям ЦБ «Об осуществлении наличных расчётов», предельный размер суммы наличными при расчётах между юрлицами не должен превышать 100 000 руб.

Ассоциация также предлагает снизить комиссию за эквайринг (приём к оплате безналичных) по банковским картам с 1,5–2% до 0,2–0,3%. «В настоящий момент стоимость эквайринга несёт значительную денежную нагрузку на дилеров и зачастую равна марже на автомобиль», – пишет Мосеев. По его словам, это снижение стоимости станет «мощным стимулом» для увеличения доли безналичных платежей. «Применение таких условий к национальной системе «Мир» позволит получить существенное преимущество перед иностранными платёжными системами», – указывает автор письма (оператор платёжной системы «Мир» АО «НСПК» на 100% принадлежит ЦБ).

Автодилер «Авилон» подал иск на 4 млрд рублей к Ambika Investments

В мае прошлого года зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин обратил внимание на то, что расходы на эквайринг оплачивают покупатели. «Сейчас есть проблема с авторынком – я имею в виду продажу автомобилей: продаётся автомобиль за наличные деньги, а если по безналу, то 3–4% набрасывается сверху на цену машины, конечно, клиенту проще всё снять со счёта и, даже если он добропорядочный, принести в наличной форме». Он тогда сказал, что регулятор планирует обсудить с дилерами вопрос максимального перевода покупок транспорта в безнал. «У многих дилеров есть комиссия при оплате покупки машины по карте, поэтому покупатели предпочитают приходить с наличными», – подтвердил РБК источник, знакомый с ситуацией. Но, по его словам, у крупных дилеров получается договориться с кредитными организациями о снижении платы за эквайринг.

«На данный момент мы с завистью смотрим на наших британских коллег, ставка по эквайрингу у которых от 0,2–0,55%. Сейчас при покупке автомобиля используется и эквайринг, и процессинг. Суммарно они дают от 1,45 до 1,65%, что может составлять весомую, а иногда и практически всю маржу дилера», – рассказал РБК операционный директор дивизиона автодилерской группы «Авилон» Александр Никонов. Он говорит, что высокие банковские ставки на обслуживание – это препятствие для роста продаж. К тому же увеличение доли безналичных платежей ускорит сроки реализации автомобилей дилерами, добавляет он. Сейчас покупки по картам в «Авилоне» составляют лишь 10% от общего объёма продаж. 

Не первый год длится обсуждение высоких ставок эквайринга и их неравномерности для разных сегментов рынка. В конце прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак поручил ЦБ, Минфину и ФАС подготовить предложения о снижении комиссии при расчётах банковскими картами в магазинах. Бизнес говорит, что чрезмерно высокие комиссии мешают росту безналичных оплат. Проблема комиссионного вознаграждения в первую очередь актуальна для non-food ретейлеров, где ставки за обслуживание операций выше, чем в продуктовом ретейле, говорил один из представителей.