ПРАВО.ru
Практика
20 июля 2021, 13:24

ВС потребовал назначить адекватную компенсацию за 2,5 года уголовного преследования

Житель Курганской области обратился с иском к Министерству финансов о компенсации из казны морального вреда – 4 млн рублей, поскольку уголовное дело против него прекратили за отсутствием состава преступления и признали право на реабилитацию. Суды снизили сумму до 50 тыс.

Судьи коллегии по гражданским делам ВС Сергей Романовский, Елена Гетман и Вячеслав Горшков признали сумму 50 000 руб. неадекватной и отправили дело на повторное рассмотрение в апелляционную инстанцию (дело № 82-КГ21-3-К7).

Против жителя города Щучье Притобольного района Курганской области Виталия Назаренко в 2016 году были возбуждены уголовные дела, объединенные в одно производство, по ч. 3 и 4 ст. 159 «Мошенничество», ч. 1 ст. 303 «Самоуправство» и ч. 3 ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление». Спустя год следствие признало, что состава преступления по 159 и 303 статьям нет, за Назаренко было признано право на реабилитацию. 15 января Курганский городской суд признал Назаренко виновным по 303-й, но апелляция отменила приговор и отправила дело на новое разбирательство в другом составе суда, который возвратил дело прокурору. Тот уголовное преследование прекратил, опять же за отсутствием состава преступления.

Бывший обвиняемый обратился за компенсацией морального вреда в размере 4 млн руб. Курганский городской суд 7 августа 2019 года сократил сумму в 80 раз, решив взыскать за два с половиной года уголовного преследования 50 000. В апелляции решение устояло 3 декабря 2019 г., без изменения его оставил 26 мая 2020 г. и Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судьи ВС определили, что нижестоящими инстанциями допущены существенные нарушения норм права, в первую очередь, ст. 53 Конституции, которая устанавливает право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Кроме того, по статье 133 УПК право на реабилитацию включает в себя право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, который по ГК выплачивается из казны. 

Судьи ссылаются также на постановление пленума ВС от 29 ноября 2011 г. № 17, которое предусматривает, что при определении размера денежной компенсации морального вреда судам необходимо учитывать продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей и другие обстоятельства, а также требования разумности и справедливости. ЕСПЧ отмечает, что национальные суды должны подробно мотивировать размер компенсации.

«Следовательно, если суд пришел к выводу о необходимости присуждения денежной компенсации, то ее сумма должна быть адекватной и реальной. В противном случае присуждение чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы означало бы игнорирование требований закона и приводило бы к отрицательному результату, создавая у потерпевшего впечатление пренебрежительного отношения к его правам», — отмечает ВС. 

В деле Назаренко все эти нормы не были учтены, вывод не мотивирован в первой инстанции, а апелляция и кассация не устранили нарушения. Верховный суд отменил решения и вернул дело на новое апелляционное рассмотрение в Курганский областной суд.