С 2012 года Леонид Комаров* работает в МВД. В марте 2017-го департамент городского имущества Москвы предоставил ему и семье (жене и сыну) служебную квартиру во временное пользование по договору найма. На жилплощади по месту жительства зарегистрировался сам Комаров и его несовершеннолетний ребенок.
В ноябре сотрудник МВД обратился в отдел по вопросам миграции, чтобы зарегистрировать в квартире свою новорожденную дочь, но получил отказ. Ему объяснили: квартиру дали для временного проживания, поэтому регистрировать ребенка по месту жительства нельзя. Комаров с таким решением не согласился и обратился в суд.
Три инстанции в удовлетворении иска отказали. Суды посчитали выводы отдела по вопросам миграции справедливыми: жилое помещение предоставлено на период службы в МВД, договор найма не бессрочный, поэтому регистрировать дочку в квартире нельзя. Комарова эти выводы не удовлетворили, поэтому он написал жалобу в Верховный суд (дело № 5-КАД22-30-К2).
Тройка судей под председательством Владимира Хаменкова подчеркнула: наниматель служебного жилья может вселить в него других людей в качестве членов своей семьи (Постановление Пленума от 02.07.2009 № 14). Причем не требуется согласие наймодателя на вселение к родителям их несовершеннолетних детей.
Недвижимость предоставлялась семье Комарова, и в ней уже зарегистрирован его несовершеннолетний сын. Отказ в регистрации одного из детей по месту жительства в квартире, где проживают все остальные члены семьи, препятствует реализации права ребенка жить совместно с родителями и воспитываться в семье, нарушает конституционные права Комарова в области защиты семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 и ст. 38 Конституции, ст. 63 СК).
В итоге ВС отменил решения нижестоящих инстанций, признал отказ отдела по вопросам миграции незаконным и обязал зарегистрировать по месту жительства несовершеннолетнюю дочь Комарова в служебной квартире.
* Имя и фамилия изменены редакцией.