ПРАВО.ru
Практика
24 мая 2023, 11:19

ВС подтвердил обязанность испанской Talgo отремонтировать «Стрижи»

Три инстанции признали, что санкции Евросоюза не мешают иностранной компании обслуживать и ремонтировать скоростные электропоезда согласно договору с «Федеральной пассажирской компанией» до 2056 года. ВС подтвердил выводы судов и отказал в передаче жалобы в экономколлегию.

В июле 2022 года Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск дочерней компании РЖД (АО «ФПК») об обязании испанской компании Patentes Talgo — производителя скоростных электропоездов «Стриж» — исполнить контракт на техобслуживание и ремонт семи поездов (дело № А40-84297/2022). Они использовались на маршрутах Москва – Берлин, Москва – Нижний Новгород, Санкт-Петербург – Самара. 

В марте 2022 года Patentes Talgo уведомила АО «ФПК» о прекращении выполнения работ по контракту. Еще испанский производитель сообщил, что не несет ответственности за последствия техобслуживания другими лицами и за невыполнение им работ из-за обстоятельств непреодолимой силы — отсутствия покрытия рисков страховыми полисами по причине введенных Евросоюзом экономических санкций. 

В пользу АО «ФПК» по этому иску с испанского производителя также взыскали убытки в размере 221 млн руб., которые рассчитали исходя из стоимости аренды поездов «Ласточка», заменивших «Стрижей» с марта по июнь из-за их «консервации». Еще российской компании присудили неустойку в сумме 161 млн руб. и астрент в размере 1,4 млн руб. на случай неисполнения Patentes Talgo обязательств по ремонту после вступления решения в силу.

«Дочка» РЖД подала новый иск к производителю поездов «Стриж»

Апелляция и кассация поддержали это решение, и тогда Patentes Talgo пожаловалась в Верховный суд. Отказывая в передаче жалобы на рассмотрение экономколлегии, ВС указал, что введенные экономические санкции — это не обстоятельства непреодолимой силы и они не запрещают испанской компании выполнять техобслуживание и ремонт поездов по договору. Судья ВС Наталья Чучунова согласилась с выводами нижестоящих инстанций, что добросовестный контрагент должен был принять все возможные меры, чтобы продолжать выполнять работы: перестроить логистические цепочки, найти поставщиков запчастей. Тем более что оборудование для обслуживания и ремонта находятся в Москве — в июне 2022 года АСГМ передал их АО «ФПК» в качестве обеспечительных мер по этому иску.

12 мая АСГМ принял к производству новый иск АО «ФПК» к Patentes Talgo (дело № А40-96948/2023). Истец просит признать незаконным расторжение Patentes Talgo в одностороннем порядке договора на техобслуживание и ремонт семи поездов. Предварительное судебное заседание по делу проведет судья Виктор Козловский 26 июня.