Управление ФАС по Новосибирской области выявило картельный сговор между компаниями «Радиационная техника» и «Сибмер». В тендерах, где участвовали только эти компании, цена снижалась максимум на 1%. Если в аукционах помимо них участвовали и другие компании, снижение начальной цены контракта составляло от 49 до 87%.
По мнению судов трех инстанций, управление не объяснило, каким образом действия обществ по совместному участию в аукционах и уклонению от конкурентной борьбы ограничивают конкуренцию на соответствующих товарных рынках (дело № А45-28299/2020). При этом ссылки управления на имеющееся между обществами соглашение суды отклонили, поскольку решили, что наличие такого соглашения не находится в прямой причинно-следственной связи с последующим заключением обществами государственных контрактов по результатам указанных аукционов с минимальным снижением начальной цены.
Тесные деловые отношения между обществами, как указали суды, не препятствие для их совместного участия в торгах, согласились суды. А использование единой инфраструктуры и наличие между компаниями финансовой и кадровой взаимосвязи не свидетельствуют о нарушении антимонопольного запрета.
Верховный суд с решениями нижестоящих инстанций не согласился. Экономколлегия подчеркнула: от участников рынка не следует ожидать, что их картельные договоренности будут зафиксированы в письменной форме либо добровольно раскрыты самими участниками картеля. «Оценивая совместимость поведения хозяйствующих субъектов с требованием конкуренции, необходимо учитывать, что в большинстве случаев наличие антиконкурентного соглашения может вытекать из различных неслучайных совпадений в поведении субъектов, когда их поведение не имеет логичного обоснования», — отметили судьи.
«В большинстве случаев наличие антиконкурентных соглашений может быть подтверждено с помощью косвенных доказательств, которые в своей совокупности и при отсутствии какого-либо другого объективного объяснения могут служить доказательством нарушения правил конкуренции», — подчеркнул ВС.
С учетом этих разъяснений ВС направил спор на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

