ПРАВО.ru
Практика
19 июля 2023, 19:39

ВС определит срок давности по дополнительному требованию

Конкурсный управляющий потребовал взыскать проценты по ст. 395 ГК после признания сделки должника недействительной. Суды отклонили иск и указали, что срок исковой давности уже пропущен. Заявитель настаивает: сделку оспорили вовремя, значит, срок по дополнительному требованию нужно считать по общим правилам. Дело дошло до Верховного суда.

В июле 2020 года Арбитражный суд города Москвы признал компанию «Стройэконландшафт» банкротом и ввел конкурсное производство (дело № А40-261084/2019). В апреле 2021-го кредитор «Стройэконландшафта» попросил суд признать недействительными платежи должника компании «Цветочная компания «Харченко» на сумму 5,9 млн руб. 27 июля АСГМ удовлетворил заявление и взыскал в конкурсную массу заявленную сумму. 

Через три месяца конкурсный управляющий подал в суд заявление о взыскании с «Цветочной компании «Харченко» процентов за пользование чужими средствами в размере 1,15 млн руб. с продолжением их начисления до даты выплаты долга. Компания заявляла о пропуске срока исковой давности. Суд удовлетворил иск, и 9-й ААС поддержал это решение. Но в мае 2022 года кассация отменила судебные акты и отправила спор на новое рассмотрение в АСГМ. В дальнейшем суды трех инстанций отклонили требование управляющего.

Второй обзор практики ВС за 2023 год: главное

Судьи указали, что срок исковой давности по требованию о взыскании процентов идентичен сроку исковой давности по основному требованию и составляет один год. Обращение в суд за защитой основного требования не меняет срок давности по дополнительному. Применительно к сделке «Стройэконландшафта» срок как по основному требованию, так и по дополнительному начал течь с июля 2020 года, то есть с даты признания компании банкротом. Управляющий заявил требование о взыскании процентов уже в октябре 2021-го, когда срок истек.

В жалобе в Верховный суд конкурсный управляющий обратил внимание, что не пропустил срок давности по основному требованию и своевременно оспорил сделку в суде. Поэтому срок по дополнительному требованию (о взыскании процентов) суды должны были исчислять по общим правилам. За каждый день просрочки основного долга у ответчика возникало обязательство по уплате процентов за этот день. Исковая давность по требованию о неустойке должна исчисляться отдельно по каждому дню просрочки. 

Судья ВС Сергей Самуйлов посчитал эти доводы убедительными и передал жалобу в экономколлегию Верховного суда. Судебное заседание назначили на 31 августа.