ПРАВО.ru
Практика
30 августа 2023, 18:42

Бизнес просит мораторий на штрафы за немаркировку интернет-рекламы

В аппарате бизнес-омбудсмена также обратили внимание, что в законе до сих пор нет четкого определения понятия рекламы в интернете.

Эксперты Уполномоченного по защите прав предпринимателей предлагают дать определение интернет-рекламе в преддверии введения штрафов за нарушение ее маркировки, а также прояснить меры ответственности за такие правонарушения. Об этом сообщил руководитель экспертно-аналитического центра бизнес-омбудсмена Антон Свириденко.

На протяжении года вся онлайн-реклама в России маркируется в обязательном порядке. Это относится к большей части рекламных форматов, кроме email-рассылок и push-уведомлений. С 1 сентября вступают в силу штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы. Поправки к КоАП ввели наказание для тех, кто не передает сведения об интернет-рекламе в Роскомнадзор или предоставляет неполную информацию, распространяет сообщения без идентификатора. Штрафы за такие нарушения составят: для граждан — до 100 000 руб., для должностных лиц — до 200 000 руб., для юрлиц — до 500 000 руб., для операторов рекламных данных — до 700 000 руб. 

Штрафы за рекламу и работа такси: что вступает в силу в сентябре

Как отметил руководитель аппарата бизнес-омбудсмена в Рязанской области Максим Майоров, конкретных методических рекомендаций по применению новых требований до сих пор нет, как и четкого определения интернет-рекламы. Эксперт опасается, что это приведет к произвольному правоприменению со стороны контролирующих органов. Еще отмечается, что в контексте финансовых расходов на новую систему в один ряд поставили и блогеров с миллионной аудиторией, и крупные информационные агентства, и мелкие региональные агентства. Расходы бизнеса на отношения с оператором рекламных данных начинаются с 7000 руб. в месяц. Для кого-то эта сумма будет существенной, указывают эксперты.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей в Тюменской области Павла Меньшикова, ФАС не рассматривает предупреждение в качестве первой меры наказания по ст. 14.3 КоАП («Нарушение законодательства о рекламе»). «Ссылаются на то, что они не являются контрольным органом, деятельность которого регулируется законом о госконтроле № 248-ФЗ. Дескать, это нарушение закона о рекламе, поэтому на них норма не распространяется. Судебная практика, правда, такова, что иные первоначальные меры воздействия, помимо предупреждения, отменяются». 

Поэтому эксперт предлагает обратиться в ФАС с предложением либо о введении моратория на привлечение к реальной ответственности за немаркировку интернет-рекламы, либо о разъяснении территориальным управлениям ФАС о том, что возможность применения предупреждения подтверждается арбитражными судами по всей стране.