ПРАВО.ru
Новости
21 ноября 2017, 11:25

Банки не хотят подчиняться финансовым омбудсменам без решения суда

Банки не хотят подчиняться финансовым омбудсменам без решения суда

Банковское сообщество просит смягчить законопроект о финансовых уполномоченных по правам граждан, пишут "Ведомости". Признавать решение омбудсмена кредитные организации намерены только в том случае, если с ним согласны.

Институт финансового омбудсмена создается для досудебного урегулирования конфликтов между гражданами и участниками рынка, поднадзорными Банку России: банками, микрофинансовыми организациями и страховыми компаниями. Законопроект был подготовлен Минфином еще в 2013 году, спустя год прошел первое чтение, после чего подвис в Госдуме. Этим летом финансовое ведомство совместно с ЦБ реанимировало инициативу. Согласно поправкам ко второму чтению, досудебное обращение к уполномоченному становится обязательным, но его решение можно оспорить в суде (см. "Минфин и ЦБ хотят ввести досудебный порядок в спорах с банками, МФО и страховщиками").

Кредитные организации, как и другие участники рынка, обязаны выполнять требования уполномоченных сразу же, даже если намерены впоследствии их оспаривать. Однако банкиры полагают, что такой подход не в полной мере учитывает специфику их деятельности, и просят разрешить им отказываться от исполнения решения омбудсмена, пока свое решение не вынесет суд. Идея обсуждалась с представителями ЦБ. Регулятор возражений не имеет и считает, что ее можно распространить на все финансовые организации.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорит, что поручил подготовить соответствующие поправки. По его словам, если организация выплатит средства клиенту на основании решения омбудсмена, а после сумеет отменить решение в суде, проблематично будет эти деньги вернуть. Но смысл законопроекта был как раз в том, чтобы споры решались оперативно, указывают эксперты.

Законопроект может быть принят уже в эту сессию. МФО и автостраховщики должны начать работать с финансовыми уполномоченными спустя 270 дней после принятия, другие страховщики – спустя 450 дней, а банки и финансовые компании – только с 1 января 2021 года.