57284808Документов
доступно
Поиск по сайту

Исторический документ
О комиссиях для несовершеннолетних

Язык
1 страница

Исторический документ
О наложении взысканий за нарушение постановлений о косвенных налогах в административном порядке

Язык
1 страница
Новости партнеров
Новости
31 января 2010, 13:12

Новый закон о судах и судьях

Новый закон о судах и судьях
Госдума изменяет систему российского судопроизводства

Как ранее сообщалось, 29 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект ФКЗ № 306985-5 "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

Ниже следует текст законопроекта, предоставленный пресс-службой палаты:

" Вносится Президентом Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды (далее — районные суды);

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным законом;

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее -Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") и настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия и порядок деятельности мировых судей, а также порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

1. Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Территориальная подсудность, а также иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, а равно осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Все вступившие в силу решения судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, их должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляет аппарат этого суда.

3. Финансовое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, которое осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и осуществляется аппаратом Верховного Суда Российской Федерации в отношении этого суда и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации — в отношении иных федеральных судов общей юрисдикции.

2. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей производится за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Глава 2. Верховный Суд Российской Федерации

Статья 8. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 9. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

3. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

4. Верховный Суд Российской Федерации:

изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и иными федеральными законами, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда
Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

Статья 10. Состав Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем
составе:

Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

2. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации
вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный
конституционный закон.

Статья 11. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской ФедерацииВ Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 12. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации

1. При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 13. Печатный орган Верховного Суда Российской Федерации

Печатным органом Верховного Суда Российской Федерации является "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

Статья 14. Пленум Верховного Суда Российской Федерации

1. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи, а также другие лица.

В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;

использует в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащее Верховному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, а также положение о нем;

утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора Российской Федерации либо для принятия решения о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

6) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо для принятия решения о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчеты председателей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации о деятельности этих коллегий;

в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации;

9) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;

утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;

принимает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 15. Президиум Верховного Суда Российской Федерации

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители, председатели судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации (по должности) и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.

4. Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 16. Компетенция Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 17. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

1. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из ее председателя и судей Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, дела об административных правонарушениях и уголовные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;

рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

3. Деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Коллегии и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

Статья 18. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации формируются из числа судей Верховного Суда Российской Федерации в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных коллегий утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. 

Статья 19. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

1. В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации образовываются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей коллегии.

Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

3. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно. 

Статья 20. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

вправе на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными
законами.

Статья 21. Председатель Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации, осуществляет следующие функции:

организует работу Верховного Суда Российской Федерации;

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

3) созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;

представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также состав Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации;

5) представляет на утверждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

6) вносит предложения о включении вопросов в повестку дня заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

7) созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;

8) распределяет обязанности между своими заместителями;

9) представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и должности судей других федеральных судов общей
юрисдикции;

10) представляет Президенту Российской Федерации для назначения в установленном порядке: кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации — на должность члена Президиума Верховного Суда Российской
Федерации, кандидатуры — на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также кандидатуры — на должность члена Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

11) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

12) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;

организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем требованиям, предъявляемым к ним Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики, и умаляющем авторитет судебной власти;

назначает на должность и освобождает от должности с согласия Совета судей Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;

вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представление о награждении государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами судей судов общей юрисдикции;

18) руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий;

19) организует работу Суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

20) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда Российской Федерации, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата;

21) представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами и международными организациями;

22) устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда Российской Федерации и контролирует их выполнение;

23) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя Верховного Суда Российской Федерации неоднократно, но не более двух раз подряд.

3. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, наряду с осуществлением полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с распределением обязанностей организуют деятельность судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и осуществляют контроль за работой аппаратов этих коллегий;

председательствуют в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации или поручают это судьям Верховного Суда Российской Федерации, входящим в составы соответствующих коллегий;

информируют Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

4) организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

5) организуют работу по повышению квалификации судей Верховного Суда Российской Федерации и работников аппаратов судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, а также по прохождению стажировки в Верховном Суде Российской Федерации судьями иных судов общей юрисдикции;

6) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет один из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

В случае приостановления или прекращения полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации его полномочия по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации осуществляет другой его заместитель, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 23. Судьи Верховного Суда Российской Федерации

Судьи Верховного Суда Российской Федерации:

1) участвуют в пределах и порядке, установленных федеральными законами, в рассмотрении дел судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации, осуществляют иные процессуальные полномочия;

2) обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения законодательства Российской Федерации;

3) вносят вопросы для обсуждения на заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, участвуют в подготовке проектов постановлений Пленума и по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают их на заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов

Статья 24. Порядок образования и состав верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

президиума суда;

судебной коллегии по гражданским делам;

судебной коллегии по уголовным делам.

3. В случае необходимости при реорганизации федеральным законом верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа федеральным законом может быть создано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Статья 25. Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Статья 26. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — президиум суда) образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Президиум суда:

рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в силу решения районных судов и мировых судей и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

утверждает по представлению председателя соответствующего суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Порядок работы президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим на заседании президиума суда.

4. Иные вопросы порядка деятельности президиума суда регулируются регламентами верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Статья 28. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа формируются из числа судей соответствующего суда в составе председателя соответствующей судебной коллегии и членов коллегии. Составы указанных коллегий утверждаются президиумом суда.

2. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

3. Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают:

1) в качестве суда первой инстанции — дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда
автономного округа;

в качестве суда апелляционной инстанции — дела по жалобам (представлениям) на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;

дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам — в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Статья 29. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

распределяет обязанности между своими заместителями, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей;

9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению
квалификации работников аппарата суда;

регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Статья 30. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд.

Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

1) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

2) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий суда;

3) в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия, предусмотренные пунктами 3-5 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона.

4. В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя суда.

Статья 31. Председатели судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

1) председательствуют на заседаниях судебной коллегии или назначают председательствующего из числа членов коллегии;

2) осуществляют руководство работой судебной коллегии;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел на заседаниях судебной коллегии;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегии;

5) вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Глава 4. Районные суды

Статья 32. Создание районного суда

Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Статья 33. Состав районного суда

1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. В случае реорганизации районного суда федеральным законом в его составе может быть создано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания районного суда.

Статья 34. Компетенция районного суда

Районный суд рассматривает все уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

В случаях, установленных законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

Районный суд вправе на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы (представления) на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда

1. Председатель районного суда и его заместитель назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда, наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. Заместитель председателя районного суда, наряду с осуществлением полномочий судьи, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя районного суда полномочия председателя районного суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае временного отсутствия судьи районного суда и невозможности его замены судьей этого же суда исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного суда председателем вышестоящего суда.

Глава 5. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
Статья 37. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляет аппарат этого Суда.

3. Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

Аппарат федерального суда общей юрисдикции действует под руководством председателя соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Численность работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

4. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными служащими, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины.

Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации.

5. Деятельность мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 39. Функции аппарата суда общей юрисдикции

1. Аппарат суда общей юрисдикции:

принимает и выдает документы;

удостоверяет копии судебных документов;

производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

контролирует уплату судебных пошлин и сборов;

5) проводит организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении к осуществлению правосудия присяжных заседателей;

обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

осуществляет хранение дел и документов;

обобщает данные судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

осуществляет прием граждан.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 40. Символы государственной власти в судах общей юрисдикции

1. На зданиях федеральных судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний — помещаться флаг и изображение герба субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях.

3. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение
Государственного герба Российской Федерации, а также могут помещаться флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии либо имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 41. Печать и правовой статус федерального суда общей юрисдикции

1. Федеральный суд общей юрисдикции имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов являются юридическими лицами.

3. Полномочия юридического лица в отношении районных судов реализуются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 42. Место пребывания судов общей юрисдикции

Местом постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации — город Москва.

Судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный Суд Российской Федерации может проводить заседания в других местах, если он сочтет это необходимым.

Местом постоянного пребывания верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Местом постоянного пребывания судов городов федерального значения являются город Москва и город Санкт-Петербург.

Место постоянного пребывания судов Ленинградской области и Московской области определяется председателями указанных судов с учетом мнения органов исполнительной власти Ленинградской области и Московской области.

4. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа может проводить заседания и в других населенных пунктах в пределах своей территориальной подсудности, если он сочтет это необходимым.

Местом постоянного пребывания районного суда является районный центр либо иной населенный пункт, определяемый председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа с учетом мнения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районный суд может проводить заседания и в других населенных пунктах в пределах своей территориальной подсудности, если он сочтет это необходимым.

Места постоянного пребывания мировых судей определяются законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом мнения председателя районного суда общей юрисдикции.

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 части 1 статьи 10, статьи 17 и пункта 2 части 3 статьи 28 настоящего Федерального конституционного закона.

Пункт 3 части 1 статьи 10, статья 17 и пункт 2 части 3 статьи 28 настоящего Федерального конституционного закона в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам вступают в силу с 1 января 2012 года.

Пункт 3 части 1 статьи 10, статья 17 и пункт 2 части 3 статьи 28 настоящего Федерального конституционного закона в части производства в судах апелляционной инстанции по уголовным делам вступают в силу с 1 января 2013 года.

С 1 января 2012 года до 1 января 2013 года функции Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел выполняет Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона:

раздел
I, главы первую — четвертую, статьи 52, 53, пункты 1, 2, 4 — 6 статьи 54, статьи 55 — 57, пункты 1 — 4, 5 (в части Президиума Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации), 6 и 7 статьи 58, статьи 59 — 62, 63, 64, пункты 1 — 9, 10 (в части судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации), 11 и 12 статьи 65, статьи 66, 67 (в части судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации) и 68 главы пятой раздела II, раздел III, статью 77, части первую — четвертую, часть пятую (в части судебных коллегий и отделов Верховного Суда Российской Федерации), части шестую и седьмую статьи 78 и статью 79 раздела IV Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976);

Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 года №2869-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №27, ст. 1560);

3) Закон Российской Федерации от 3 июля 1992 года № 3200-1 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1794);

Закон Российской Федерации от 16 июля 1993 года № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1313);

Федеральный закон от 28 ноября 1994 года № 50-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27, 32 и 61 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3300);

статью 2 Федерального закона от 2 июля 2003 года № 88-ФЗ "О создании и об упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменения в статью 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2702);

7) статью 2 Федерального закона от 7 мая 2009 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и в статью 66 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 19, ст. 2273).

6. Признать утратившими силу с 1 января 2013 года:

Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976);

Федеральный закон от 4 января 1999 года № 3-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 5).

 

Президент Российской Федерации "



Тема: Судебная реформаСудебная система
Гос.орган: Госдума РФ
Суд: Верховный суд РФ
  
Разместить на:

16+

Самое читаемое
Лебедев предложил изменить ГПК И АПК
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев предложил ряд поправок в ГПК и АПК, которые были направлены в ВС делегатами Всероссийского съезда судей. Инициативы он озвучил, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС.
Верховный суд отчитался о зарплатах руководства, судей и аппарата
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, согласно декларации за 2016 год, заработал почти 11,4 млн руб.
ВККС отказала в переназначении судье, устроившей застолье в своем кабинете
ККС Краснодарского края оборвала карьеру Елены Никулиной, мирового судьи из Армавира, отказав той в рекомендации на переназначение. Поводом для этого стала обнародованная фотография, на которой судья вместе с коллегами празднует 8 марта в зале заседаний на фоне символов государственной власти.
Дисциплинарная коллегия ВС вернула судье право на ошибку
Судью областного суда с 15-летним стажем без замечаний и предупреждений лишили полномочий за решение по одному-единственному делу. Какие ошибки допустил судья, разобралась дисциплинарная коллегия ВС.
Верховный суд защитил адвокатскую тайну
В 2016 году Минюст утвердил форму адвокатского запроса. Последний, среди прочего, должен содержать данные защитника и информацию о том, в чьих интересах он действует. Но адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов посчитали, что требование указывать подобные сведения противоречат положениям закона "Об адвокатской деятельности", так как разглашают профессиональную тайну.
Верховный суд разобрался, какой судебный акт по делу следует считать последним
Экономколлегия ВС выясняла, с какого момента следует считать срок подачи заявления о взыскании судебных расходов – с даты вынесения постановления окружного АС или определения ВС об отказе в принятии жалобы.
Верховный суд не вернул мантию судье-"путешественнику"
Мировой судья из Краснодарского края возмутился системой распределения дел в регионе между ним и его коллегами. Вскоре после этого в отношении судьи назначили две проверки. Обе выявили целый "букет" нарушений у мирового судьи в делопроизводстве и не только. Краевая ККС лишила судью полномочий, тогда служитель Фемиды попытался вернуть себе мантию в ДК ВС.
СКР получил судью, которую подозревают в незаконной передаче земли на 970 млн руб.
По версии следствия она изготовила 16 поддельных решений, которым передала право собственности на земельные участки стоимостью более 970 млн руб.
Нужна ли представителю лицензия: юристы оценили инициативу Михаила Барщевского
Михаил Барщевский предложил ввести лицензирование для участия в судебных спорах, чтобы защитить клиентов от недобросовестных юристов. "Право.ru" спросило, что об этом думают сами представители юридического сообщества.
Юристы оценили идею правительства подавать судебные иски через портал госуслуг
Суддепартаменту при ВС и Минэкономики поручили подготовить поправки, благодаря которым россияне смогут подавать иски в суд через личный кабинет на портале госуслуг. Юристы в целом положительно оценили инициативу, однако нашлись и те, кто не увидел необходимости в таком новшестве, сославшись на проверенные "Мой арбитр" и ГАС "Правосудие".
Верховный суд указал, когда новая кадастровая стоимость влияет на арендную плату
Экономколлегия ВС разбиралась в споре Департамента земельных отношений Приморского края и компании, арендующей у него участок, находящийся в неразграниченной госсобственности.
ВККС рекомендовала 13 судей на руководящие посты в региональные СОЮ
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 27 заявлений от претендентов на 16 руководящих должностей в судах общей юрисдикции. Отказ получили 12 кандидатов, рассмотрение еще одного заявления отложено, другое отозвано.
Верховный суд разрешил должникам не платить по сверхлимитному микрозайму
Определение было вынесено по кассационной жалобе МФО "АСД-финанс", которая пыталась изъять у должника два земельных участка и дом.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (22.05)
ФПА выступила против идеи освободить судей от необходимости зачитывать текст приговора. По мнению защитников, это подорвет как независимость судов, так и доверие граждан к судебной системе. - Новым представителем РФ при ЕСПЧ стал замглавы Минюста Михаил Гальперин. - ВС признал незаконным предоставление МФО займов на суммы свыше 1 млн руб. под залог недвижимости.
ВККС выбрала кандидата в председатели ВС Дагестана из 10 претендентов
Высшая квалифколлегия отказала в рекомендации действующим судьям ВС РД, отдав предпочтение Руслану Исаеву – руководителю одного из райсудов Махачкалы.
Верховный суд определит судьбу внутрикорпоративных займов в банкротстве
Займы между аффилированными компаниями – это распространенный способ не делиться со сторонними кредиторами в банкротстве. Как с этим бороться, расскажет Верховный суд.
В Думе предложили новые способы борьбы с "письмами счастья" от ГИБДД
Депутаты от фракции ЛДПР внесли на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, которые освобождают от штрафа собственника автомобиля, если в течение 15 дней он сумеет доказать, что за рулем находился другой человек.
ВККС дала рекомендации кандидатам на судейские должности в арбитражи
Сегодня Высшая квалификационная коллегия судей рассмотрела 25 заявлений от судей арбитражей, желающих уйти на повышение в вышестоящие суды. Рекомендации получили все, кроме четверых претендентов, отозвавших свои заявления.
Екатерина Тягай: "Сегодняшние студенты юрфака не пасуют перед старшими"
Лидер юррекрутинга Major, Lindsey & Africa в своем недавнем исследовании выявил, что для молодых юристов американских юрфирм деньги – не главное. "Право.ru" узнало у директора института бизнес-права МГЮА Екатерины Тягай, аналогичные ли приоритеты у их юных российских коллег. Кроме того, собеседник рассказала о главных тенденциях и проблемах юробразования в РФ.
Президент отклоняет каждого четвертого кандидата в судьи
Начальник Управления президента по вопросам государственной службы и кадров Антон Федоров, выступая сегодня на семинаре-совещании глав региональных ККС, рассказал, что с момента рекомендации до назначения судьи проходит 9 месяцев, а должность получают лишь 3/4 претендентов.
Управделами президента заработал за год более 21 млн руб.
У Александра Колпакова, в частности, в собственности находятся два земельных участка площадью 3700 кв. м и 1550 кв. м и два жилых дома общей площадью 416 кв. м.
Суддеп: судей обяжут по-новому отчитываться о доходах
Начальник Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном суде РФ Валерий Бородулин рассказал сегодня, что в прошлом году была проведена проверка сведений о доходах в отношении 154 судей.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (23.05)
Минюст определился с применением принципа one in – two out: следить за тем, учел ли разработчик нового правила отмену двух старых, будет Минэкономразвития. - Составлен рейтинг эффективности региональных госзакупок: по показателю экономности лидирует Крым, замыкают список Чечня и Дагестан. - Правительство одобрило законопроект о лишении террористов гражданства.
В 2016 году мантий лишились 26 судей
Зампред Верховного суда РФ, председатель Дисциплинарной коллегии (ДК) Сергей Рудаков рассказал, что в прошлом году мантий за дисциплинарные проступки были лишены 26 российских судей. ДК за это же время рассмотрела 86 жалоб, 23 из них касались досрочного прекращения полномочий.
Президент предложил повысить зарплаты "неуказным" бюджетникам
На вчерашнем совещании с членами правительства Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты бюджетников, которые пять лет назад не попали под действие так называемых "майских указов". "Разморозят" ли при этом зарплаты госслужащих, военных и судей, неизвестно.
Госдума вводит марки для голосования и переносит выборы президента
Законопроект о переносе выборов президента РФ был сегодня принят Госдумой во втором чтении. Соответствующий документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
ВККС рекомендовала шестерых зампредов в арбитражи
Двенадцать судей просили Высшую квалифколлегию рекомендовать их на должности заместителей председателей в арбитражи, однако одобрение получили только шестеро, пятерым отказали, а рассмотрение еще одной кандидатуры перенесли на июль.
ВККС рекомендовала 15 руководителей и судей в военные суды
ВККС рассмотрела 20 заявлений от кандидатов на руководящие и судейские должности в военные суды: один кандидат получил отказ, четверо претендентов свои заявления отозвали.
Титов предложил к 2019 году назначить судьями 1000 адвокатов и прокуроров
Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов выступил с предложением расширить полномочия прокуроров в уголовных делах, с такой инициативой он выступил на конференции "Федеральный ситуационный анализ по обсуждению ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей".
Барщевский предложил ввести специальные лицензии для работающих в суде юристов
Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский выступил с идеей ввести специальные лицензии для тех юристов, которые хотят защищать людей в судах.
МВД ужесточает наказание за отказ водителей проверяться на алкоголь
Разработаны поправки в КоАП, усиливающие ответственность для водителей, которые отказываются проходить медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.
Зампредседателя Нижегородского облсуда может стать главой АС ВВО
Высшая квалифколлегия судей рассмотрела 12 заявлений на 10 председательских должностей в арбитражные суды. Двоим претендентам отказали, рассмотрение еще двух кандидатур отложили. А все три претендента на кресло главы 1-го ААС отозвали свои заявления.
Верховный суд решил, в каком случае арендатор может не платить за пользование землей
Имеет ли право арендодатель требовать от арендатора уплату средств за пользование земельным участком, на котором располагается недвижимость, если это не оговорено в договоре, решала экономколлегия Верховного суда.
Верховный суд одобрил заочный арест скрывающейся в США судьи АСГМ
После того, как ВККС дала согласие на возбуждение против Ирины Барановой уголовного дела, та покинула Россию.
Как это работает: новые приказы МВД для автошкол и ГИБДД
Теперь экзамены на права официально можно сдавать на площадках и машинах автошкол. Такая практика была и раньше, но её закрепили приказами МВД, которые вступят в силу 26 и 27 мая. Что еще нового есть в этих приказах, какие могут возникнуть проблемы и что конкретно изменится в процессе сдачи экзамена, "Право.ru" вместе с "Гильдией автошкол" объясняют в карточках.
ВС решил, с какого момента отсчитывать срок давности правонарушения
Центробанк подал иск об административном правонарушении страховой компании "Согаз", которая с опозданием выплатила компенсацию пострадавшему в ДТП водителю. Дело дошло до Верховного Суда, где страховщик пытался доказать, что срок привлечения его к ответственности истек, и штраф ему назначили незаконно.
Депутаты выступили против конфискации имущества родственников коррупционеров
Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал депутатам отклонить законопроект, внесенный эсерами.
Экс-глава АСГМ не будет претендовать на председательское кресло в 1-м ААС
Сегодня ВККС должна была рассмотреть заявления от трех претендентов на председательскую должность в 1-й ААС, однако все они, включая бывшего председателя Арбитражного суда города Москвы, отозвали свои заявления.
Башкирских судей наказали за опоздание с отчетом о доходах
Сегодня ВККС рассмотрела жалобы трех судей ВС Башкортостана, которых по обращению Совета судей наказали замечаниями за несвоевременное представление деклараций о доходах и имуществе за 2015 год.
КС вступился за лиц без гражданства, которых выдворяют из РФ
В России человека, у которого нет гражданства невозможно выдворить за пределы страны, поэтому он может бессрочно находиться в центре временного содержания. Сегодня Конституционный суд постановил этот порядок изменить.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (25.05)
Верховный суд разрешил не раскрывать в адвокатском запросе имя доверителя и обоснование необходимости получения информации, в ходе тяжбы ФПА поддерживать истцов-адвокатов не стала. - Доля компаний, которые подчиняют крупные сделки российскому праву, за пять лет выросла с 10 до 24%, но бизнес до сих пор отпугивает недоверие к судам, говорится в исследовании ЕПАМ.
Росгвардия отчиталась о доходах и имуществе своих сотрудников
Тройку богатейших сотрудников ведомства замыкает его директор Виктор Золотов – в прошлом году он заработал 6,7 млн руб.
"Мегафон" предложил клиентам три варианта компенсации за сбой связи
Юристы оценили шансы абонентов добиться от оператора денежной компенсации в случае обращения с иском в суд.
Лебедев: научите судей заполнять анкеты
Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, выступая на семинаре-совещании глав региональных ККС, заявил, что ежегодно президентской кадровой комиссией отклоняется в среднем 15–20% кандидатов в судьи, в основном из-за того, что те предоставили неверные сведения о доходах.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (24.05)
ЦБ меняет базовые тарифы и коэффициенты ОСАГО: страховка для малоопытных молодых водителей существенно подорожает, безаварийные граждане будут платить меньше. - Верховный суд направил на пересмотр выигранное клиентом "Траста" дело о кредитных нотах. - Первые иски к столичным властям из-за реновации уже поступили в суд. По мнению заявителей, закон нарушает Конституцию.
Депутаты просят правительство объяснить бонусы для топ-менеджмента "Роснефти" и "Газпрома"
Обращаться в сами компании парламентарии не стали, опасаясь вступить с ними в длительную переписку, которая не даст результатов.
Начальники режимных объектов МВД уволены из-за утраты доверия
Начальник ГУ МВД по Москве уволил руководство четвертого управления МВД, которое занимается расследованиями на предприятиях космической и атомной отраслей.
ФБК уличил бизнесмена Пригожина в организации картеля на 23 млрд руб.
Евгения Пригожина окрестили "поваром Путина", поскольку компания "Конкорд М", которой он владеет, занимается поставками питания для Управления делами президента.
Бастрыкин отчитался о доходах за 2016 год
Доход председателя Следственного комитета РФ за прошлый год составил 7,9 млн руб., следует из опубликованных на сайте ведомства сведений.
Путин прокомментировал обыски у худрука "Гоголь-центра"
Вопрос о том, для чего проводились следственные мероприятия, задал президенту худрук "Театра наций" Евгений Миронов.
Следователи по делу Захарченко объявили в розыск полковника ФСБ
Сотрудника ФСБ Дмитрия Сенина, приходящегося шурином арестованному полковнику МВД, объявили в розыск по подозрению в дезертирстве.
Верховный суд запретил требовать от поставщика и возврат предоплаты, и неустойку
Экономколлегия ВС разъяснила, может ли покупатель, который ранее взыскал с поставщика предоплату за непоставленный товар, потребовать еще и выплаты договорной неустойки.
Минфин согласился выделить 0 руб. на составление списков присяжных для райсудов
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Александр Гусев, выступая на семинаре-совещании с главами региональных ККС, заявил, что Министерство финансов отказывается выделять средства на реализацию института присяжных в райсудах.
Верховный суд отменил наказание "Почте России" за задержку письма
Верховный Суд разъяснил срок давности по административному нарушению "Почты России", которая опоздала на два дня с доставкой заказного письма.
Задержан вице-губернатор Краснодарского края
По версии следствия, он организовал схему перевода денег застройщику перинатального центра в Сочи через кредит Кубанского универсального банка, у которого нет лицензии.
Суд выяснит, правильно ли Apple указывает объем памяти телефонов
Пресненский суд Москвы назначил экспертизу iPhone после того, как покупатель обвинил компанию Apple в обмане с объемом памяти смартфона.
Важнейшие правовые темы в прессе – обзор СМИ (26.05)
Минфин не поддержал предложение бизнеса о предельно допустимом уровне налоговой нагрузки, на который можно будет ориентироваться при любых реформах. Комиссар Совета Европы вмешался в процесс по жалобе на закон об иноагентах. ФТС намерена сделать из таможенников офисных работников. Единую методику расчета бонусов для топ-менеджмента госкомпаний отправили на доработку.
Глава ВККС: за четыре года судей 896 раз привлекали к дисциплинарной ответственности
В 2013–2016 годах количество решений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности уменьшилось на четверть, а число заявлений от претендентов на судейские должности почти не изменилось.
Главу Савеловского райсуда рекомендовали на пост зампреда в Мосгорсуд
Председатель МГС Ольга Егорова, которая пришла на заседание, пояснила, что Наталья Афанасьева – прекрасный судья цивилист и справится с обязанностями заместителя по гражданским делам.
СПЧ предложил Путину провести первую в истории административную амнистию
Михаил Федотов утверждает, что реализация инициативы облегчить жизнь миллионов граждан, например, водителей, лишенных прав, и граждан, совершивших экономические правонарушения.
Совфед уточнил сроки предъявления исполнительных документов
Поправки призваны предотвратить злоупотребления процессуальным правом со стороны взыскателя, которые приводят к затягиванию сроков предъявления исполнительных документов.
Путин назначил замминистра юстиции уполномоченным России при ЕСПЧ
Предшественником Михаила Гальперина на посту уполномоченного РФ при ЕСПЧ был Георгий Матюшкин. Он занимал эту должность с 5 августа 2008 года по 29 марта 2017 года.