Государственная Дума приняла к рассмотрению законопроект № 332033-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных", внесенный председателем Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным.
Как говорится в пояснительной записке к документу, проект ФЗ разработан в целях уточнения порядка обработки судебным приставом полученных им персональных данных физических лиц, а также согласования законодательства об исполнительном производстве с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся к физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное положение, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Согласно пункту 3 той же статьи обработкой персональных данных являются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение.
Как следует из положений статей 12 и 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах", статей 64, 65, 67, 70 и других Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях принудительного исполнения исполнительных документов судебные приставы-исполнители наделены широкими полномочиями по сбору и использованию данных о личности и имущественном положении физических лиц: они вправе получать о них любую информацию, необходимую для исполнения ими своих профессиональных обязанностей, входить в помещения и осматривать их (то есть получать информацию о находящемся в этих помещениях имуществе физических лиц), объявлять розыск должника и его имущества (то есть устанавливать персональные данные о месте нахождения должника, составе и местонахождении его имущества), проверять документы, удостоверяющие личность, запрашивать различные органы и организации в отношении имущества должника, распространять сведения о персональных данных должников при ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации, при наложении ареста на имущество и т.д.
Вместе с тем, в указанных положениях федеральных законов не конкретизировано, что права судебного пристава по сбору и обработке информации в отношении должника и принадлежащего ему имущества распространяются также на физических лиц (хотя это вытекает, в частности, из части 1 статьи 49 ФЗ "Об исполнительном производстве"), что в свете Федерального закона "О персональных данных" создает некоторые осложнения в получении судебным приставом-исполнителем необходимой информации в некоторых органах и организациях.
Кроме того, в этих положениях федерального законодательства недостаточно последовательно и полно указаны принципы и условия получения и обработки персональных данных, как того требуют статьи 5 и 6 Федерального закона "О персональных данных".
Для разрешения указанных недоразумений проектом предусматривается внесение дополнения в статью 14 Федерального закона "О судебных приставах", уточняющего, что информация, которую обязаны представлять судебному приставу органы, организации, должностные лица и граждане, может содержать персональные данные физических лиц.
Проектом также предлагается дополнить статью 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" частью 3, уточнив принципы и условия обработки персональных данных судебным приставом-исполнителем.
Реализация данного проекта позволит осуществлять обработку персональных данных органом принудительного исполнения в соответствии с основополагающими принципами работы с персональными данными, установленными Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".
Базовые принципы обработки персональных данных регламентированы Конвенцией Совета Европы "О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" от 28 января 1981 г. (участниками Конвенции являются Австрия, Италия, Испания, Финляндия, Швеция, Норвегия и другие государства-члены Совета Европы), согласно статье 9 которой отступления от предусмотренных статьями 5, 6 и 8 указанной Конвенции гарантий для субъекта персональных данных при обработке его персональных данных допускается, когда это предусматривается законом и является необходимой мерой в демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественного порядка, валютно-кредитных интересов государства, а также защиты прав и свобод самого субъекта персональных данных и других лиц. Российской Федерацией Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных", согласно которому Россия приняла обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с европейскими стандартами защиты прав субъектов персональных данных.
Автор законопроекта отмечает, что государства-участники Конвенции, принимая необходимые меры в рамках своего внутреннего законодательства в целях придания юридической силы основным принципам защиты персональных данных, в полной мере используют положение статьи 9 Конвенции, предусматривая в национальном законодательстве упрощенный порядок работы органов принудительного исполнения с персональными данными физических лиц. Так, в Швеции специальное разрешение на получение персональных данных (санкция суда) действует только для тех граждан, которые "чисты" перед законом и судом. В иных случаях, совершение лицом административного, уголовного или иного нарушения закона предполагает получение, использование, распространение персональных данных данного лица соответствующими органами в рамках осуществляемой деятельности без дополнительных ограничений и разрешений.