ПРАВО.ru
Новости
28 апреля 2010, 12:19

ВС: судьи обязаны устанавливать причастность к высшей преступной иерархии

ВС: судьи обязаны устанавливать причастность к высшей преступной иерархии
Даже по новому закону привлечь к ответственности преступного авторитета непросто, объясняет адвокат Владимир Жеребенков (справа): надо еще запротоколировать его действия по созданию преступного сообще фото ИТАР-ТАСС

Верховный суд (ВС) готовит разъяснение, как судить лидеров преступного мира за участие в сходках. Главная проблема — кого относить к лидерам и как это доказывать, пишут "Ведомости".

Участие в сходке криминальных лидеров следует считать уголовным преступлением, если там решали вопросы, связанные с планированием или организацией преступной деятельности. Такое разъяснение готовит пленум Верховного суда (ВС), обсудивший вчера практику рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества.

ВС обращался к этой теме в 2008 году, напомнил секретарь пленума Владимир Дорошков. Разъяснения возымели эффект: в 2009 году число дел об организации преступного сообщества выросло на 70% — с 98 в 2008 году до 164 в 2009 году. В конце прошлого года в Уголовный кодекс внесли поправки об усилении борьбы с оргпреступностью, и ВС приходится возвращаться к этой теме.

Президентский закон не только ужесточил ответственность за организацию такого сообщества, но и ввел дополнительные наказания: за "разработку планов и условий для совершения преступлений", раздел сфер преступного влияния и доходов, участие в собрании руководителей организованного криминалитета.

Уголовная ответственность за создание сообщества наступает уже с момента фактического создания организации, а не когда ее участники что-либо совершат, говорится в проекте постановления ВС. Суд считает, что неосведомленность кого-либо из участников сообщества о преступлениях, совершенных другими членами группировки, не освобождает от ответственности.

Судьи обязаны "устанавливать, занимает ли лицо высшее положение в преступной иерархии". Но как доказывать причастность к высшей иерархии, беспокоился начальник следственного управления Госнаркоконтроля Петр Ищенко.

Необходимо дать более точное определение такого термина, согласился начальник управления СК МВД Игорь Цоколов: можно, например, указать, что это лицо, имеющее авторитет в преступной среде, выступающее в качестве ее идеолога и организующее сбор средств на "подведомственной территории".

Вчера украинские милиционеры задержали в киевском аэропорту Борисполь одного из самых известных российских воров в законе — Аслана Усояна (Дед Хасан) по подозрению во въезде по фальшивым документам. У российских правоохранительных органов к Усояну претензий нет. Как сообщил источник в МВД России, уголовных дел в отношении его сейчас не расследуется.

Даже по новому закону привлечь к ответственности преступного авторитета непросто, объясняет адвокат Владимир Жеребенков: надо еще запротоколировать его действия по созданию преступного сообщества. Предпочитают "находить" в его карманах наркотики или патроны.

Глава СКП РФ Александр Бастрыкин отметил 6 апреля, что наряду с положительными тенденциями в борьбе с организованной преступностью существует ряд факторов, затрудняющих сбор доказательств, необходимых для привлечения к уголовной ответственности лидеров преступных сообществ. К таким факторам в первую очередь относится высокая степень законспирированности деятельности их главарей. Члены одного структурного подразделения преступной организации зачастую не всегда осведомлены о наличии других подразделений. Кроме того, расследование этих преступлений осложнено их межрегиональным характером, многоэпизодностью, участием значительного числа лиц, большим объемом исследуемого материала. Вместе с тем, уже наработан положительный опыт расследования преступлений этой категории, который необходимо внедрить в деятельность всех следственных управлений.

Так следственным управлением по Новгородской области завершено расследование уголовного дела в отношении 19 членов преступного сообщества под руководством Константина Фокина, занимавшихся автоугонами дорогостоящих автомобилей. Им предъявлено обвинение в совершении 215 преступлений. Следственные действия выполнялись на территории 24 субъектов Российской Федерации. Практика показывает, что при расследовании уголовных дел данной категории нередки случаи противодействия следствию лицами из окружения обвиняемых, оказывается давление на свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства.