ПРАВО.ru
Новости
18 июня 2010, 17:47

Генпрокуратура обвинила Минобрнауки в потворстве буддизму

Генпрокуратура обвинила Минобрнауки в потворстве буддизму
В учебнике "Основы буддизма" объясняются причины истинности указанного вероучения, то есть превосходства данной религии над другими

Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес Министра образования и науки РФ представление об устранении нарушений законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, сообщила пресс-служба Генпрокуратуры.

Генпрокуратура провела проверку исполнения законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, языках народов Российской Федерации, в том числе соблюдения конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедования в образовательной сфере, в деятельности Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования. В ходе проверки выявлены многочисленные факты нарушения закона в указанной сфере.

Как установлено, одной из причин имеющихся случаев дискриминации граждан в системе образования в зависимости от национальности и языка является ненадлежащее нормативное правовое регулирование.

В частности, согласно действующей Инструкции о ведении школьной документации, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 27 декабря 1974 года № 167, в личном деле учащегося должно содержаться указание на национальность последнего. Это прямо противоречит ст. 26 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Еще один факт дискриминации по национальному признаку был выявлен в негосударственном образовательном учреждении "Школа-сад "Менахем" Санкт-Петербурга, где в качестве одного из обязательных условий зачисления являлась национальность ребенка.

Министерством образования и науки РФ до настоящего времени не обеспечено должное исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. № 16-П в части определяющей изучение родного (нерусского) языка без ущерба федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Не в полном объеме реализуются полномочия по утверждению порядка проведения экспертизы учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования. Так порядок проведения экспертизы учебников для предметов иных компонентов государственного образовательного стандарта до сих пор не регламентирован. Как следствие такого положения, к примеру, в общеобразовательных учебных заведениях Республики Калмыкия используется учебник "Основы буддизма", в котором объясняются причины истинности указанного вероучения, то есть превосходства данной религии над другими. Такой подход к обучению может провоцировать религиозную рознь и послужить поводом для конфликтов на религиозной почве.

Также до настоящего времени не утвержден порядок выдачи образовательными упреждениями сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку, который необходим иностранным гражданам для приема в гражданство Российской Федерации.

Минобрнауки России не в полной мере реализует полномочия по установлению порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения.

Допускаются нарушения закона при разработке и реализации отдельных федеральных целевых программ. В частности, внедренная система фильтрации не обеспечивает полной защиты от беспрепятственного доступа учащихся на школьных компьютерах, подключенных к интернет-ресурсам, к сайтам экстремистской и иной запрещенной направленности. Отсутствие системы контентной фильтрации на компьютерах образовательных учреждений либо использование контент-фильтров, не отвечающих требованиям надежности и не ограничивающих доступ к информационным ресурсам нежелательного содержания, в том числе экстремистского характера ("как сделать бомбу", "как вступить в сообщество против евреев" и др.), установлено в Еврейской автономной области. Аналогичные нарушения при использовании сети Интернет были выявлены в библиотеках образовательных учреждений, где также отсутствовали устройства и технологии, предназначенные для защиты несовершеннолетних от негативной информации (Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Саратовская, Самарская области, города Москва и Санкт-Петербург и др.).

По представлениям прокуроров должностные лица органов управления образованием и руководители образовательных учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности.

Выявлены и другие факты нарушения федерального законодательства. В частности, иностранные граждане нередко зачисляются в вузы Российской Федерации без представления надлежащих документов. Вместо свидетельств об эквивалентности документов об образовании иностранных государств, необходимых в таких случаях, в личных делах иностранных студентов имеются направления Управления международного образования и сотрудничества Рособразования либо экспертные заключения, выданные отделами международных связей вузов.

По результатам проверки Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес Министра образования и науки РФ представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, а также причин и условий, им способствовавших.

Рассмотрение представления находится на контроле Генеральной прокуратуры.