ПРАВО.ru
Новости
23 июня 2010, 14:19

Медведев раскритиковал одобренный Госдумой законопроект об образовании и науке

Медведев раскритиковал одобренный Госдумой законопроект об образовании и науке
Президент забраковал принятый Госдумой законопроект об образовании и науке

Президент России Дмитрий Медведев направил председателю Государственной Думы Борису Грызлову заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ и Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников", принятый Госдумой в первом чтении 21 мая 2010 года, сообщила пресс-служба главы государства.

Полный текст заключения:

Проектом федерального закона №347349-5 "О внесении изменений в Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ и Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“ в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников" (далее — законопроект) предлагается установить статус Высшей аттестационной комиссии и ее полномочия, касающиеся присвоения, лишения и восстановления ученых званий и ученых степеней.

Кроме того, законопроектом уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и в сфере научной и научно-технической деятельности, касающиеся выдачи, подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании и об ученых степенях и ученых званиях.

В целом законопроект может быть поддержан.

В то же время по законопроекту имеются следующие замечания.

1. Законопроект посвящен прежде всего вопросам, касающимся регулирования порядка присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об ученых званиях и ученых степенях, С учетом этого из наименования законопроекта следует исключить слова "в части государственной аттестации научных и научно-педагогических работников", поскольку, как представляется, государственная аттестация научных работников не ограничивается присуждением им ученых степеней и ученых званий профессора по специальности и доцента по специальности.

2. Законопроектом предлагается указать в пункте 1 статьи 23 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном, образовании" (далее — Закон о высшем образовании), что признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (далее -Закон о науке).

Вместе с тем согласно законопроекту в Законе о науке будет установлен только орган, осуществляющий указанные действия и определяющий их порядок,

В то же время определение понятий "признание документов иностранных государств" и "установление эквивалентности документов иностранных государств", в том числе и об ученых степенях и ученых званиях, а также вопросы о затратах на проведение экспертизы а целях признания и установления эквивалентности документов иностранных государств, которые относятся к порядку осуществления этих действий, содержатся в статье 23 Закона о высшем образовании.

В связи с этим представляется, что законопроект в части внесения изменений в Закон о науке требует дополнения, более подробно регулирующего вопросы признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, либо предложенное в законопроекте изменение в пункт 1 статьи 23 Закона о высшем образовании необходимо исключить.

3. В соответствии с вносимыми законопроектом в пункт 3 статьи 4 Закона о науке изменениями федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, обладает правом создания советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук, установления и изменения состава этих советов, установления полномочий советов, приостановления, возобновления и прекращения их деятельности.

Вместе с тем в целях соблюдения принципа автономности в деятельности высших учебных заведений представляется необходимым отразить в законопроекте, что названный федеральный орган исполнительной власти реализует полномочия по созданию указанных советов, установлению и изменению составов этих советов и установлению их полномочий по представлению соответствующих образовательных учреждений и научных организаций.

4. В пункте 3 предлагаемой законопроектом статьи 61 "Высшая аттестационная комиссия" Закона о науке указывается, что в соответствии с Положением о Высшей аттестационной комиссии из числа ее членов формируется Президиум комиссии, который принимает решения по всем вопросам, "относящимся к компетенции Высшей аттестационной комиссии в период между заседаниями комиссии".

Редакция данного положения представляется некорректной, поскольку из законопроекта неясно, какие вопросы относятся к компетенции Высшей аттестационной комиссии "в период между заседаниями комиссии". Кроме того, исходя из этого положения, можно сделать вывод о дублировании вопросов, относящихся к полномочиям Высшей аттестационной комиссии и полномочиям ее Президиума.

В связи с этим представляется целесообразным определить в законопроекте вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Высшей аттестационной комиссии.

5. Согласно пункту 5 новой статьи 61 Закона о науке присуждение всех ученых степеней осуществляется Высшей аттестационной комиссией.

Однако в соответствии с пунктом 6 данной статьи функция присуждения ученой степени кандидата наук возлагается на соответствующий совет по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Представляется, что данные положения требуют согласования и уточнения в части того, какая именно ученая степень присваивается Высшей аттестационной комиссией-

Кроме того, с учетом названия статьи 61 ее пункт 6 не может в полной мере рассматриваться в качестве предмета регулирования данной статьи.

Также в законопроекте необходимо уточнить, на какой орган возлагается функция по лишению и восстановлению ученой степени кандидата наук.

6. В новой статье 6 Закона о науке государственная политика в области государственной аттестации научных работников законодательно закреплена в качестве самостоятельного направления государственной политики, что представляется не вполне корректным, поскольку вопросы аттестации научных кадров являются относительно узкими и должны рассматриваться в качестве составляющих единой государственной политики в области образования и мер государственной поддержки развития науки в рамках реализации статьи 17 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", а также государственной научно-технической политики, предусмотренной Законом о науке.

Учитывая изложенное, законопроект нуждается в доработке, говорится в заключении.