ПРАВО.ru
Новости
7 июля 2010, 17:42

В Подмосковье обнаружена опасная сеть медицинских клиник

В Подмосковье обнаружена опасная сеть медицинских клиник
Врачами работали приезжие из бывших среднеазиатских республик без каких-либо документов, подтверждающих их право лечить людей

В Подмосковье была обнаружена сеть медицинских клиник "Golden Medical Clab", не имеющих лицензий. Врачами там работали приезжие из бывших среднеазиатских республик без каких-либо документов, подтверждающих их право лечить людей, пишет "Российская газета".

"Тревогу забило министерство здравоохранения Московской области, — рассказали в центре по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка в подмосковном ГУВД. — Из ведомства сообщили, что на территории области работает сеть клиник, не имеющих лицензий. Когда оперативники прибыли в балашихинский центр, все подтвердилось. Лицензии на ведение медицинской деятельности у клиник не было, а врачи, приехавшие из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, вышли на работу, как они заявили, первый день, и при себе у них не оказалось ни паспортов, ни дипломов, ни медкнижек, ни сертификатов специалистов, выданных на территории Российской Федерации". Выходит, прием вели не врачи, а "непонятно кто"? Быть может, даже не фельдшеры, не медсестры. А вообще люди, далекие от медицины?

Двери медицинских центров "Golden Medical Clab" закрылись в Балашихе, Подольске, Красногорске, Мытищах, Железнодорожном…

"В нашей клинике царит атмосфера понимания, комфортная обстановка и новейшее оборудование, — до сих пор зазывает пациентов сайт уже не работающей клиники в Балашихе. После заверений, что их врачи применяют "самые новые разработки современной медицины" и работают "на лучшем европейском диагностическом оборудовании", в сообщении говорится: "Перед устройством на работу в любой наш медицинский центр врачи проходят строгий отбор на профессиональную пригодность. Все специалисты имеют высшее образование и большой медицинский опыт работы". Стоматологи готовы были принимать пациентов круглые сутки, работала женская консультация, а также, судя по сайту, можно было попасть на прием к терапевту, психологу, окулисту, флебологу и неврологу… Помимо этого здесь можно пройти медкомиссию для оформления медкнижки, справки для ГИБДД и для учебных заведений…

"Волосы встают дыбом, как подумаешь, что могла оказаться здесь на приеме", — делится жительница Балашихи, испуганно оглядываясь на высокое крыльцо под надписью "Медицинский центр. Стоматология 24 часа" с кружком, где по-русски и по-английски указано "Золотой медицинский клуб".

Еще недавно эта клиника, расположенная в жилом доме нового городского микрорайона по адресу: улица Майкла Луна, 3, была достаточно оживленным местом. Милиционеры изъяли более 1000 карточек пациентов — столько посетило ее примерно за два года работы.

Найти пострадавших от вмешательств врачей из балашихинского центра труда не составило. "Из отпуска я прилетела с воспаленными веками, перегрелась на солнце, — рассказывает Анна М. — Окулист этого центра выписал мазь. После ее применения стало еще хуже, глаза нестерпимо болели. В аптеке, когда узнали, для чего я покупаю мазь, схватились за голову: она годится только для смазывания тела, недопустимо, чтобы попадала на слизистую глаз. Потом уже в государственном медучреждении мне сказали, что еще немного, и я могла бы потерять зрение". Екатерина поначалу обрадовалась, что медцентр открылся рядом с работой, при необходимости всегда можно "заскочить" к врачу. Но вскоре она стала обходить центр стороной. "Везде была антисанитария. Скажем, в кабинете УЗИ на кушетке лежала засаленная подушка, как подголовник у таксиста, который целый день проводит за рулем, — рассказывает девушка. — Но это полбеды. Гинеколог сообщил, что у меня большой полип, который надо срочно убирать. По его словам, на операцию придется ехать в Реутов. Это обойдется мне в 14 тысяч рублей. Испугавшись, я отправилась в Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии. Там никакого полипа не обнаружили. Между тем врач из балашихинского центра, представившийся Маратом, продолжал меня бомбардировать по телефону: срочно требуется операция". Что ж, от ошибок не застрахован не один человек. В том числе и медик. Только настораживает, что первые же пациенты "Golden Medical Clab", которые встретились журналистам "РГ", хором говорили о непрофессионализме врачей. Так это или нет, еще предстоит разбираться правоохранительным органам. "Сейчас наша задача — подготовить материалы для возбуждения уголовного дела, — рассказали в ГУВД Московской области. — Помимо отсутствия лицензий и сертификатов у врачей, выяснилось, что клиники уклонялись от уплаты налогов. За время нелегальной деятельности в бюджеты не было перечислено как минимум 20 миллионов рублей. Для выяснения ситуации создана рабочая комиссия из сотрудников ГУВД области".

Как вообще такое стало возможным? За разъяснением журналисты обратились в "Golden Medical Clab" (кстати, московские центры этой сети, по утверждению ГУВД, работают по лицензии) и попросил связать с руководством компании. Узнав о предмете разговора, последовал ответ: "Никаких комментариев на этот счет не будет. Сейчас готовим опровержение. Но выберем для их огласки иной способ, не через газету". Странная позиция. Если правда на вашей стороне, поведайте ее многотысячной аудитории читателей. Почему же все так?

Этот же вопрос мы задали министерству здравоохранения Московской области. "Наше ведомство, как лицензирующая организация, прежде всего осуществляет контроль за деятельностью медучреждений, имеющих лицензии, — рассказала Элла Майдыкова, начальник управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности и контроля качества медицинской помощи минздрава региона. — Однако если поступает жалоба от жителей, что та или иная клиника работает без документов, или такой факт выявляется во время контрольных мероприятий, мы организуем дополнительные проверки и подключаем правоохранительные органы. Сигналов о том, что сеть клиник "Golden Medical Clab" не имеет лицензии, не было. Это выявил наш сотрудник. В первую очередь у него вызвало сомнение наличие правоустанавливающих документов у дома, где клиника арендовала помещение. А без этого лицензии не получить. Минздрав области обеспокоен ситуацией в сфере лицензирования клиник и контрольные мероприятия проводит регулярно, не дожидаясь сигналов от жителей".

Намучившись в очередях в районных поликлиниках, вечно спешащие жители Московского региона отправляются на прием к частным врачам. Соответствующие медучреждения можно обнаружить в "шаговой доступности" от дома или работы. Пусть заплатил, зато уж сделают, как надо, — так рассуждают многие из нас. Отсчитывая купюры в кассу, мы успокаиваем себя: чем больше цена, тем выше качество услуг. И перед тем, как сесть в кресло к врачу, мало кто интересуется документами, подтверждающими его квалификацию. Ну, висят на стенке какие-то международные дипломы о повышении квалификации или бледный бланк с едва проступающим номером лицензии — и ладно, успокаиваем себя.

Кстати, высокие цены в частных центрах вполне объяснимы, считают эксперты столичного рынка медуслуг и поясняют: руководителям частных клиник приходится "отстегивать" круглые суммы на взятки, чтобы без лицензий открывать клиники и держать штат нелегализованных врачей-гастарбайтеров. А они, кстати, отличные работники: зная, что существуют "на птичьих правах", сами "права не качают" и охотно идут на любые виды экономии, выгодные для клиник. Умело "втюхивают" пациентам, например, дорогие пломбы, используют лишь часть содержимого ампул с обезболивающими препаратами… Или раскручивают на полное обследование пациента, который пришел с пустяковой проблемой. Или, наоброт, не делают необходимых исследований…

"Маленькие" хитрости зачастую оборачиваются трагедией. В мае Пресненский суд столицы приговорил бывшего врача частного медицинского центра к четырем годам лишения свободы условно за незаконно сделанный аборт. Суд признал, что у пациентки не было показаний к искусственному прерыванию беременности с большим сроком. Когда у несчастной после аборта началось кровотечение, врач, опасаясь огласки, пыталась справиться своими силами и только спустя четыре часа вызвала "скорую". Но в больнице, куда доставили женщину, ее уже не смогли спасти. "Если бы нам сразу сообщили, что аборт представляет опасность для жизни жены, мы бы отказались от него", — говорил потом убитый горем вдовец.

Когда уже было объявлено о закрытии сети клиник, журналисты ночью позвонили в ту, что была расположена в Красногорске, и услышала: "Проблемы с зубами? Приезжайте!"

Случай из ряда вон выходящий, это откровенный криминал, заявили в управлении лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора. Именно потому, что подобные учреждения не получали лицензии, работали нелегально, об их существовании в контролирующих органах не знали. Соответственно, при проведении плановых проверок такие клиники-"подснежники" в списки элементарно не попадали.

В целом же система лицензирования медицинских учреждений строгая. Чтобы получить лицензию, то есть разрешение на оказание медицинских услуг, или, другими словами, открыть частную клинику на законных основаниях, необходимо выполнить ряд серьезных условий: найти (построить, арендовать) подходящее помещение, отвечающее определенным требованиям, приобрести оборудование (опять же не абы какое, а в соответствии с профилем клиники и в соответствии с нормативами), обеспечить, чтобы и руководитель клиники, и весь персонал обладали соответствующей квалификацией.Когда врач устраивается на работу, он обязан предъявить диплом об окончании Высшего медицинского учебного заведения, удостоверение о прохождении специализации (это касается врачей — узких специалистов), а также сертификат специалиста. Сертификат выдается сроком на пять лет. Поэтому абсолютно все врачи должны раз в пятилетку проходить курс усовершенствования, поддерживающий их профессиональный уровень. Без сертификата, единодушно сообщили "РГ" реально работающие врачи, сегодня не устроиться на работу в серьезное медицинское учреждение. Без этого документа невозможно подтвердить (или улучшить) категорию врача по тарифной сетке. То есть возможность повысить зарплату на сегодня напрямую увязана с тем, стремится ли врач повысить свою категорию, для чего ему необходимо регулярно учиться на курсах усовершенствования. Кроме того, чтобы получить или подтвердить лицензию клиники, ее администрации необходимо заботиться, чтобы врачи имели сертификаты специалистов.

Вся эта система четко работает в государственной медицине. А вот в частных клиниках, к сожалению, нарушения встречаются очень часто. Когда Росздравнадзор проверял коммерческие медучреждения, результаты оказались удручающими. Претензии были и к квалификации работающих там врачей. Одно из самых вопиющих нарушений: применение технологий, которые на сегодняшний день недостаточно проверены и потому не разрешены к применению на территории нашей страны (методы лечения с использованием стволовых клеток). Поэтому специалисты предупреждают: пациентам не стоит легко "покупаться" на рекламные обещания коммерческих клиник, нужно убедиться, что учреждение имеет действующую лицензию. Этот документ, кстати, должен быть вывешен в доступном месте на всеобщее обозрение. Посмотрите, на какой срок выдана лицензия (не прошел ли он), каким органом выдана, на какие виды медуслуг. Если возникают сомнения, всегда можно позвонить в лицензирующую организацию и убедиться, что лицензия была действительно выдана, и вас не пытаются обмануть, предъявив поддельный документ.

Дмитрий Айвазян, адвокат "Лиги защиты прав пациентов":

- До 50% частнопрактикующих врачей, коммерческих клиник и других медицинских организаций допускают нарушения связанные с оказанием медицинской помощи. Скажем, зачастую доктор с дипломом хирурга имеет сертификат онколога, а работает венерологом или косметологом. Сплошь и рядом лицензии, которые имеют частнопрактикующие врачи и клиники, не соответствуют тем услугам, которые они оказывают жителям. Сейчас я разбираю несколько подобных случаев. В одном из них доктор выдавал бумагу пациенту, которую он называл договором. Здесь в качестве исполнителя указано одно лицо, штамп стоит другого юридического лица, а реквизиты — третьего. Непонятно, кто за что отвечает, на каких основаниях проводятся процедуры, и вообще: за что платит пациент? Еще пример. Мы пытались выяснить, где работает врач, допустивший смерть пациента после липосакции. Оказалось, в трех местах: утром — в поликлинике, днем — в частном центре, а вечерами — в стационарах и клиниках, где за плату "арендует" операционные. Что получалось при каких-либо осложнениях у пациента? Больной в клинике находится незаконно, неизвестно, на каком основании он вдруг поступает в реанимацию, никаких медицинских документов на него не ведется…

Весь этот беспредел будет продолжаться, пока нет четкой политики, защищающей права пациента. Необходимо, на мой взгляд, создавать институт здравоохранной прокуратуры, как уже существует, скажем, природоохранная или транспортная прокуратура. Только принципиальная и квалифицированная борьба с нарушениями в оказании медпомощи, в том числе связанными с лицензированием и сертификацией, может защитить наше с вами здоровье.