ПРАВО.ru
Новости
22 марта 2011, 19:57

Дума вводит институт поднадзорных лиц для контроля за осужденными после освобождения

Из зоны - под наздор
Фото Право.Ru

Госдума сегодня приняла во втором чтении законопроект, регламентирующий правила и основания для установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Данный законопроект пролежал без движения в нижней палате парламента шесть лет.

Законопроект "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" был внесен в марте 2005 года депутатами ГД А. Розуваном, Т. Москальковой, И. Бариновым, А. Волковым и другими.

Несмотря на очевидную необходимость наблюдения за поведением лиц, ранее совершавших преступления, этот вопрос пока не урегулирован федеральным законодательством. Законодательство формально содержит упоминания о таком надзоре, например, в ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", КоАП РФ, однако виды ограничений прав поднадзорного, а также обязанности уполномоченных органов в данной сфере не установлены.

Как отмечают авторы законопроекта, он "устанавливает основы правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере предупреждения повторных преступлений отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, путем установления в отношении указанных лиц административного надзора. При этом административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы. Он имеет целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны должностных лиц органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания".

При этом в пояснительной записке отмечается, что "обязательными условиями установления административного надзора являются либо поведение лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы, свидетельствующее о его нежелании встать на путь исправления, либо систематическое совершение им после отбытия наказания административных правонарушений против порядка управления и (или) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, то есть представляющих наибольшую угрозу для общества".

Кому грозит административный надзор

Административный надзор назначается судом. При этом он может быть избран  в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. При этом надзор может быть установлен только в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо если имеющий непогашенную судимость человек совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Независимо от наличия оснований, административный надзор будет устанавливаться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Ограничения для "подконтрольных"

В отношении поднадзорного лица может устанавливаться запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Кроме того, может устанавливаться обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Также в законопроекте указывается, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Как утверждают авторы законопроекта, "предусматриваемые законопроектом ограничения прав поднадзорного лица минимальны и решают задачу предупреждения совершения преступлений. Например, запрещение выезда или ограничение продолжительности выезда по личным делам за пределы муниципального образования (городского округа), а также установление обязательной явки в орган внутренних дел в определенные дни для регистрации необходимы для воспрепятствования уклонения такого лица от административного надзора, обеспечения самой возможности осуществления наблюдения за ходом его социальной реабилитации".

Наблюдение за соблюдением поднадзорным будет осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Поправки в пять Кодексов

Также Госдума приняла сегодня во втором чтении законопроект № 136972-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Этим документом вносятся изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, а также в КоАП, направленные на реализацию положений базового закона. Поправками в Уголовный кодекс предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению административного надзора. Наказание – обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до одного года. С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Оба закона вступят в силу 1 июля 2011 года.