ПРАВО.ru
Новости
1 ноября 2011, 23:47

В Думе слегка поспорили о коррупциогенности новых механизмов пополнения судейского сообщества

В Думе слегка поспорили о коррупциогенности новых механизмов пополнения судейского сообщества
Фото Право.Ru

Сегодня Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект, который устанавливает новый порядок приема квалификационного экзамена на должность судьи. Оппозиция усмотрела в появлении представителей научных кругов и общественности среди экзаменаторов опасность расширения коррупции, но единороссы с этим не согласились. "Появление дополнительных институтов давления на те или иные [органы] власти является разумной и необходимой мерой для совершенствования любой системы", — заявил глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин.

Сейчас деятельность экзаменационных комиссий, принимающих экзамены на судейские должности, регулируется положением, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей от 15 мая 2002 года. Согласно этому документу, экзаменационные комиссии находятся при квалифколлегиях, которые и назначают экзаменаторов "из числа наиболее опытных судей".

Дмитрий Медведев предлагает устранить эту зависимость экзаменационных комиссий от органов судейского сообщества, придав им самостоятельный статус. В связи с этим в начале октября он внес в нижнюю палату парламента проект закона № 610726-5 "О внесении изменений в статью 5 Закона „О статусе судей в РФ“, Федеральный закон „Об органах судейского сообщества в РФ“ и в Гражданский процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи".

Согласно документу, экзаменационные комиссии по приему квалифэкзаменов станут самостоятельными органами судейского сообщества, равными по статусу Всероссийскому съезду судей, конференциям судей субъектов РФ, советам судей и квалифколлегиям. В законопроекте особо устанавливается, что они "не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения". По словам полномочного представителя президента в Госдуме Гарри Минха, это позволит экзаменационным комиссиям более "независимо, объективно принимать решения об уровне подготовки тех или иных претендентов".

Экзаменационные комиссии будут формироваться из числа судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов. При этом число судей должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии. Другая треть состава комиссии будет формироваться из преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего  профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридическим наукам, представителей общероссийских общественных объединений юристов. Члены региональных экзаменационных комиссий будут избираться конференциями судей субъектов.

Помимо региональных экзаменационных комиссий, будет создана еще и Высшая экзаменационная комиссия (ВЭК), которая будет состоять из 21 экзаменатора. В нее войдут 8 человек из судей судов общей юрисдикции, 8 арбитражных судей, четыре преподавателя права или научных работника с ученой степенью и один представитель общероссийского общественного объединения юристов.

Экзаменаторов будут избирать на четыре года тайным голосованием на Всероссийском съезде судей и конференциях судей субъектов РФ. Претендентов в ВЭК будут представлять главы Верховного и Высшего Арбитражного Судов, а в региональные комиссии — председатели судов субъектов. Главы судов должны будут представить не менее двух кандидатур на каждое место экзаменатора.

Что касается порядка сдачи экзаменов, то многие пункты соответствующего положения ВККС должны перекочевать в закон "О статусе судей в РФ". Но не все. Минх отметил, что новшеством будет "освобождение от сдачи экзамена для кандидатов и докторов юридических наук, имеющих звание заслуженных юристов РФ". По его словам, "можно говорить, что квалификация данных людей имеет уже достаточный уровень оценки". Кроме того, в экзаменационном билете появится новое задание для кандидата в судьи. Помимо трех теоретических вопросов и двух практических задач, кандидату необходимо будет подготовить "процессуальный документ по макету дела". Также законопроект предусматривает, что решение экзаменационной комиссии может быть обжаловано в том случае, если была нарушена процедура его принятия. Рассмотрением таких жалоб будут заниматься суды общей юрисдикции.

Однако оппозиция в Госдуме отнеслась к предложенным новеллам весьма осторожно. Депутат от фракции КПРФ Нина Останина выразила опасение, что может получиться так, что положения ВККС об экзаменационных комиссиях просто, трансформируются и им будет просто предана форма закона. При этом она полагает, что могут расшириться инструменты давления на судей, и "вместо того, чтобы минимизировать коррупцию, мы еще больше ее расширим".

С ней не согласился единоросс, глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин. "С моей точки зрения, появление дополнительных институтов давления на те или иные [органы] власти, если это давление осуществляется в соответствии с законом, является разумной и необходимой мерой для совершенствования любой системы, — сказал он. — Появление общественной оценки профессиональных знаний, если говорим об экзаменационный комиссиях, потенциальных кандидатов в судьи является рациональной чертой. Большая степень открытости [в деятельности экзаменационных комиссий] не помешает". При этом он обратил внимание на то, что в законопроекте "описаны те вопросы, которые должны задаваться кандидатам", им нужно будет "оценить макет дела". "Так что вопрос относится не к политической составляющей, а  к профессиональной", — заверил он.

В свою очередь депутат от фракции ЛДПР Максим Рохмистров воспользовался случаем, чтобы напомнить о том, что у населения претензии в основном возникают не к профессиональной подготовке судей, "а к квалифкомиссиям, которые рассматривают жалобы на тех судей, которые умышленно-неумышленно принимали неправомерные решения". "Статистика говорит о том, что судьи практически никогда не привлекаются к ответственности", — отметил Рохмистров.

Эта оценка вызвала возражения уже у президентского полпреда. Минх заверил парламентариев, что судьи к ответственности привлекаются. По его мнению, говорить о том, что механизмы [привлечения судей к ответственности] не работают — преувеличение. При этом он напомнил, что граждане являются одной стороной в деле и бывают не всегда довольны решением, "не все жалобы граждан подлежат удовлетворению в принципе".