ПРАВО.ru
Новости
4 апреля 2012, 12:58

Полицейским станет сложнее саботировать работу с жалобами граждан

Полицейским станет сложнее саботировать работу с жалобами граждан
Фото Право.Ru

Существующая в правоохранительных органах РФ система работы с обращениями граждан совершенно неэффективна с точки зрения защиты их прав. Здесь, например, можно прочитать о неформальных правилах работы с такими документами, а здесь — как реагируют на это суды. МВД решило кое-что изменить: отныне нельзя пересылать обращения в те самые структуры, на которые жалуются граждане.

Министерство внутренних дел вводит новые правила рассмотрения жалоб на своих сотрудников. "Российская газета" опубликовала новый Административный регламент МВД, который регулирует эти вопросы.

Согласно этому документу, обратиться в полицию гражданин сможет, направив предложение или жалобу на действия сотрудников органов внутренних дел по почте, факсу, через дежурную часть, предоставив ее на личном приеме в полиции, а также через интернет. При этом все такие обращения обязательно должны быть приняты и зарегистрированы.

В некоторых случаях полицейские начальники смогут на законных основаниях не отвечать на обращения. Это допускается, либо если оно анонимно, либо если заявитель уже неоднократно обращался с аналогичными вопросами, и с ним была прекращена переписка. Кроме того, "не дается ответ по существу поставленных вопросов", если обращение некорректно по изложению или содержанию, то есть сумбурно или содержит нецензурную лексику. Однако авторы таких посланий должны быть извещены о причинах такого отношения к ним. Также только формальный ответ от МВД можно будет получить, если его невозможно подготовить без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Стоит обратить внимание на интересную деталь — на личном приеме в полиции полицейским рекомендуется тратить не более десяти минут, чтобы объяснить гражданам правила подачи и рассмотрения обращений. По их истечении гражданам сотрудник полиции должен будет предложить сделать обращение письменно.

Попавшие не по адресу обращения будут перенаправляться нужному адресату с обязательным уведомлением об этом заявителя.

Одной из самых важных новелл документа, вероятно, стал запрет полицейским начальникам направлять обращения граждан в органы внутренних дел, иные госорганы или должностным лицам, решения или действия которых обжалуются. Отдельным пунктом прописывается и запрет на преследование гражданина в связи с его обращением в орган внутренних дел с критикой деятельности подразделения или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав.

При подтверждении нарушений и недостатков в работе органов правопорядка заявителя должны проинформировать и о том, какие меры дисциплинарной или иной ответственности были приняты в отношении виновных лиц. В случае, если порочащие сотрудников полиции сведения, изложенные в обращениях граждан, наоборот, не нашли свое подтверждение, то руководитель органа внутренних дел должен принять меры по защите чести и достоинства своих сотрудников.

Кроме того, согласно регламенту, письменные и устные обращения граждан, а также содержащиеся в них критические замечания, должны систематически обобщаться и анализироваться для выявления причин нарушений, изучения общественного мнения, совершенствования работы органа внутренних дел.