ПРАВО.ru
Новости
24 апреля 2012, 22:20

Госдума вернула выборность губернаторов во втором чтении и удивилась поправке Плигина, которая не обсуждалась

Госдума вернула выборность губернаторов во втором чтении и удивилась поправке Плигина, которая не обсуждалась
Фото Право.Ru

Госдума приняла сегодня во втором, ключевом чтении президентский законопроект о возвращении выборности губернаторов. В итоговой редакции документа помимо "мягкого" президентского фильтра появился еще и так называемый "муниципальный фильтр". Однако возмущение депутатов вызвала появившаяся накануне поправка от главы думского комитета по госстроительству Владимира Плигина о том, что назначенные губернаторы смогут участвовать в досрочных выборах только с разрешения президента.

В середине января 2012 года президент Дмитрий Медведев, как и обещал во время ежегодного послания Федеральному собранию, внес в нижнюю палату парламента законопроект, возвращающий выборность губернаторов. Согласно документу, кандидаты на губернаторское кресло должны выдвигаться политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Предусматривался и президентский фильтр, о котором во время "прямой линии" говорил премьер Владимир Путин: в механизм выдвижение кандидатов были встроены обязательные консультации с Президентом РФ. 

Первоначальный вариант проекта закона не устраивал ни парламентскуюй оппозицию, ни представителей правящей партии, которые предложили к нему более сотни поправок.  Оппозиция, в частности, в один голос обращала внимание на неясность правовых последствий консультаций партий с президентом и требовала их вообще отменить. А "справедливороссы" предлагали запретить губернаторам занимать свой пост более двух раз в жизни. 

Сегодня Госдума вернулась к обсуждению законопроекта и поправок к нему на пленарном заседании. Парламентская оппозиция предлагала перенести обсуждение этого документа и не спешить с его принятием, но поддержки большинсва эта идея не получила. В частности, депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов возмутился, что к документу предлагается поправка, которую профильный комитет не обсуждал. Ее автором оказался глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин, который счел необходимым закрепить за президентом исключительное право разрешать участвовать в новых выборах губернаторам, подавшим добровольно в отставку.

Ко второму чтению текст законопроекта серьезно отличается от предложенного Медведевым — на пути регистрации кандидатов на пост губернатора появилось несколько барьеров, которые, по мысли законодателей, не позволят пройти во власть "криминальным элементам". О такой опасности в последнее время много говорили в стенах палаты. Депутаты предложили, по сути, серьезно ограничить круг лиц, которые потенциально могут претендовать на эту должность. Во-первых, ставится под сомнения возможность участия в губернаторских выборах самовыдвиженцев. Проигнорировав текст президентского законопроекта, предусматривавшего самовыдвижение, парламентарии решили отдать на откуп решение этого вопроса субъектам. Во-вторых, временно не смогут претендовать на руководство любым регионом и бывшие губернаторы, которые были отрешены от этой должности президентом. Правда, срок такого запрета парламентарии устанавливают всего на два года.

"Президентский фильтр" после внесенных перед вторым чтением корректив сохранился, однако он потерял свою обязательность. В законопроекте говорится о праве президента "по своей инициативе провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов", а также с самовыдвиженцами. Однако ни в первоначальной, ни в последней редакции законопроекта правовые последствия таких консультаций не определены. Владимир Плигин, отвечая на вопрос "Право.Ru" о том, может ли президент снять кандидата с участия в выборах, сказал, что такой процедуры не предусмотрено. "Форма реагирования определяется Президентом РФ. Естественно возникает вопрос, может ли президент высказать свои предпочтения или дать какие-то свои оценки. Это его позиция как гаранта Конституции РФ. И, с моей точки зрения, <…> всякие разумные люди, совершенно естественно, учтут позицию президента", — сказал он.

Одновременно появляется и еще одна процедура, которую оппозиция уже окрестила "муниципальным фильтром". В итоговом варианте законопроекта говорится о том, что выдвижение кандидата от партии или самовыдвиженца должны поддержать от пяти до десяти процентов муниципальных депутатов. При этом высказаться за претендента должны депутаты не менее чем в трех четвертях районов и городских округах субъекта. Муниципальный депутат сможет поставить подпись только за одного претендента на пост главы региона. Стоит отметить, что проекте закона остался весьма спорный момент — такая подпись должна заверяться нотариально. Многие депутаты при обсуждении этой нормы говорили о том, что кандидатам "придется возить с собой нотариусов, поскольку в некоторых отдаленных районах их просто нет".

Помимо этого самовыдвиженцы будут обязаны, как и предлагал Медведев, собирать подписи избирателей в свою подержку, их количество будет от 0,5% до 2% от числа избирателей. Более точные значения и порядок сбора определят сами регионы. 

Однако есть в документе и "послабления" в сравнении с первоначальными нормами: расширяется круг лиц, кого может выдвинуть политическая партия — это могут быть не только ее члены, но и беспартийные или участники других политических объединений.

Уточнили депутаты и правила отзыва губернатора с поста. Сохранив требование Медведева о необходимости собирать подписи избирателей для проведения голосования по этому вопросу, парламентарии прописали, что за это должны высказаться не менее четверти избирателей в регионе, ранее предлагалось разрешить регионам установить эту планку. Для того чтобы отзыв состоялся за него должны высказаться более половины избирателей.

Одновременно сокращается и время на подготовку к такому голосованию. Первоначально на это отводилось 90 дней со дня представления инициаторами отзыва в специальную комиссию всех необходимых документов, но депутаты Госдумы решили, что на подготовку хватит и двух месяцев — 60 дней. Одним из аргументом в пользу этой поправки были опасения, что "на протяжении целого квартала в регионе никто работать не будет".

Еще одним важным нововведением стало расширение причин для отрешения губернаторов от должности. Сейчас у президента РФ есть возможность отрешить губернатора от должности в связи с утратой доверия. Медведев предложил новые основания для этого – выявление в отношении губернатора "фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных ФЗ от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ „О противодействии коррупции“. В свою очередь депутаты намерены наделить президента правом отрешать от должности губернатора, если тот в месячный срок не исполнит решение Конституционного Суда РФ, принятого в отношении его нормативно-правового акта.

Конкретизированы и сроки полномочий губернаторов — они будут избираться на срок не более пяти лет и не смогут замещать должность более двух сроков подряд. В первоначальной редакции документа не было ограничения количества сроков. 

Кроме того, депутаты внесли поправку в президентский законопроект, согласно которой выборы губернаторов будут проводиться в два тура. Ограничиться одним можно только в том случае, если за одного из кандидатов будет отдано более 50% голосов избирателей, участвовавших в голосовании. В противном случае назначается второй тур, где победит тот, кто наберет простое большинство голосов.

Также в заключительных положениях законопроекта теперь говорится о том, что первые выборы губернаторов пройдут во второе воскресенье октября 2012 года. Это коснется только тех регионов, где срок полномочий их глав истекает до 1 января 2013 года. Все остальные губернаторы будут выбираться населением в тот год, когда истекают их полномочия.

С текстом законопроекта № 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации))" можно ознакомиться здесь.