Конституционный Суд РФ рассмотрит положения УПК РФ, не позволяющие привлекать к уголовной ответственности граждан РФ за преступления, совершенные в отношении соотечественников за пределами России, сообщает пресс-служба КС.
Проверке подлежит конституционность части второй статьи 2 и части первой статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Это дело будет рассмотрено КС в открытом заседании в понедельник, 17 сентября.
Напомним, что в соответствии со статьей 12 УК РФ, российские граждане, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства. Однако нормы УПК РФ применяются лишь при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами российской территории под флагом России, если указанное судно приписано к порту РФ (ст. 2 УПК РФ). А статьей 32 УПК РФ предусматривается, что уголовное дело по общему правилу подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления.
Поводом к рассмотрению дела стало обращение в КС жителя города Находка (Приморский край) Сергея Красноперова.
Ранее заявитель в составе российской команды служил на танкере, плавающем под флагом Мальты и приписанном к мальтийскому порту. По его утверждению, в 2010 году в порту Константы (Румыния) в результате возникшего на борту судна конфликта с одним из соотечественников он получил травму. По возвращении в Находку Красноперов обратился в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в порядке частного обвинения по статье 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью). Однако суд отказал ему в связи с тем, что действующим УПК порядок привлечения к уголовной ответственности российского гражданина, совершившего предусмотренное УК преступление за пределами РФ, не урегулирован.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы позволяют судам отказывать в рассмотрении заявления в порядке частного обвинения о совершении гражданином РФ преступления на территории иностранного государства в отношении своего соотечественника. Это нарушает право последнего на государственную защиту прав и свобод, не согласуется с принципом конституционной охраны прав потерпевших от преступлений, препятствует доступу к правосудию и компенсации причиненного преступлением ущерба, а значит, противоречит статьям 15 (части 1 и 4), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 52 Конституции РФ.