ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Право-300
Управляющий партнер юркомпании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Андрей Крупский
8 декабря 2020, 14:34

Как перевести бизнес, если он может обанкротиться

Как перевести бизнес, если он может обанкротиться
Бизнес – это не юридическое лицо, это люди, выстроенные процессы, использование ресурсов, сложившиеся отношения с контрагентами. Что если на определенном этапе постпандемическая кредитная нагрузка конкретного юридического лица станет непосильной, но сам проект терять желания нет. Тогда перед юристом встает задача – предложить путь спасения хотя бы отдельных процессов от гибели. Как действовать, предложил управляющий партнер юркомпании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Андрей Крупский.

Пока мы готовимся и думаем о плане реструктуризации, пользуемся преимуществами банкротства – снимаем ограничения от приставов по расчетному счету, перестаем насчитывать себе неустойку по обязательствам, разрабатываем полезный экономический план. Документ все полезнее в глазах юридического сообщества – позволяет обоснованно занимать позицию, что руководитель должен быть защищен от субсидиарки, так как верил в восстановление платежеспобности, опираясь на обстоятельный анализ.

Все мы знаем о строгости нашего законодательства в отношении сделок по перемещению активов накануне несостоятельности. Даже если отдельные сделки будут совершены на рыночных условиях, их совокупность может быть признана искусственным переводом бизнеса. И каково последствие ? ФНС РФ может взыскать налог не только с непосредственного плательщика – старой компании, но еще и с новой организации, на которую все производственные мощности были переведены (п. 4 ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ). А остальные кредиторы могут привлечь к субсидиарной ответственности новую компанию, взыскать с нее деньги как с выгодоприобретателя в банкротстве старой (пп. 3 п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве).

О переводе бизнеса могут свидетельствовать факты того, что у старой и новой компании:

  1. общие акционеры или участники(Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 г. по делу
     № А03-21450/2017);
  2. одни и те же сотрудники (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 г. по делу
     № А53-29008/2018);
  3. общий IP-адрес и счет в одном банке (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2018 г. по делу № А65-35008/2017);
  4. в пользовании одно имущество - помещения, контрольно-кассовое оборудование, автомобили и так далее (предыдущее дело);
  5. совпадают виды деятельности, происходит взаимодействие с одними и теми же контрагентами (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 г. по делу № А76-12205/2018);
  6. в официальных документах, декларациях, договорах ставится подпись одного и того же лица ( Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 г. по делу № А74-13112/2016);
  7. совпадают или похожи товарные знаки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2019 г. по делу № А40-5804/2019).

Обнаружение перевода бизнеса в любом случае уничтожает весь достигнутый экономический эффект – долги будут «преследовать» бизнес, да и, конечно, контролирующих лиц, которые организовали перевод.

К примеру, в деле о банкротстве ЗАО «НАЙС» (ИНН: 7730504878) налоговый орган доказал перевод бизнеса и привлек генерального директора к субсидиарной ответственности на сумму
 4 млрд руб. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.04.2019 г. по делу № А40-178997/2014). А при банкротстве ООО «ДИ ЭНД ДЖИ ГАЛЕРИ» (ИНН: 7707164670) генеральный директор и участники были привлечены солидарно к субсидиарной ответственности на сумму 136 миллионов рублей, тоже за перевод бизнеса (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.07.2020 г. по делу № А40-135899/2018).

Практика наводит на мысль о том, что, если какие-то процессы перемещаются в отдельную компанию, это не должно быть именно переводом. А согласно перечню сделок должно иметь место именно создание новых процессов, даже, если во много деятельность похожа на работу компании – банкрота. Интерес представляет собой абсолютно законный механизм - замещение активов.

Суть процедуры замещения активов заключается в том, что несостоятельная компания учреждает новое акционерное общество, передает в его уставный капитал все имущество, перемещает сотрудников и уступает контрагентов. Далее пакет этих акций подлежит открой продаже и что важно – без начисления НДС. Результат такой же, что и при переводе бизнеса: активы перемещены, работники переоформлены, договоры с контрагентами перезаключены, деятельность ведется в рамках новой структуры. Приятный бонус - при замещении активов на новую компанию можно еще и лицензию переоформить (Пункт 4 статьи 115 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Заместить активы можно в процедурах внешнее управление и конкурсное производство. Решение о замещении активов принимается большинством голосов кредиторов при условии, что за замещение активов голосуют все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом. Желательно, чтобы согласные кредиторы не были аффилированы с должником (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 г. по делу № А76-12205/2018).

Так, в деле о банкротстве ООО «ЯМАЛСТРОЙГАЗДОБЫЧА» (ИНН: 7728732281) планировалась процедура замещения активов. Новому акционерному обществу предполагался к передаче земельный участок и дебиторская задолженность. Суды трех инстанций посчитали, что такой состав имущества подходит для замещения активов.

Но Верховный суд отменил судебные акты и указал: «Разрешая вопрос о том, допустимо ли на базе конкретного имущества проводить процедуру замещения активов, необходимо исходить из того, что потенциальный покупатель, приобретая подобный имущественный комплекс, должен иметь возможность без лишних сложностей приступить к ведению бизнеса. Отсутствуют разумные основания полагать, что на базе земельного участка и дебиторской задолженности может быть организован бизнес и вестись полноценная предпринимательская деятельность» (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.02.2018 г. № 305-ЭС15-3068(3) по делу № А40-65282/2014).

Но  и недостатки есть, как без них - при внесении должником имущества в уставный капитал новой компании восстанавливается НДС в размере ранее возмещенного по этому имуществу НДС. Данная сумма погашается из конкурсной массы.

Но, если кредиторы должника еще и не были с ним аффилированы, то риск привлечения новой компании к субсидиарной ответственности также отсутствует (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 г. по делу № А76-12205/2018). Итого: безопасный перевод бизнеса состоялся.

Другими достойными альтернативными вариантами могут стать и реорганизация, и сделки через неаффилированные компании, и использование концепции иностранного инвестора, делающего предложение о покупке и т.д. Все они должны не причинять ущерб кредиторам, а способствовать их удовлетворению. Основным мотивом будет желание бизнеса не банкротится, чтобы закрыться, а напротив – сохранить бизнес для будущего развития.