ПРАВО.ru
Актуальные темы
12 мая 2009, 16:19

Система антикоррупционных запретов, связанных с получением вознаграждений государственными служащими: проблемы и перспективы развития

Система антикоррупционных запретов
Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности

Система запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими является одной из основных антикоррупционных  мер безопасности. 1Ведь именно принятие  подарков  даже малой стоимости может стать первым шагом к коррупции. Такое дарение, направленное на улучшение совместной работы  и поддержание контактов,  подготавливает почву для последующих коррупционных отношений и может  поставить под сомнение репутацию должностного лица. 2

Запрет на дарения служащим устанавливается Гражданским кодексом РФ. Ст. 575 ГК РФ  не допускает дарения  государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 000 рублей. Данная норма устанавливает  ограничение размера  принимаемого подарка для лица в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события), занимающего должность государственной службы.

Специальные запреты, ограничивающие использование служебного положения для извлечения личной выгоды, предусмотрены  Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. П. 6 ст. 17 данного закона запрещает государственным служащим «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц». При этом  под вознаграждением понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Таким образом, норма ст. 575 ГК РФ практически утрачивает свое значение, т.к. подарки являются вознаграждением, которое государственному служащему брать запрещено.

Запрет для гражданского служащего выезжать  в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации  за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать  средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют пава пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. 3 Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и  государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. 4 Но данное положение оставляет определенные пробелы. Так,  государственный служащий может получить за свою деятельности и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. В немецкой юридической литературе  в качестве примера нематериальных преимуществ называется предложение интимных отношений чиновнику с целью получить влияние на его служебную деятельность. К таким преимуществам зарубежные исследователи относят и безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника, и предоставление льготных условий (скидок) отдельным государственным служащим.5 Еще один неоспоримый пробел  -  отсутствие в российском законодательстве запрета опосредованного получения вознаграждения.  Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий, имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или  личные отношения).

Спорным является ограничение данного запрета только периодом нахождения на государственной службе. Ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995  года распространял действие данного ограничения и на период после выхода государственного служащего на пенсию.  Цель продления действия запрета на получение подарков и вознаграждений  после увольнения с государственной службы очевидна: предотвратить безнаказанное получение какие-либо преимуществ. Ведь по окончании государственной службы лицо может бесконтрольно  принимать подарки за  деятельность, которую оно осуществляло в период осуществления должностных полномочий, что затрудняет предотвращение и выявление  коррупционных преступлений. При этом нет необходимости устанавливать какие-либо временные ограничения для данного запрета, достаточно указать, что вознаграждение было получено в связи с исполнением бывшим государственным служащим своих должностных обязанностей.

Отсутствие четко прописанного дисциплинарного взыскания за нарушения запрета на получения вознаграждений государственным служащим (в случае отсутствия признаков уголовного деяния) также не способствует соблюдению данного антикоррупционного правила.  

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разрешил проблему принятия государственными служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. Они признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством (т.е. ст. 575 ГК РФ, если стоимость подарка не превышает 3000 рублей). При желании, чиновник может выкупить данный подарок у соответствующего бюджета. Но ни общего порядка сдачи таких даров, ни способов их оценки, ни условий и порядка выкупа подарков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, действующим законом не предусмотрено. И далеко не во всех государственных органах такой порядок прописан и доведен до сведения служащих.

Полагаю, что для эффективного предотвращения коррупционных правонарушений, связанных с дарением государственным и муниципальным служащим, необходимо:

  • дополнить  запрет на получение вознаграждений (подарков) запретом на получение государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей иных преимуществ (материальных и нематериальных), прямо не предусмотренных в законе;
  • расширить круг субъектов, которым запрещено принимать вознаграждения с помощью включения лиц и организаций, с которые находятся в тесной связи с государственным служащим;
  • увеличить время действия данных запретов и на период после окончания государственной службы, если вознаграждение передается в связи с уже исполненными должностными обязанностями;
  • установить конкретные дисциплинарные санкции за нарушение запрета на получение вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и санкции  для лиц, уволенных с государственной службы6;
  • разработать общие для всех органов правила, регулирующие порядок и сроки передачи подарков в бюджет, определение стоимости подарка, процедуру выкупа подарка служащим.

Такие изменения позволят улучшить существующую систему  запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими и более эффективно предотвращать и пресекать коррупционные правонарушения.

Автор: Н.В. Хлонова, аспирант ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Научный руководитель: д.ю.н., проф. Щедрин Н.В.