Экономколлегия Верховного суда, разобравшись в споре ООО "Старатели-Новоспасское" и ульяновской МИФНС по поводу возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций, поддержала ранее установленную ВАС РФ позицию. Основания для возврата переплаты наступают с даты представления налоговой декларации, подтвердила "тройка". Три инстанции считали иначе. По их мнению, трехлетний срок на обращение в инспекцию надо было исчислять с момента совершения компанией последнего платежа по налогу.
24 марта 2014 года ООО "Старатели-Новоспасское" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Ульяновской области с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций и авансовых платежей за 2010 год и три месяца 2011 года в общей сумме 4,8 млн руб. Однако 3 апреля 2014 года ИФНС обществу отказала. Мотивировала она это тем, что заявление в нарушение ст. 78 Налогового кодекса РФ было подано по истечении трех лет со дня уплаты налога: последний платеж был сделан 18 марта 2011-го.
"Старатели-Новоспасское" пошло добиваться своего в Арбитражный суд Ульяновской области (№А72-6526/2014), однако безуспешно. Все инстанции согласились с подходом ИФНС. Они пришли к выводу, что компания пропустила как трехлетний срок на обращение в инспекцию, так и общий трехлетний срок на обращение в суд с аналогичным требованием.
По мнению же "Старатели-Новоспасское", срок начинает течь не с момента уплаты налога, а с момента перерасчета налога и представления в ИФНС уточненных налоговых деклараций с указанными там суммами к уменьшению (они представляются по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом): именно там определяется окончательный финансовый результат и размер налоговой обязанности, указывало "Старатели-Новоспасское". Так, декларацию за 12 месяцев 2010 года общество представило в инспекцию 8 апреля 2011 года, а декларацию за три месяца 2011-го – 7 июня 2011-го.
Эти доводы показались заслуживающими внимания судье Верховного суда Татьяне Завьяловой, и она решила передать дело на рассмотрение экономической коллегии ВС. На заседании там, состоявшемся 2 сентября, представители "Старатели-Новоспасское" настаивали на том, что о переплате компания узнала с момента подачи уточненных налоговых деклараций, а значит, срок не пропустила.
– А вы в суд когда обратились? – поинтересовался судья Анатолий Першутов.
– 29 мая 2014 года, а декларация за 1 квартал 2011 года была подана 7 июня 2011-го.
– Меня интересует по 2010 году… – уточнил судья.
– За 2010 год декларация была подана в апреле 2011-го.
– А когда должны были подать?
– 28 марта [2011 года] … – отвечала юрист и сразу же начала оправдываться. – Но мы не могли подать раньше! В обществе был корпоративный конфликт. Была смена руководства, были изъяты все документы.
В свою очередь представители ИФНС ссылались на п. 7 ст. 78 НК РФ, который гласит: "Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы". "Отказ правилен, поскольку срок пропущен", – резюмировала юрист инспекции.
В итоге "тройка" (Завьялова, Елена Зарубина и Першутов) решила все акты нижестоящих судов отменить, а дело направить на новое рассмотрение в АС Ульяновской области. Свои мотивы экономколлегия объяснила в опубликованном на прошлой неделе определении.
Судьи ВС сослались на ст. 287 НК РФ, которая устанавливает правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода. "Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода, – говорится в определении ВС. – Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом". А значит, резюмировала "тройка", юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год. "Но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган", – уточнила также она. Такая правовая позиция, отдельно отмечается в определении ВС, изложена в постановлении Президиума ВАС от 28 июня 2011 года №17750/10.
По мнению экономколлегии, сделав вывод о пропуске налогоплательщиком срока на обращение в инспекцию, суды не учли положений НК РФ, "предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций", а это привело к ошибочному выводу об утрате обществом права на внесудебный порядок возврата налога. Делая же вывод о пропуске обществом трехлетнего срока на обращение в суд, указывала также "тройка", нижестоящие инстанции не применили еще и правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС от 30 июля 2013 года №57. Согласно этому документу пропуск срока на подачу заявления в налоговый орган не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.