ПРАВО.ru
Актуальные темы
6 октября 2008, 17:13

Росавиация теряет голову

Росавиация теряет голову
Глава Росавиации Евгений Бачурин

Вчера стало известно, что глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин написал заявление об отставке с первого ноября.

Пресс-служба Министерства транспорта РФ заявила, что глава Росавиации написал заявление об увольнении по собственному желанию. Это утверждение, однако, опровегает сам Бачурин. Источник «Коммерсанта» в Росавиации, в свою очередь, уточняет, что заявление содержало формулировку «в связи с переходом на другую работу». В любом случае, глава Росавиации подчинен напрямую правительству, поэтому окончательно судьбу Бачурина будет решить премьер Владимир Путин.

Отставка Евгения Бачурина повлечет за собой уже третью смену главы Росавиации с момента ее создания в 2004 году. О месте его дальнейшей работы пока ничего неизвестно. Наиболее вероятным преемником Бачурина эксперты считают главу Ространснадзора Геннадия Курзенкова.

История вопроса

Симптоматично, что заявление об отставке Бачурин подал через пару недель после письменного обращения к генпрокурору Юрию Чайке, в котором он сообщал об угрозах и шантаже в свой адрес.

"В своих прямых и недвусмысленных предложениях чиновники Министерства транспорта не только предлагают мне оставить пост руководителя Росавиации, но и в ультимативной форме настаивают на подобном моем "добровольном" решении", - говорится в обращении Бачурина. В случае отказа уйти по-хорошему чиновнику якобы обещали «спланированные провокации».

Аналогичное обращение в середине сентября Бачурин направил также в Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ и в ФСБ.

Генпрокуратура не дала ход разбирательству по этой жалобе. Возможно, в том числе, потому, что незадолго до этого прокуроры сами ходатайствовали о привлечении к ответственности руководителя Росавиации в связи с массовыми задержками рейсов в российских аэропортах и нарушениями прав граждан.

29 августа официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева заявила, что"в ходе проведенных проверок установлено, что… Бачурин, который также является представителем государства в совете директоров ОАО «Ильюшин Финанс и Ко», авиакомпаний «Домодедовские авиалинии» и «Красноярские авиалинии», не принял должных мер по нормализации ситуации и пресечению необоснованных действий менеджмента обществ, не обеспечил соблюдение прав пассажиров".

В связи с этим глава ведомства Юрий Чайка возложил ответственность за авиационный кризис лично на Бачурина и предложил вынести ему дисциплинарное взыскание.

Бачурин отмечал, что «откровенный шантаж и прессинг» «не может не препятствовать исполнению возложенных на меня обязанностей руководителя федерального органа исполнительной власти, отвечающего за управление гражданской авиацией». Однако, несмотря на угрозы, уходить со своего поста не собирался.

В то же время Бачурин встал в прямую оппозицию к Минтрансу, чем практически подписал себе приговор. На заседании Госдумы 10 сентября, посвященном проблемам гражданской авиации в России, он сообщил , что отрасль пребывает в глубоком кризисе и у Росавиации нет полномочий для разрешения всех проблем. Обвинив Минтранс в бюрократизме, Бачурин предложил депутатам создать на базе своего федерального агентства «единый полномочный орган гражданской авиации, подконтрольный правительству», - то есть еще одно министерство. Именно после этого заявления, по словам Бачурина, и начали поступать в его адрес угрозы из Минтранспорта, которые, в конечном счете, привели к заявлению об отставке главы Росавиации.

Впрочем, Левитин наверняка давно уволил Бачурина, если бы имел возможность найти ему подходящую замену. Но ни гендиректор ГТК «Россия» Сергей Михальченко, ни глава «Аэрофлота» Валерий Окулов, которым, по сведениям источников различных СМИ, предлагали эту должность, не согласились сейчас возглавить Росавиацию.

Мнения и комментарии

Эксперты весьма скептически оценивают очередные перемены в Росавиации. Они уверены, что сегодня от государства требуются не кадровые, а системные решения. По словам гендиректора консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, проблемы отрасли носят фундаментальный характер и «их решение не зависит от личностей в руководстве Росавиации». России необходима реорганизация всей системы управления гражданской авиацией, утверждают эксперты.

В то же время, если и назначать виновного за кризис в AirUnion, то это должен быть не один Бачурин, чья личная доля вины, по оценкам президента Фонда содействия развитию гражданской авиации Олега Смирнова, не превышает двух процентов. По его словам, главными виновниками являются те, кто довел входящие в альянс AirUnion авиакомпании до банкротства. А в первую очередь те, кто уговорил Путина создать альянс из компаний, о чьих крупных долгах было известно еще в 2007 году, когда был подписан указ о создании союза.

По мнению эксперта, если сейчас обанкротить авиакомпанию, чтобы отдать кредиторам деньги, то продавать будет уже нечего. Более того, продолжает Смирнов, члены альянса, а в первую очередь заместитель главы Минтранса Александр Мишарин и директор Департамента имущественных отношений Минтранса Александр Тихонов, которые были тогда председателями советов директоров KrasAir и «Домодедовских авиалинии», «подставили» и нового президента Дмитрия Медведева, якобы не сообщив ему о долгах, когда в июле 2008 года он передал активы AirUnion в капитал госкорпорации «Ростехнологии».

Часть экспертов в решении об увольнении главы Росавиации видят и политические причины. Так глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев усматривает проблему в прошлом Бачурина, связанном с «Аэрофлотом», где он занимал пост коммерческого директора. Пантелеев уверен, что сейчас государство "будет создавать крупнейшего авиаперевозчика под контролем «Ростехнологий», в связи с чем, человек связанный с какой-либо из авиакомпаний во главе отрасли видится существенной проблемой.

Как бы то ни было, очевидно, что третья смена главы Росавиации с момента ее создания в 2004 году негативно скажется на положении в отрасли. Такого мнения, в частности, придерживается председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев, возглавляющий антикризисный штаб AiRUnion. Он пока не видит на рынке адекватного претендента, который согласился бы возглавить Росавиацию. Гендиректор Sky Express Марина Букалова подтверждает, что очередная смена руководства профильного ведомства не может рассматриваться перевозчиками как сигнал к стабильности на рынке.

«Для нас важно, чтобы административные реформы в отрасли когда-нибудь закончились и можно было бы работать в сложившейся конфигурации», - резюмирует гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов.