Юррынок
30 марта 2018, 8:53

Тренды и бренды: эксперты обсудили меняющийся юррынок

Тренды и бренды: эксперты обсудили меняющийся юррынок
Как изменились корпоративные департаменты за последние годы, что делать слишком опытным инхаус-юристам в рамках холдинга, как выделиться на высококонкурентном рынке судебных споров и построить бренд компании? Эти вопросы обсудили эксперты в ходе конференции "Право.ru" "Экономика юридической фирмы".

Инхаус ищет выход

В 2010 году юррынок был полон среднего уровня инхаусов, на нем царило засилье международных компаний, а крупный российский юрбизнес был представлен несколькими компаниями, которые и сейчас у всех на слуху, и рядом широко известных в узких кругах юристов, вспоминает Александр Пахомов, управляющий партнер УК "Право и бизнес". С тех пор многое поменялось. Значительно возросло значение корпоративных департаментов. "Раньше очень мало юристов входило в состав правлений, сейчас же много крупных холдингов, где юристы – в составе и правлений, и других исполнительных органов", – подтверждает Александр Пахомов.

Сегодня инхаусы уже поглотили часть услуг, которые раньше предлагали консультанты, и оказались вполне в силах конкурировать с внешними специалистами. Крупные холдинги по сути имеют департаменты, которые можно приравнять к средней юридической компании. Часто они настолько сильны, что их сотрудникам уже тесно в рамках фирм и с профессиональной, и с карьерной точки зрения. Один из вариантов в такой ситуации – выйти в бизнес, руководить подразделениями или компаниями внутри структуры. Но на деле это случается нечасто, признает Пахомов. Итог – бизнес имеет сильный юрблок, специалисты которого на определенном этапе уже не могут найти себе применения.

Тем не менее варианты для инхаусов есть, рассказывает Пахомов. Один – оказывать юруслуги дочерним предприятиям, используя свой профессиональный опыт. Другая модель – превратить юрдепартамент в центр оказания услуг для дочек как в собственном лице, так и с помощью консультантов. Такой сценарий к тому же помогает не проводить закупки юруслуг по периметру дочерних компаний.

Департамент как юрфирма

Еще одним трендом рынка как на Западе, так и в России уже не первый год называют попытки юридических департаментов приносить прибыль фирме, забирая проекты со стороны, в качестве обычных консультантов. У нас первопроходцем в этой области стали юристы "Мегафона". Чего удалось добиться корпоративным юристам в нетипичной для них роли, пока судить сложно, но коллеги-консультанты сомневаются в успешности подобной концепции.

Инхаус-юристы вряд ли могут предложить спектр компетенций по всему рынку, считает Александр Пахомов: "Это связано с тем, что их юрбизнес накладывается на корпоративную платформу, их услуги – это продвижение услуг компании, в которой они работают". Александр Аронов, управляющий партнёр "Аронов и партнёры", отмечает, что такое решение подошло бы скорее для "юридического фаст-фуда" – массовых недорогих услуг для клиента.

Приживется ли тенденция "выделения" юрдепартаментов в России или же холдинги ограничатся расширением их роли за счёт описанных выше моделей, пока неясно, но консультанты склоняются ко второму варианту. Зато налицо оказались и другие тенденции, которые отметил Александр Аронов. Первая – то, что клиенты всё чаще хотят, чтобы у них в офисе постоянно сидел адвокат. Причина – адвокатская тайна, заметил Аронов. О том же шла речь на прошлом юридическом форуме в Санкт-Петербурге: наличие адвокатов и адвокатской тайны инхаусы отмечали как преимущество работы с российскими консультантами. Второй тренд, который выделил Аронов, – то, что клиенты готовы пригласить консультанта по сути в качестве управляющей компании, где его представитель будет директором по правовым вопросам. По сути, такие предложения были еще в 2003 году, заметила Екатерина Клейменова, руководитель специальных проектов "Право.ru", но они не предлагались рынку. Сегодня же это может стать конкурентным преимуществом консультанта.

"Спорный"рынок: как выделиться на общем фоне

Сегодня в конфликтных практиках конкуренция продолжает возрастать, признали участники дискуссии. Это подтверждают и цифры: в прошедшем году в рейтинг Право-300 было подано рекордное количество проектов по "конфликтным" отраслям права. Счёт идет на тысячи, заметила Екатерина Клейменова. Растёт и число фирм, предлагающих подобные услуги. По оценке Ивана Апатова, управляющего партнера White Collar Strategy, 80% компаний так или иначе занимаются спорами или практиками, где споры преобладают, а у ряда компаний выросли востребованные в нынешних реалиях практики уголовного права и банкротства.

Один из заметных трендов на рынке литигаторов то, что споры становятся гибридными. Часто юристам приходится полноценно участвовать как в арбитражном, так и в параллельном уголовном или банкротном процессе, связанном с одним и тем же вопросом, замечает Апатов. Для таких споров нередко привлекают нескольких консультантов. Исходя их этого, он дал три совета коллегам.

1. Создать практику так, чтобы была возможность вести гибридные споры, ведь рынок идет за спросом клиента, а сегодняшний запрос – на комплексные вопросы, проблемы клиентов, как правило, многокомпонентны. Создать нужную линейку практик можно как самостоятельно, так и в рамках сильной партнерской сети – сегодня юррынок живёт отчасти за счёт партнерств, а в делах участвуют несколько компаний. Это подтвердил и Сергей Савельев, партнер компании Saveliev, Batanov & Partners. По его словам, 70% заказов фирмы поступает от партнеров, так что и позиционирование компании направлено во многом на коллег по цеху.

2. Развивать отраслевую специализацию и умение работать с представителями различных индустрий. Где-то это важно для сути процесса, где-то психологически – клиенту просто приятно, что вы понимаете специфику его работы и знаете корпоративные особенности.

3. Самое сложное – создать большую "скамейку запасных". Команда скорее должна быть похожа не на пирамиду, во главе которой – управляющий партнер, а на горизонтально интегрированную структуру. Это риск, но бояться ухода коллег не стоит, уверен Апатов. Лучше создать команду с множеством сильных игроков и не избегать объединений. Один "звездный" партнер при росте числа дел неминуемо вынужден будет или отказываться от них, или понижать качество услуг, что не на пользу фирме. Большое число успешных партнеров позволит и взяться за более сложные споры.

Привлечь и удержать

Задача не просто набрать много людей в компанию, но выбрать в команду сильных, понятных и узнаваемых. "Надо быть уверенным в легитимности этих людей на рынке", – заметил Александр Аронов. Однако компания должна быть готова и к тому, что партнер может уйти. Не потерять в этой ситуации поможет весомость бренда компании – фактически именно бренд признают сегодня самым значимым нематериальным активом фирмы. Советы о том, как его создать, дал Иван Апатов, а другие участники дискуссии указали на то, что именно поможет компании привлечь и удержать юристов. По словам Романа Макарова, партнёра Nektorov, Saveliev & Partners, который некоторое время назад был управляющим партнером собственной компании, но потом принял решение о слиянии с НСП, мотивацией может стать личный профессиональный рост юриста. В его случае стимул для объединения был скорее психологическим, признался Макаров: хотелось работать с сильными партнёрами, от которых есть что взять. И такой подход себя оправдал – пришлось выйти из зоны комфорта, но результаты работы всей команды улучшились в разы.

Хорошая команда может привлечь и удержать как сотрудника, так и клиента. А ее позиционирование – сильный бренд, который, как считает Сергей Савельев, в итоге дает возможность фирме повышать ставки, выигрывать у конкурентов, рекрутировать звезд, выбирать клиентов самим и проще получать новую работу. Другими словами, даёт фирме больше свободы по всем направлениям. Ядром бренда была и остается экспертиза, которая, отметил Савельев, включает в себя не только знание права, но и доверие, надежность и должный уровень сервиса. При этом сегодня фирме, чтобы отличаться от конкурентов, нужен фокус на специализацию и трансляция экспертизы вовне, уверен юрист, в том числе через участие в рейтингах и мероприятиях.

О важности бренда говорил и Сергей Долгов, директор по коммуникациям Национальной Юридической Службы "АМУЛЕКС". 

Перед лицом новых технологических вызовов юридическому бизнесу приходится трансформироваться и искать новые подходы как в обслуживании клиентов, так и во внутренних бизнес-процессах.

Сергей Долгов, директор по коммуникациям Национальной Юридической Службы "АМУЛЕКС"

Он уделил особое внимание внедрению инноваций и технологических решений в компаниях, и поделился опытом в том, с какими трудностями придется столкнуться на этом пути,  какие это в итоге приносит выгоды бизнесу и почему важно превращать сотрудников в проводников корпоративного бренда. Также он рассказал, как в компании мотивируют сотрудников. Кстати, не последнюю роль в этом играет и офисное пространство – о значимости этого аспекта рассказали Наталия Колодежная, управляющий партнер, и Валерия Панасенко, директор по развитию юридической фирмы «PARADIGMA», в офисе которой и проходила конференция.