ПРАВО.ru
Практика
23 апреля 2021, 9:22

ВС указал, кому нельзя начислять проценты в банкротный мораторий

ВС указал, кому нельзя начислять проценты в банкротный мораторий
Авиакомпания Red Wings, пострадавшая во время пандемии, решила, что начислять ей проценты по долгу нельзя. Кредитор компании настаивал, что это возможно, если фирма не сослалась сразу на возникшие в связи с коронавирусом сложности и факт нахождения в пострадавшей отрасли. Тем более, что убытки еще надо доказать. Верховный суд объяснил, на что имеет право столкнувшийся с трудностями бизнес.

Авиаперевозчик Red Wings 24 декабря 2015 года заключил договор, по которому производитель самолетов ПАО «Туполев» обязался ему передать комплект технической документации за 4 млн руб. Летом 2017 года заказчик получил бумаги, но заплатил лишь 500 000 руб.

«Туполев» обратился в АСГМ и потребовал выплатить 3,5 млн руб. долга и 691 704 руб. процентов за пользование чужими средствами до февраля 2020 года, а также проценты с этой даты и до фактического погашения задолженности. Суд полностью удовлетворил требования. Вышестоящие инстанции с ним согласились.

Red Wings оспорила размер процентов по иску о взыскании долга и неустойки в период действия банкротного моратория (с апреля 2020 года до января 2021 года, дело № А40-54774/2020). По мнению авиакомпании, она пострадала от пандемии, а значит, проценты начисляться не должны.

Верховный суд рассудил иначе, направив дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Решение ВС: поддержка должника в любом случае

В определении ВС согласился с позицией о том, что для освобождения подмораторной компании от ответственности достаточно одного – ее основная деятельность по коду ОКВЭД должна входить в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный правительством. При этом ни причины возникновения просрочки, ни связь между просрочкой и коронавирусом доказывать не нужно. 

«Это связано с тем, что законодатель презюмировал: самим только фактом всемирной пандемии пострадавшим компаниям нанесен настолько серьезный экономический ущерб, что любая дополнительная финансовая санкция в этот сложнейший период приведет к тому, что такая организация уже никогда не погасит свои долги перед кредиторами», – отметила представитель авиакомпании Мария Бабаева.

Экономколлегия разбиралась, кому положен банкротный мораторий

Меры финансовой поддержки в возникших условиях законодатель дает определенной категории лиц независимо от их волеизъявления, отмечает Александр Кудрявцев, адвокат Коллегии адвокатов Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании . «Необходимо учитывать, что освобождение от взыскания финансовых санкций в период действия моратория и иные последствия моратория не являются средствами защиты должника в судебном процессе, реализация которых зависит от процессуального поведения», – говорит Кудрявцев. На это и указал Верховный суд в определении по делу.

Эксперты: надо учитывать добросовестность должника

Практика применения банкротного моратория, в том числе его положений об освобождении от ответственности, должна исходить из соблюдения баланса интересов как должника по обязательству, так и кредитора, отмечает Анастасия Шамшина, адвокат, руководитель рабочей группы юридической компании РКТ РКТ Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) 4место По выручке на юриста (более 30 юристов) 6место По выручке 16место По количеству юристов Профайл компании . В противном случае, как и в рассматриваемом деле, может возникнуть противоречивая ситуация: с одной стороны должник по обязательству пользуется своим законным правом не платить проценты по долгу (ст. 395 ГК), с другой – задерживает оплату кредитору до окончания срока действия моратория без риска ответственности. 

Но в таком случае кредитор лишается предусмотренных законом инструментов побуждения должника к исполнению обязательства в натуре и уплаты средств, что не отвечает принципу соблюдения баланса. «Верховный суд намекнул, что в действиях должника, который, прикрываясь мораторием, не осуществляет платежи по договорам, могут усматриваться признаки злоупотребления правом», – отметила Шамшина. На сегодняшний день уже можно сделать вывод о том, что мораторий не оказал в должной мере того влияния на рынок авиаперевозок, которого от него ожидали, говорит она: большинство крупных авиакомпаний по-прежнему находится в сложной (на грани критической) финансовой ситуации.

Несмотря на данные ранее разъяснения ВС о том, что в период действия моратория не начисляются проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности, в судебной практике до сих пор отсутствует единый подход к определению субъектов хозяйственной деятельности, на которых это положение распространяется, отмечает Александр Сорокопуд, адвокат BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Международные судебные разбирательства группа Фармацевтика и здравоохранение группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Уголовное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 4место По выручке 6место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10место По количеству юристов Профайл компании . Так, согласно одной позиции, освобождению от финансовых санкций в период моратория подлежат все должники, осуществляющие хозяйственную деятельность в пострадавших отраслях. Исключением являются лишь случаи, если кредитор докажет, что должник в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для моратория, и его ссылки на эти обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения. 

В рамках дел о привлечении других авиакомпаний к гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств суды придерживались этого подхода. ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (дело № А40-137275/2020) и АО «Авиакомпания «Якутия» (дело № А58-4308/2020) были освобождены от уплаты процентов за пользование чужими средствами в период действия моратория, приводит примеры Сорокопуд.

Директор юридического департамента Red Wings Дмитрий Малышев отметил: рассмотрение этого дела Верховным судом должно привести к единообразию практики применения судами моратория на банкротство как меры поддержки пострадавших организаций – и сейчас, и в будущем.