ПРАВО.ru
Законодательство
16 февраля 2022, 15:46

Госдума одобрила законы об автоматизации УСН

Воспользоваться новым налоговым режимом сможет только небольшая доля предпринимателей, рассказали Право.ru эксперты по налогам. Кроме того, так как учет НДФЛ сотрудников новый режим возлагает на банки, те могут сделать эту услугу платной.

16 февраля Госдума сразу во втором и третьем чтении рассмотрела и приняла внесенный правительством законопроект о специализированном режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН) и его новеллы-спутники. Инициатива призвана упростить отчетность для предпринимателей, которые используют контрольно-кассовую технику.

Эксперимент по введению АУСН предлагают провести в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. Он продлится до 2027 года. Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и ИП, годовой доход которых не превышает 60 млн руб., стоимость основных средств не превышает 150 млн руб., а количество сотрудников не превышает пять человек. Им не придется подавать декларацию о доходах, вместо этого налоговый орган рассчитает их сам на базе учета доходов и расходов через кассовый аппарат.

Уплата такого налога будет ежемесячной.

Оплачивать труд сотрудников участники эксперимента должны будут через уполномоченную кредитную организацию, которая будет исчислять НДФЛ и перечислять соответствующие суммы в бюджет. Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в режиме АУСН уплачивать не придется. Выпадающие доходы соответствующих фондов будут финансировать из бюджета. Это регулируют законопроекты-спутники.

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что эта новелла продолжает и развивает рассмотренный накануне в первом чтении законопроект о едином налоговом платеже. Она тоже направлена на снижение административной, бухгалтерской нагрузки на бизнес. «По существу, «упрощенщикам» вообще не понадобится своя бухгалтерия», — заявил Макаров.

Кроме того, в поправки к Налоговому кодексу внесли уточнения о допуске российских компаний в специальные административные районы (САР). Ранее европейский регулятор внес Россию в «серую» зону по налоговому регулированию из-за создания таких зон, куда формально закрыт доступ национальным компаниям. При этом, согласно поправкам, чтобы перейти в САР, фирмам потребуется согласие того региона, в котором они были зарегистрированы раньше.

Депутат от КПРФ Михаил Щапов призвал в будущем сделать требования для АУСН менее строгими или ввести переходный период на случай, если развитие предприятия не позволит ему больше соответствовать этим критериям. Макаров подтвердил, что закрепленные сейчас в законопроекте нормы предназначены именно для эксперимента.

Снижение гарантий или «обеление»?

Законопроект логично продолжает политику ФНС по получению практически неограниченного прямого доступа к данным налогоплательщика без предусмотренных сейчас НК контрольных процедур, считает Галина Акчурина, партнер Kept Kept Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Экологическое право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) в России и СНГ. Эта новелла приведет к ослаблению гарантий защиты прав налогоплательщика от незаконного списания налогов.

«Сейчас, если вы сдаете налоговую декларацию и налоговый орган не согласен с вашим расчетом налога, он должен провести камеральную проверку, составить акт, а у вас есть право направить возражения в течение месяца и оспорить решение до списания денег», — отмечает Акчурина. Эта и другие инициативы, которая передает исчисление налогов государству, ведет к утрате таких гарантий. Так, на предоставление возражений у налогоплательщика будет только семь дней. «Государство гораздо больше защищает свои интересы, чем интересы предпринимателей», — уверена Акчурина.

Пока законопроект предполагает добровольный переход на этот экспериментальный режим и только на ограниченной территории. Но, учитывая амбиции ФНС, если ведомство признает эксперимент удачным, то этот режим с высокой степенью вероятности станет обязательным.

Галина Акчурина

Эксперимент может затронуть очень небольшой круг бизнесменов, полагает Владлена Варшавская, старший партнер юридической фирмы Варшавский и партнеры При этом ставки налога при АУСН выше, чем при обычной упрощенной системе налогообложения (УСН). Видимо, так законодатель стремится компенсировать бюджетные затраты от уплаты страховых взносов по работающим сотрудникам, полагает Варшавская.

Не исключено, что число запросов из налоговых органов при введении АУСН станет меньше: все и так на виду, отметил Николай Андреев, руководитель налоговой практики ЮК Зарцын и партнеры Зарцын и партнеры Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Цифровая экономика группа Санкционное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) Но сейчас условия для применения такой системы кажутся стимулом, скорее, для дробления бизнеса. Отличные возможности предусмотрены только для сравнительно небольших компаний или компаний с «серой» занятостью, полагает Андреев.

АУСН в целом направлен на обеление заработной платы людей, трудоустроенных на микропредприятиях и у ИП, отмечает Ксения Пантелеева, заместитель Управляющего партнера Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Уголовное право Профайл компании Вместе с тем нерешенным остался вопрос о предоставлении такими налогоплательщиками остальной отчетности, уточняет она. Так, Пантелеева считает излишним любой бухгалтерский учет на микропредприятиях с учетом подразумеваемой новеллой полной прозрачности всех финансовых операций.

Мнимая выгода?

При выборе режима налогообложения по доходам налогообложение для бизнеса однозначно вырастет в сравнении с УСН даже с учетом страховых взносов, подсчитала Владлена Варшавская. В режиме «доходы минус расходы» ставка сейчас составляет 15%, а в АУСН — 20%. Поскольку налог по АУСН будут взыскивать каждый месяц, бизнесу придется платить за полученные авансы, что также составит значительную нагрузку, отмечает эксперт.

«Таким образом, говорить, что новый налоговый режим станет более легким, преждевременно», — подытожила Варшавская.

Инициатива перекладывает функцию по исчислению налогов на коммерческие банки, указывает Акчурина. Привязка налогоплательщика к конкретному банку может стать сильно обременительной или даже кабальной, опасается она.

С высокой долей вероятности список банков, которые смогут выполнять такую функцию, будет ограничен, а ее выполнение будет для бизнеса не бесплатным.

Владлена Варшавская

Система еще будет обкатываться, значит, нас ждут постоянные изменения, отмечает Андреев. К тому же далеко не всегда то, что получит налоговая, будет соответствовать реальности. Часто финансовые операции не в полной мере проводят через кассу, подчеркнул эксперт.

Законопроект № 20281-8 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»

Законопроект № 20492-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» и в части отдельных вопросов налогообложения международных холдинговых компаний)»

Законопроект № 20283-8 «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (об установлении нормативов распределения доходов от применения специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»)»