ПРАВО.ru
Legal Digest
25 сентября 2023, 9:00

Утренний обзор за 25 сентября

В США подали коллективный иск к разработчикам искусственного интеллекта из-за нарушения авторских прав. В Минтруде предложили наказывать компании за незаполнение квот для инвалидов. Из состава крупнейшего коллекторского агентства «Первое клиентское бюро» вышли иностранные владельцы. Об этих и других событиях рассказываем в утреннем обзоре Право.ru.

В США подали коллективный иск к разработчикам ИИ. Гильдия писателей и 17 авторов предъявили иск к группе компаний OpenAl в Окружном суде США по Южному округу Нью-Йорка, пишет телеграм-канал «Рульфы, сильфы и инхаусы». Иск связан с нарушением авторских прав: при обучении ChatGPT в нейросеть вводили тексты истцов. При этом разрешения авторов не спросили, а деньги за такое использование их произведений не платили. В иске требуют запретить использовать тексты при обучении искусственного интеллекта, возместить прямые убытки (их размер не указан) или по $150 000 за каждый случай нарушения авторских прав.

Бизнес предложили наказывать за незаполнение инвалидных квот, сообщают «Ведомости». Такую идею высказал Минтруд. При этом министерство предлагает оказывать компаниям господдержку, чтобы адаптировать рабочие места для инвалидов. Согласно информации Росстата, на начало года в РФ числится 4,2 млн людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, но работает только 1 млн из них. Глава Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что зачастую работодатели формально относятся к квотам для инвалидов: последним предлагают условия, при которых они не могут работать либо же получают минимальную плату. 

Из состава коллекторского агентства «ПКБ» вышли иностранцы, пишет РБК. Речь о структурах инвестиционного фонда Baring Vostok американца Майкла Калви и об инвестфонде Da Vinci Capital. Кроме того, основатель агентства Сергей Власов, бывший совладелец и предправления банка «Восточный экспресс», который впоследствии стал банком «Восточный», тоже продал свою часть бизнеса. В Baring Vostok не уточнили, кто стал новым обладателем доли, но два источника сообщили изданию, что это российский бизнесмен Роман Ковалев. 100% акций теперь у компании «Тинсайд», которой владеет Ковалев, сказал глава «Первого клиентского бюро» Николай Клековкин.

Полиции запретят наказывать бизнес, сообщает «Коммерсант». Минюст разработал новеллу, в соответствии с которой разграничиваются полномочия МВД и контрольно-надзорных органов в отношении бизнеса. Из КоАП хотят убрать «отдельные полномочия» полиции: речь о составлении протоколов и рассмотрении дел в сферах, где у органов внутренних дел нет компетенций. Если законопроект примут, возбуждать дела из-за невыполнения обязательных требований будут лишь контрольно-надзорные органы.

Власти обсуждают идею собирать больше данных об авиапассажирах, пишут «Известия». Сейчас в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности передаются Ф. И. О. пассажира, дата рождения, данные документа, по которому оформлялась бронь, пункты отправления и назначения, дата поездки, пол, гражданство, номер телефона и адрес электронной почты. Власти хотят расширить этот перечень, пишет издание со ссылкой на источники. Туда могут добавить данные о способе оплаты билета, сведения об учетной записи пассажира на сайте авиакомпании и IP-адрес устройства, с которого передавалась информация при бронировании. Пока не определили точно новые категории данных, которые будут передавать властям.

Предпринимателей обманывают через предложения о рекламе, сообщает ТАСС. В «Лаборатории Касперского» выявили мошенническую схему, когда бизнесменам рассылают письма от имени ушедшей из РФ фирмы. В них предлагают прорекламировать бизнес на многомиллионную базу россиян старше 18 лет. Чтобы предприниматели получили такую услугу, мошенники просят перевести им сумму в биткоинах на криптокошелек и одобрить оплату очередным письмом. Злоумышленники проще обходят спам-фильтры при рассылке, так как используют формы обратной связи — легальную инфраструктуру. Такая услуга по рассылке может навредить репутации рекламируемого бизнеса. «Контактные данные организации могут попасть в базу спам-фильтров, после чего и нормальные письма с этими данными могут быть заблокированы», — объяснил руководитель группы защиты от почтовых угроз «Лаборатории Касперского» Андрей Ковтун.