Парламентские ююристы озвучили замечания к правительственному законопроекту, регламентирующему порядок принятия решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. Они обращают внимание на несоответствие норм документа законодательству и просят конкретизировать некоторые положения.
В конце февраля правительство внесло в Госдуму проект поправок в законы "О статусе судей в Российской Федерации" и "Об оперативно-розыскной деятельности", ссылаясь на то, что "в российском законодательстве не установлен механизм изменения подсудности рассмотрения вопроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи".
В связи с этим в законе "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается указать, что "при наличии обоснованных опасений о возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судей, материалы могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд". Такая передача возможна будет только "на основании решения председателя Верховного Суда РФ или его заместителя". Также в законе должна появиться норма о том, что "уполномоченный судья должен незамедлительно рассмотреть материалы единолично", и что он "не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления".
Кроме того, пункт 7 статьи 16 закона "О статусе судей РФ" дополняется нормой, согласно которой территориальная подсудность уголовных дел и материалов, по которым будут осуществляться следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-розыскной деятельности.
Именно эта отсылка на закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не понравилась думским юристам. "В проектной редакции [поправок] указано, что территориальная подсудность уголовных дел определяется, в том числе, законом „Об оперативно-розыскной деятельности“, однако ни в действующей редакции этого закона, ни в рассматриваемом проекте таких положений не содержится", — говорится в заключении Правового управления Госдумы.
Кроме того, претензии есть и к самой формулировке нормы, определяющей возможность изменения территориальной подсудности уголовных дел и рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав в отношении судей. "Необходимо уточнить о каком судье идет речь, поскольку вопрос о даче разрешения на проведение оперативно-розыскных материалов, связанных с ограничением гражданских прав или нарушением неприкосновенности, в отношении судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда <…> рассматривается Верховным Судом РФ".
С текстом законопроекта № 26523-6 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" можно ознакомиться здесь.