ПРАВО.ru
Репортаж
1 октября 2012, 17:56

ВС изучил последствия конфликта председателя Волгоградского облсуда со своими замом

ВС изучил последствия конфликта председателя Волгоградского облсуда со своими замом
Экс-заместитель председателя Волгоградского областного суда Сергей Злобин

Бывший зампред Волгоградского облсуда Сергей Злобин убеждал ВС РФ в том, что его заявление в ВККС об отставке было написано под давлением председателя суда. "Потапенко вынудил меня под угрозой возбуждения уголовного дела в отношении моей супруги, — рассказывал он. — В [заявлениях на нас написано все]: мы и коррупционеры, и супруга моя — черный риэлтор, и что мы… цари всея Руси. Я не смог устоять".

Злобин сначала стал широко известен благодаря обвинениям в злоупотреблениях (лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин утверждал, что он захватил около гектара земли, в том числе дорогу общего пользования и водоохранную территорию), а затем — как разоблачитель коррупции в судейском корпусе "В Волгоградской области судьи вынуждены рассматривать так называемые "заказные" дела, то есть выносить судебные решения под влиянием правоохранительных органов, руководства судов в нарушение принципа судейской независимости", — говорил он в эфире радиостанции "Эхо Москвы" и телеканала "Дождь".

Злобин обжаловал решение Высшей квалификационной коллегии судей, которая 13 декабря 2011 года удовлетворила его прошение об отставке. Это была уже пятая попытка ВС рассмотреть этот вопрос. Ранее заседание переносились по письменным просьбам заявителя, а в этот раз он приехал сам и взял с собой двух представителей — Алексея Прохорова и адвоката Парижской коллегии адвокатов Юлию Лепаж. Возможно, сказалось то, что накануне, 27 сентября 2012 года ВККС приняла еще одно решение на его счет — прекратила отставку по инициативе Совета судей Волгоградской области (судьи увидели в публичной активности своего коллеги попытку дискредитировать судейское сообщество). "Вчера состоялось заседание ВККС о прекращении отставки Злобина, и с сегодняшнего дня она прекращена, — сообщил Прохоров судье ВС Николаю Романенкову и тут же добавил, что полагает, что именно поэтому тот откажет в удовлетворении заявления.

Главным аргументом Зобина и его представителей в пользу отмены декабрьского решения ВККС было то, что заявление об отставке было написано под давлением председателя Волгоградского областного суда Сергея Потапенко. По ходатайству Злобина к делу были приобщены документы, которые, по его мнению, свидетельствовали об этом — переписка, интервью Потапенко и его объяснения на квалифколлегии.

"Сегодня мы докажем, что инициатива Злобина о прекращении полномочий не была добровольной. Сегодня мы докажем, что его заставили написать такое заявление, — говорил Прохоров. — Все утверждения Злобина, сделанные в СМИ, являлись правдивыми и отражали стремления Злобина к авторитету судебной власти и поддержанию престижа судей. Он не только не подрывал авторитет судебной власти, а, наоборот, боролся за улучшение качества правосудия". В свою очередь Лепаж просила суд обратить внимания на обстоятельства ухода Злобина в отставку. "Мне кажется, нужно все проверить, мотивы и прочее", — сказала адвокат.

Но у противоположной стороны была четкая позиция: все мотивы сформулированы в заявлении и ничего больше выяснять не надо. "Полномочия Злобина прекращены в связи с его письменным заявлением. Таких заявлений было три: в связи с состоянием здоровья, по собственному желанию и, наконец, по собственному желанию с просьбой провести заседание без него", — сказала представитель ВККС Залина Камбегова, которая также добавила, что к настоящему моменту уже пропущен срок для обжалования решения квалифколлегии в судебном порядке.

После этого несколько часов в разных выражениях стороны выясняли, является ли сформулированное в заявлении Злобина желание уйти в отставку реальным мотивом или надо искать другие.

– Означает ли ваше выступление признание того, что в момент рассмотрения заявления Злобина 13 декабря мотивы не исследовались? – поинтересовался Прохоров и после утвердительного ответа задал еще один вопрос: — Было ли ВККС известно о конфликте Потапенко и Злобина (оба писали друг на друга жалобы в ВККС и ВС — прим. авт.)

- Имеющаяся переписка давала об этом представление. Сам Злобин ранее обращался в ВККС, но к рассмотрению заявления об отставке это отношения не имеет. Он использовал свое право, мотивы мы не исследовали, — заявила Камбегова.

- Почему ВККС, зная об обращениях оппонентов [имеются в виду жалобы в ВККС и ВС — прим. ред.] друг на друга, не захотела проверить, добровольно ли [уходит в отставку Злобин]? – задал очередной вопрос Прохоров.

- У нас не было оснований усомниться, что [заявление] написано Злобиным, — ответила представитель ВККС.

- Почему вы не воспользовались правом проверить мотивы?

- Потому, что Злобин воспользовался правом об отставке.

- Можете вы предоставить доказательства того, что он писал заявление добровольно?

- Его заявление, — назвала это доказательство Камбегова и предложила свой вариант глубинных мотивов Злобина: — Ему могло все надоесть и он ушел.

А сам бывший зампред Волгоградского облсуда рассказал присутствующим, какое именно давление на него оказывали. "Потапенко вынудил меня написать заявления под угрозой возбуждения уголовного дела в отношении моей супруги. Я не смог устоять и все эти подписи которые мной сделаны не оспариваю", — сказал он.

 - Чем ваша жена таким занималась? А как Потапенко мог возбудить уголовное дело? Это не его функция, — спросил судья Романенков.

- Супруга работала в судебном департаменте. В течение девяти месяцев Следственный комитет проверял ее по надуманным жалобам одного корреспондента Крылова (скорее всего, Дмитрий Крылов — прим. ред.). Там написано все: и что мы коррупционеры, и что моя супруга — черный риэлтор, и что мы… цари всея Руси. В результате мы получили пять постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Полагаю, что Крылова просил все это писать Потапенко.

Ответа на вопрос о том, почему именно Потапенко так хотел отставки Злобина, на заседании так и не прозвучало, а в прениях его участники еще раз повторили свои позиции. "Исследованные в судебном заседании письменные признания председателя Потапенко о том, что именно он был инициатором сложения Злобиным с себя полномочий, неопровержимо доказывают, что доброй воли у Злобина на прекращение судейской карьеры не было", — сказал Прохоров. "Доводы, приводимые в этом заседании, никоим образом не могут повлиять на законность и обоснованность [решения по заявлению Злобина об отставке]", — парировала Камбегова, затем судья Романенков удалился в совещательную комнату и спустя 10 минут сообщил, что в удовлетворении жалобы Злобина отказано.