ПРАВО.ru
Интерправо
20 сентября 2011, 16:43

ЕСПЧ не нашел признаков дискриминации в "первом деле "ЮКОСа", его налоговые схемы были незаконными

ЕСПЧ не нашел признаков дискриминации в "первом деле "ЮКОСа", его налоговые схемы были незаконными
Фото RTV International

Сегодня Европейский суд по правам человека вынес решение по делу ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против Российской Федерации (полный текст смотрите здесь). По мнению страсбургского суда, власти не проявляли диcкриминацию по отношению к бывшей компании Михаила Ходорковского и относились к ней во время разбирательства по "первому делу" как и ко всем остальным компаниям. При этом ЕСПЧ признал нарушение ст.6 Конвенции, декларирующей право на справедливый суд. Юристам ЮКОСа, как следует из постановления суда, не было предоставленно достаточного количества времени, чтобы ознакомиться с материалами дела. Другой принципиальный вопрос — о компенсации в размере "не менее 100 млрд евро" остался пока открытым.

Жалоба ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" (ликвидированное ныне юридическое лицо) к России была подана в Страсбург в апреле 2004 года. Нефтяная компания заявляла, что российские власти во время так называемого "первого дела "ЮКОСа" нарушили шесть статей Конвенции о правах человека. В частности, речь шла о праве на справедливый суд (ст.6), защиту собственности (ст.1 протокола №1), защиту от дискриминации (ст.14), а также о пределах использования ограничений в отношении прав (ст.18).

Как установил ЕСПЧ, власти действительно допустили ограничение прав истца в отношении справедливого суда. Юристам "ЮКОСа" не было предоставлено достаточное количество времени, чтобы ознакомиться с материалами дела в первой инстанции: на изучение 43000 страниц у стороны защиты было лишь четыря дня, подчеркивается в решении суда.

Также суд подтвердил, что сумма налоговых претензий государства к компании, касающихся периода 2000-2001 годов, была рассчитана с нарушениями. Однако аналогичные вычисления по налоговому периоду с 2001-го по 2003 год верны и законны.

Страсбургский суд не смог найти в деле "ЮКОСа" и дискриминационную составляющую. Как посчитали в ЕСПЧ, схемы налоговой оптимизации, которыми пользовалась компания, никогда не были законными в России. Одновременно суд не смог найти доказательств того, что подобные приемы были общепринятой практикой в российском бизнесе.

"ЮКОС" хотел получить в качестве компенсации от России "не менее 100 млрд евро", что могло стать самой крупной подобной суммой в истории ЕСПЧ. Суд, впрочем, пока не стал принимать решения о компенсации, оставив за собой право "подумать" еще три месяца, намекнув, что за этот период стороны вполне могут договориться между собой.

Интересно, что несколько судей выступили с частично несовпадающим с позицией суда особым мнением, в том числе это сделал Андрей Бушев, назначенный на это дело от России ad hoc.

Напомним, 29 января 2009 года ЕСПЧ признал жалобу ЮКОСа приемлемой в части принудительного исполнения налоговых решений и продажи 19 декабря 2004 года с торгов основного актива ЮКОСа — 76,79% акций ОАО "Юганскнефтегаз" (решение суда ).

Публичные слушания по этому делу ЕСПЧ провел в марте 2010 года. На слушаниях представитель ЮКОСа заявил, что российские власти произвольно и незаконно начислили компании с 2000 по 2003 годы €19,6 млрд дополнительных налогов, пени и штрафных санкций.

Российская сторона, в свою очередь, настаивала, что ЮКОС в 2000 – 2003 годах использовал налоговые схемы в обход российского законодательства. Компания пользовалась льготным налогообложением в некоторых российских регионах. Ответчик также утверждает, что аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" проходил строго в рамках закона.

Весной 2011 года Европейский суд рассмотрел личную жалобу Ходорковского на незаконное уголовное преследование. Суд не признал дело политическим, однако несколько жалоб были признаны обоснованными, и Россию оштрафовали на 10 000 евро. Кроме того, РФ обязали выплатить компенсацию издержек на сумму 14 543 евро.

В настоящее время к рассмотрению личной жалобы в Европейском суде готовится Платон Лебедев. 19 сентября его адвокаты заявили, что не будут продолжать добиваться условно-досрочного освобождения через российские суды, так как собираются сосредоточиться на разбирательстве в ЕСПЧ.