ПРАВО.ru
Новости компаний
22 октября 2021, 12:30

Delcredere и Orchards защитили ПАО «МТС» в споре с АО «ТИНЬКОФФ БАНК» о взыскании 1,1 млрд рублей

Delcredere и Orchards защитили ПАО «МТС» в споре с АО «ТИНЬКОФФ БАНК» о взыскании 1,1 млрд рублей
20 октября Арбитражный суд г. Москвы отклонил иск АО «Тинькофф Банк» к сотовому оператору ПАО «МТС» о взыскании более 1,1 млрд убытков, причиненных банку нарушением законодательства о защите конкуренции в 2017 году (А40-63512/2021).

Этот спор стал крупнейшим из серии подобных исков, поданных частными банками к операторам «большой четвёрки» в 2021 году. В сентябре этого года суд отказал в аналогичном иске банка «Ренессанс Кредит» к ПАО «МТС» на 72 млн руб. (А40-236965/2020). Интересы ПАО «МТС» в спорах представляли юристы Delcredere и Orchards.

Ранее ФАС возбудила дело в отношении нескольких операторов связи (МТС, «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2) за нарушение антимонопольного законодательства в связи с завышением тарифов на смс-рассылки. Позже «Тинькофф банк» обратился с исками к «Мегафону» и «Вымпелкому». А в марте 2021 года банк подал иск к ПАО «МТС» с самым крупным требованием о взыскании убытков. АО «Тинькофф Банк» указал, что неправомерное завышение оператором стоимости смс-рассылки причинило ему убытки более 1 млрд рублей, понесенные в связи с необходимостью оплачивать услуги ПАО «МТС» в повышенном размере. При этом собственное повышение тарифов на смс-информирование своих клиентов Тинькофф обосновывал не желанием перенести издержки, а иными причинами. Банк также утверждал, что повышение коснулось не всех клиентов банка. Такая позиция не нашла поддержки у суда. 

«Мы представили убедительные доказательства того, что Тинькофф Банк полностью компенсировал возросшие издержки, в полном объеме переложив их на своих клиентов. Несмотря на то, что повышение коснулось только части клиентов Тинькофф, повышение было настолько существенным, что покрыло все расходы банка. Это ситуация, когда часть клиентов банка заплатила за всех. Полный перенос издержек на клиентов банка подтверждается в том числе заключением экономистов Института экономики РАН. Расчеты показывают, что Тинькофф не только компенсировал издержки, но и стал зарабатывать на каждой смс ещё больше, чем зарабатывал до повышения тарифов сотовыми операторами. При этом между повышением тарифов сотовыми операторами и последующим повышением тарифов банком есть четкая причинно-следственная связь», - комментирует партнер, адвокат Delcredere Андрей Тимчук, представитель ПАО «МТС».

При расчёте убытков банк использовал временной интервал с декабря 2017 по ноябрь 2020 года. Такая позиция для расчёта, по мнению банка, была основана на антимонопольном нарушении, подтверждённом Решением ФАС России. В судебном заседании суд исследовал вопрос о неправомерности требования АО «Тинькофф Банк» о взыскании убытков за период с 2018 по 2020 год. Представители ПАО «МТС» указали, что ФАС России не проводила анализ состояния конкуренции на товарном рынке рассылки за 2018–2020 годы и не устанавливала доминирующее положение. 

«АО «Тинькофф Банк» не представил убедительных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие состава нарушения ПАО «МТС» антимонопольного законодательства за указанный период. Все доводы банка в поддержку позиции о наличии нарушения были нами опровергнуты. Более того, мы представили доводы, подтверждающие более высокий уровень проникновения интернета и увеличение количества пользователей мобильных телефонов с выходом в интернет, что привело к изменению границ рынка и отсутствию у ПАО «МТС» доминирующего положения. Указанные доводы убедили суд в неправомерности заявленных требований об убытках за период 2018–2020 гг., что повлекло за собой отказ в удовлетворении искового заявления», - подчеркнул Алексей Станкевич, партнёр Orchards, представлявший интересы ПАО «МТС» в данном деле.


Интересы ПАО «МТС» представляют:

Партнеры, адвокаты Delcredere Андрей Тимчук и Анастасия Тараданкина. 

Партнёр, адвокат Orchards, к.ю.н. Алексей Станкевич и Анастасия Сивицкая, адвокат, советник Orchards.